Вскрытие мощей продолжалось с 20 часов 50 минут до 22 часов 50 минут. Все это время шла киносъемка. На раку была положена крышка из толстого зеркального стекла, поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Съёмками вскрытия мощей Сергия Радонежского руководил режиссер Лев Кулешов.
…Фракция коммунистов после доклада о мощах Сергия Радонежского вносит предложение о вскрытии мощей и предлагает внести следующую резолюцию: «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (Из протокола № 5 Общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева−Посада, Моск. обл. губернии 01.IV.1919 года).
Ввиду опасности волнений, мобилизовали роту помещавшихся в Лавре курсантов. В шестом часу вечера для предупреждения набатного звона они заняли лаврскую колокольню, у всех ворот расставили патрули, красноармейцы находились и на стенах Лавры.
В шесть часов вечера закрыли ворота обители, но народ продолжал прибывать, и вскоре вся площадь была заполнена верующими. Позади людей стояла конная милиция. Успенские ворота были под охраной. Когда ворота приоткрылись, чтобы проехали грузовики с электрооборудованием и киноаппаратурой для съемки, люди бросились на цепи красноармейцев. Заслон смять не удалось, и ворота опять закрылись. На площади раздавались рыдания, молитвы, стоны.
Было зачитано постановление исполкома о вскрытии мощей. Отец Кронид тихим голосом сказал в ответ: «Я должен предупредить, что никто из нас не знает, что лежит в святой гробнице. Это религиозная тайна, проникнуть в которую никто не смеет, мощи никогда не свидетельствовались с самого времени их открытия. Но и я сам, и отец (наместник указал рукой на стоящего рядом плачущего монаха) были свидетелями самых разнообразных чудес от гроба Преподобного. Ровно восемь лет тому назад, в эту самую Лазареву пятницу, ко гробу приползла безногая женщина, отслужили молебен, и вдруг по всему храму пошел треск как бы от ломающихся человеческих костей. Женщина встала и пошла из храма совершенно здоровая».
– Но вы не отказываетесь, конечно, вскрывать мощи? – спросил председатель исполкома.
— Сам не могу; вскрывать мощи будет иеромонах Иона, благочинный Лавры.
Архимандрит Кронид отошел в сторону. Иеромонах Иона, с георгиевским крестом на груди, облачился в богослужебные ризы. Два иеродиакона в синих стихарях подошли к раке и стали совершать каждение три по три. Покадив, отошли. К раке приблизился отец Иона, пал ниц, совершил затем перед гробницей три поясных поклона, сделал поклон в сторону отца наместника. Братия начала петь величание преподобному Сергию, но председатель исполкома оборвал их…
1978 год. Мы в гостях у Виктора Николаевича Тростникова – философа и математика, верующего в Бога. Для тех лет это более удивительно, чем жизнь на Марсе.
— Виктор Николаевич, а что такое мощи? Это такая батарейка святости или это часть будущего воскресения, видимого обычным образом?
— Я потом тебе скажу, что говорили по этому поводу Отцы Церкви. А сейчас про то, что вот в эту самую минуту, когда мы с тобой пьем чай, в катакомбах Лаврских Пещер в Киеве лежат главы святых угодников в стеклянных банках и они вот прямо сейчас пополняются мiром!!!
Несколько лет спустя мы с женой оказались в Киевских Пещерах. Ходить можно было только группами и с экскурсоводом. Дошли до места, где действительно «главы в банках». В больших прямых стеклянных сосудах с крышками были видны желтые черепа в какой-то жидкости.
— Это миро?
Смотрительница отвернулась и демонстративно перешла в другой конец подземного зала. Мы отошли в угол, так, чтобы она не заметила, и потихоньку запели:
-Христос воскресе из мертвых «московским напевом» потом нашим, клепиковским-старообрядческим, потом… неожиданно и порывисто к нам бросилась смотритель:
— Звиняйте меня, я не впизнала, що вы вирующие. Я боялась вам отвечать. Нам не разрешають. Воны кожный дэнь наполняются миром. Я это сама вижу каждый день! Смотрите: вот там еще вчера було мало, а теперь прибыло! Так вы з Москвы? Яка радость, що вы молоди и вы из России!
Мы обнялись с ней и стали догонять группу.
Праздник обретения мощей преподобного Сергия, а также прогремевшая в медиа-пространстве неделя «креслопоклонная» снова поставили вопрос: а что такое мощи?
Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» пишет, что живой урок о будущем воскресении тел — изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления». Причем не пассивный урок, а действенный. Еще в Ветхом Завете мы читаем про пророка Елисея:
— И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
В Рязанском музее была выставлена древнейшая наша икона «Одигитрия». Музейщики прикрепили бирку: « икона …с паволокой, пропитанной ароматическими веществами». Спрашиваю смотрителя:
— А кто делал анализ этих ароматических веществ? И как вы догадались, что это сделали иконописцы?
Отвернулась.
Почти каждый из нас знаком с благоуханием святых мощей. И это удивительно, так как мертвое тело было мерзостью перед людьми древнего мира из-за свойств разложения и смрада. А тут снова отменяется естества чин – благоухание. Добавим – чудотворение.
Добавим положение в антиминс и в Престол. Обретая тела мучеников, которые засвидетельствовали презрением к смерти абсолютную уверенность в существовании Горнего мира, первые христиане проводили несколько дней над его гробом в пении гимнов и полагали во гроб. Тогда было принято решение и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа.
Таким образом, в основании Престолов в храме имеется вещественное свидетельство Веры, Надежды и Любви. Во время освящения Престола читается молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».
Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).
Сводя вместе обрядовое, назидательное и иррациональное начало существования святых мощей, мы видим, что мощи есть трансцендентное явление. Творческое осмысление устройства Церкви, возможно, еще не окончилось. Измерить ее глубины вряд ли удастся до конца. Однако есть вопросы: Неужели принятие ангельского образа – монашества — не таинство? Неужели освящение Агиасмы также только обычай и обряд? Или мощи – это только артефакт?
Здесь наш дух прикасается к таинственным покровам, снять которые может только сама Церковь соборным решением. Но это не уменьшает восторга и восхищения при столкновении с чудом, истекающим от мощей святых и любимых Богом людей.
А пока ценность мощей, косвенно, подтверждает сам мир. Зачем такая ревностная страсть к мощам христиан у атеистов, сжигавших их в революционном угаре? Почему и сегодня мы читаем:
В Подмосковье ограбили церковь. Преступники вынесли из храма Святой Троицы в селе Троицком Мытищинского района старинные иконы Ильи-пророка, преподобного Сергия Радонежского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских – родителей святого. Как рассказал «Газете.Ru» настоятель храма отец Владимир, иконы — не единственная потеря храма.
У икон Сергия Радонежского, Кирилла и Марии Радонежских были мощевики, в которых хранились мощи святых.
Протестанты не ставят мощи ни во что. У них есть резон – мертвое тело, приняв положенную славу и честь от людей должно быть положено в гроб и, по возможности, отмечено памятником. Они правы. Но только в том случае, если при всем при этом исключен Бог.
А Он тоже имеет право от Себя прославить усопшего. Он тоже имеет право украсить его бренное тело не гранитным крестом или затейливым надгробием, а мироточением, благоуханием и чудотворением. И я думаю, что не стоит исключать Творца Вселенной из своей земной жизни. Следует нам давать Ему действовать среди нас, хваля и благодаря.
Св. Ефрем Сирин: «И по смерти действуют они (мученики) как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа».
Читайте также: