О моде на Православие говорят, естественно, с осуждением — ведь мода предполагает поверхностное увлечение чем-либо. Причем увлечение, связанное прежде всего именно с массовостью распространения предмета или его престижностью, но не всегда с его глубиной. Православие же как духовно-интеллектуальная традиция включает в себя и глубины интеллектуальные, и высоты духа. И вообще, Православие с его богатым историческим контекстом плохо вяжется с модой.
Получается, что мода на Православие – это такой смысловой оксюморон, сочетание несочетаемого – как «сухая вода». В целом с этим тезисом, думаю, согласятся не только православные, но и сомневающиеся, и даже противники христианской веры (кстати, последние почему-то наиболее яростно осуждают моду на Православие, хотя, казалось бы, должны только радоваться).
Действительно, Христос говорит нам: Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душею твоею и всем разумением твоим (Мф 22:37). Если всем сердцем и всей душой – то это, по определению, не мода, не поверхностно, но – на всю жизнь, с проникновением в глубину. Итак, позиция, осуждающая моду на Православие, представляется вполне оправданной и весьма аргументированной. Однако я решил написать этот текст не для того, чтобы вновь посетовать на то, сколько «якобы православных» развелось, и лишний раз подтвердить находящую евангельское основание мысль о том, что «узок путь», а настоящих христиан всегда мало. Просто потому, что не наше это дело – оценивать настоящих и не настоящих. И про узкий путь Евангелие говорит прежде всего для того, чтобы мы постоянно возвращались к себе, к своим грехам и поступкам, себе напоминали про тесные врата, ведущие в рай, и не судили других. Так, по крайней мере, мне кажется.
Но вернемся к моде. Прежде всего даже в таком поверхностном толковании (увлечение внешней стороной веры) мода на Православие все-таки лучше, чем мода, скажем, на любовные романы, мыльные оперы или, простите за нарочитое полемическое снижение, пиво. И не только потому, что в церковь ходить лучше, чем в ночной клуб… Кстати, а почему лучше? Ведь если человек ходит в храм из-за моды, значит, он ничего особенно в вере не понимает, не чувствует и т. д. Так, может быть, пусть лучше ходит в клуб? Честнее, по крайней мере. Но в том-то и дело, что мы никогда наверное на знаем, в какой момент и каким образом человек слышит призыв Бога и меняет свою жизнь. Именно потому, что Православие – это то, что серьезно и глубоко, обращение к нему даже на уровне моды может человека, что называется, «зацепить» и изменить серьезнее, чем это предполагал он сам или окружающие. Поэтому мы и не можем точно предсказать, чем закончится «увлечение» Православием. Просто потому, что здесь кончается сфера компетенции человека. Здесь действует Бог. И мы должны научиться Ему доверять.
В этом, собственно, и заключается основной тезис, который я хотел бы предложить на читательский суд. Говоря с недовольством о моде на Православие, не упускаем ли мы из виду одну очень важную вещь – свободу Бога? Свободу от всех наших суждений, предположений и логических благочестивых выкладок. Христианская вера – это всегда личностные взаимоотношения двоих: Бога и человека. Предположения о том, как и на чем основываются эти взаимоотношения, мы строим, исходя из нашей, человеческой, земной логики. Однако недаром еще в Ветхом Завете прозвучало отрезвляющее: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь (Ис 55:8). Иными словами, не может человек ограничить свободу Бога. Недаром на вопрос о том, как тот или иной человек пришел к вере, часто следует ответ: «Бог привел. Господь позвал». Бог может любого человека в любой ситуации привести к Себе – при единственном условии, что сам человек не противится этому долго и сознательно. Но ведь «модная» ситуация и не предполагает сопротивления, правда? Вот поэтому мне и хочется еще раз сказать, что мы не можем, не имеем права, а главное – никогда не сумеем ограничить свободу действий Бога. Господь всегда Сам решит, кто настоящий, а кто нет. Кто за модой, кто за славой, а кто за Крестом к нему пришел. И помощники Ему в этом деле не нужны. Нужно лишь наше доверие.
Представьте себе такую ситуацию: приходят в Церковь два человека. Один долго размышлял и решил в сознательном возрасте сознательно креститься. Он уже прочел много книг, длительное время посещал церковные богослужения, выучил наизусть основные молитвы… В общем, катехизирован по полной программе. Другой пошел «за компанию», повинуясь велению моды («все крестятся – и я пошел»). Но вот проходит какое-то время, и первый человек по тем или иным причинам из Церкви уходит, а второй, который пришел «по моде», не просто остается, но становится священником. И это не придуманная история. Таких или похожих сюжетов в нашей жизни десятки, если не сотни. Поэтому прежде чем выносить приговор моде на Православие, я бы предложил всем нам подумать в том числе и над тем, что я только что сказал.
В заключение еще раз хочу подчеркнуть: я не считаю, что мода на Православие – это хорошо и заслуживает поддержки. И все-таки мне кажется, что мы должны чуть больше доверять Богу.