Давным-давно назрела необходимость в дискуссии, общении и совместном размышлении внутри Церкви о необходимости, границах и формах современной миссии.
Существующие средства вроде блогов и соцсетей дают нам прекрасный инструмент для публикации своих мыслей, обозначения понравившихся материалов, оставления комментариев вроде «+100500» для особо понравившихся и комментариев вроде «автор — дурак (модернист, либерал, фарисей, миссиофоб и другие страшные слова)» для не понравившихся. Но, к сожалению, публикации в соцсетях не приводят к серьезным обстоятельным диалогам.
Давайте поразмышляем. Нужна ли миссия вообще, и что это такое?
Традиционно под миссией понимается несение света веры Христовой людям, не знающим о Христе или знающим о Нем неверно.
Первых в наше время надо долго и сложно выискивать. Можно задать риторический вопрос: «Кто в наше время не слышал о Христе?». Но ведь «слышать» и «знать» — разные понятия.
Вторых же великое множество ходит вокруг нас. Каких только версий не услышишь в разговорах «на религиозную тему». Скажу одновременно крамольную мысль: а может ли каждый из нас, знающих о Христе, сказать, что знает о Нем верно? Я говорю в данном случае не только про уровень владения догматическим богословием, но и про молитву — кто скажет, что умеет молиться? А между тем, по словам аввы Евагрия Понтийского: «Богослов — тот, кто правильно молится». Таким образом, во вторую группу попадает великое множество народа: от представителей других религий, а также сект, агностиков, атеистов, до номинальных православных.
1. Итак, первым положением, стоило бы обозначить следующее: миссия (а вернее было бы, во избежание путаницы, понимать ее в будущем как просвещение) необходима не только аборигенам и сектантам, но и многим из называющих себя православными. И я бы даже выделил этих православных в качестве основных объектов миссии. Чисто статистически.
Давайте посмотрим на примере Центральной России. Сколько здесь православных? По результатам опросов — около 80% населения. Сколько же из них регулярно можно встретить в храме? Хорошо, если 3% населения. Конечно, на Небесах радуются более об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, поэтому миссия среди сектантов и мигрантов необходима; но тем большая будет радость о покаявшихся 77%.
2. Какова цель миссии, после какого момента миссионеру лучше самоустраниться?
Можно полагать, что в современных российских условиях необходимо достижение двух целей:
- приведение человека к сознательному исповеданию веры, скажем, на уровне знания и понимания катехизиса, и
- воцерковление, то есть осознание человеком необходимости регулярного участия в богослужениях и в таинствах Покаяния и Причастия.
Далее начинается приходская жизнь со всеми ее духовно-катехизическими перипетиями. Как невозможно считать целью миссии рассказ о Христе, то есть теоретические знания, так же невозможно считать миссией и приход (или пребывание) человека в храм без осознанной веры. Только при исполнении двух этих условий мы можем надеяться, что человек в Церковь пришел.
3. Методы
Самый сложный вопрос — «как?». Одни считают, что нужно «стяжать дух мирен, чтобы вокруг спаслись многие» (правда, не всегда для этого что-то делают). Другие считают, что нужно читать и изучать Евангелие. Иные видят миссию в противодействии сектантам, протестантам, модернизму или цифровым технологиям. Есть те, кто зовет с листовками на улицы. Есть и те, кто с горящим сердцем готов открывать обществу глаза на безнравственность и безбожие, используя провокации как способ достучаться до сознания. Некоторые считают, что вообще делать ничего не надо, и Господь Сам приведет кого нужно.
Однозначной точки зрения быть не может, да и не должно. Многообразие методов — следствие многообразия людей и обстоятельств. Что допустимо для миссионера в наше время, а чего стоит остерегаться?
Предлагаю обратиться к истории Церкви и жизнеописаниям святых миссионеров, чтобы увидеть основные принципы успешной миссии. Апостолы, мужи апостольские, святая равноапостольная Нина, святитель Григорий Просветитель, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, преподобный Сергий Радонежский, святители Стефан Пермский, Иннокентий Московский, Николай Японский, преподобный Макарий Алтайский и многие-многие другие проповедовали среди непросвещенных и нередко враждебных народов.
Обобщая, можно выделить следующие принципы: разговор на языке, понятном слушающим; проживание совместно с тем народом, которому проповедуешь; собственная подвижническая жизнь; не насильственность проповеди; отсутствие гонки за «показателями» и массовостью. Это — миссия личностей и создаваемой ими среды для развития (основание поместных Церквей, перевод священных текстов, организация школ, больниц и многое другое).
Можно отметить, наверное, и миссию государственную как особое направление. Византия, например, Российская империя в процессе расширения границ и развития дипломатических отношений тоже прикладывали усилия к распространению Православия. Пример равноапостольной Ольги наиболее известный и характерный, но далеко не единственный. Были и неудачные примеры, особенно когда в качестве методов пытались применять подарки и поощрения либо притеснения и военную силу.
Пожалуй, основным врагом миссии можно назвать насильственность, является ли она прямой, или скрытой, как, например, через подарки, обман-манипуляцию или провокацию. Нарушение или неполное выполнение остальных принципов миссии сделает ее более или менее успешной, а насильственность напрямую противоречит смыслу проповеди.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20) — принцип проповеди Слова Божия.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8) — принцип насильственности.
Наиболее показательным отрицательным примером можно назвать католическую и протестантскую миссии в Японии и Китае, приведшие в свое время к полной изоляции этих стран от внешнего мира и противлению всему, что хоть как-то ассоциировалось с христианством. В России известны случаи, когда при крещении некоторых малых народов применялись подарки или налоговые послабления, но такая практика быстро показала свою порочность и ненадежность.
Основываясь на принципах миссионерской деятельности Православной Церкви с учетом исторических ошибок и достижений, а также современных реалий и возможностей, можно вести такую деятельность и в наше время. Опыт Миссионерского отдела Московской епархии мы собрали в брошюру, которой можем поделиться с желающими: «Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии». Будем рады конструктивным замечаниям и предложениям.
Перечислять предлагаемые конкретные формы в данной статье, полагаю, не нужно, тем более, что их список не может быть исчерпывающим. Главной нашей мыслью при составлении методических указаний было следующее: основой миссионерской деятельности должен выступать приход (особенно это касается тех территорий, где основная часть населения — «крещеные, но непросвещенные»): духовенство, прихожане и приходские миссионеры. Нужны при этом, конечно, и централизованные миссионерские проекты, и методическая работа, и здоровые частные инициативы.
Но не должно быть православия вне храма, православия теоретического, православия вне Исповеди и Причастия. Как не должно быть и православных, не знающих основ своей веры, не читающих Священное Писание, не молящихся. Это что угодно православное, но не христианство.
И очень важно в деле просвещения избежать агрессии, самодовольства, акционизма, то есть того, что сейчас по какой-то нелепой случайности стали называть «миссионерством».
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15).