Предлагаем вниманию читателей главу из книги архимандрита Клеопы (Илие) «Путеводитель по православной вере»*.
Cвященник: Протестанты, а заодно с ними и неопротестанты, то есть наши сектанты (ибо и их учения возникли в лоне протестантизма), утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати (от «благодати оправдания», по Кальвину, или от «благодати веры», по Лютеру), посредством которой ему «усваиваются», или «вменяются», заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа.
Ту же мысль выражают они, когда говорят, что спасение достигается одной лишь верой, приходящей по благодати Божией, и что у самого человека никакой заслуги в деле его спасения нет.
Наша же Православная Церковь учит, что в деле спасения участвуют две стороны: Бог и человек, причем со стороны Божественной дается благодать, а со стороны человеческой прилагаются вера и добрые дела.
Благодать дается от Бога, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23–24; ср. 5:15–17), и Бог же производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Благодатью вы спасены через веру, – пишет апостол ефесянам, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8–9). Та же истина вытекает из слов Спасителя: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Итак, благодать Божия для нас то же, что для ветви сок, идущий к ней от лозы.
Но со стороны человеческой нужна вера, вдохновляемая любовью к Богу, или действующая любовью (Гал. 5:6), без которой спасение не приходит. Веру, знающую о Боге, но лишенную добрых дел, имеют и бесы, ибо и они веруют и трепещут (Иак. 2:19).
А подтверждение тому, чтo спасение зависит и от добрых дел, находим во множестве мест Писания, из которых особо отмечу: Мф. 16:27; 25:34–45; Ин. 5:29; Иак. 2:14–26; Рим. 2:6–13; 2 Кор. 5:10; 1 Тим. 6:18–19; Откр. 20:12–13.
Сектант: Божественная благодать устраивает наше спасение сама, не оставляя возможности ей противиться, то есть действуя неотразимо. Поэтому здесь и речи нет ни о свободе, ни о заслугах человека. Это следует из притчи Спасителя, где господин повелевает рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк. 14:23), и из прямых Его слов: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44).
Священник: Вы, сектанты, и тут, выхватив из Писания две-три фразы, думаете, что постигли всё.
Но оно ясно научает нас, что человек с самого сотворения увенчан от Бога свободной волей. Послушай Иисуса, сына Сирахова: Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его… Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою (Сир. 15:14, 16), и еще: Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (15:17).
А здесь предостережение от лица Самого Бога: Вот, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение вам будет, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего (Втор. 11:26–27).
И далее: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30:19; ср.: Втор. 30:15).
То, что воля человека свободна и участвует в его спасении, ясно и из этих слов Господа: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
(Мф. 23:37.)
И через великого пророка Исаию говорит Он: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас (Ис. 1:19–20). И богатому юноше Спаситель сказал: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17), а также: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (19:21).
А то, что человек свободен отказаться от сокровища небесного, понимаем из дальнейшего: Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение (19:22). И еще говорит Спаситель, утверждая наc в свободном произволении ко благу: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23).
Итак, Бог сотворил человека со свободной и самовластной волей и никого не принуждает к спасению вопреки ей. В противном случае и насильно спасаемые не уразумели бы Павловых слов: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10), и Бог не нарицался бы Праведным Судией.
Сектант: Бог заранее решил судьбу каждого и одних спасает, других осуждает по предвечному Своему определению, от которого только и зависит наше спасение. Апостол Павел ясно показывает это на примере Исава с Иаковом и Моисея: когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было: …больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. И заключает из этих слов Божиих, что помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (Рим. 9:11–16).
И тот же апостол говорит: Благословен Бог… благословивший нас во Христе… так как Он избрал нас в Нем прежде основания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (Еф. 1:3–4).
Таким образом, и отсюда видим, что спасение совершается по предопределению Божию. Человек в земной жизни следует судьбе, какую назначил Бог, и не может ее изменить.
Священник: В Священном Писании имеются места, которые нелегко постичь плотским разумом, или «кости», как образно называет их в своем сочинении «Жизнь Моисея» св. Григорий Нисский [1].
Вы же, сектанты, тщетно стремитесь разгрызть кости Писания молочными зубами ущербного учения вашего или, что то же, бросаетесь в морскую пучину, не умея плавать. То же произошло с Оригеном, Арием, Македонием, Несторием, Савеллием, Диоскором, Евтихием и другими зачинателями древних ересей. Но не Писание, а сами они были причиной своего потопления.
Священное Писание – бездонный кладезь премудрости Божией, и припадающие к нему должны сообразовываться с духовным своим возрастом.
И как воду для утоления жажды телесной зачерпывают сперва из колодца ведром, затем переливают в кувшин и наконец в стакан, так же надлежит поступать, когда жажда духовная приводит нас к океану премудрости Божией. И если будем доискиваться последних ее глубин без очищения ума и сердца, то неминуемо впадем в гордыню и бе-зумие.
Смешон малолетней школьник, берущийся решать задачи, непосильные для иного учителя математики, но безмерно смешнее тот, кто берется толковать Писание умом дебелым и непросвещенным.
Божественные пророки и апостолы, как и святые отцы Церкви Христовой, достигли чистотой жизни незлобия младенцев, а духовным разумением – возраста мужей совершенных (см.: 1 Кор. 13:11–12; Еф. 4:13), но и они не надеялись исчерпать премудрость Божию, перед которой их ум в благоговении замирал. Из этого благоговейного изумления родились слова царя и пророка Давида: Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! (Пс. 91:6) – и великого во апостолах Павла:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11:33–34).
Уразумей отсюда, что в эту неисследимую глубину не может проникнуть немощный ум человека, не очистившего сердце от страстей. Вы же, упразднив посты и молитвенные правила, которые установлены святыми апостолами, пытаетесь судить о вещах духовных умом поверхностным и плотским.
Но послушайте наставлений святых отцов и опамятуйтесь. Ибо если один из них, преподобный Исаак Сирин, обличает болезнь: «С наполненным чревом невозможно ведение тайн Божиих» [2], то другой, преподобный Иоанн Лествичник, указывает лекарство: «От семени пота постов произрастает колос целомудрия»[3].
Им вторит святитель Григорий Богослов: «Умозрение необузданно очень может завести на стремнины»[4]. Вот и вы, взявшись толковать Священное Писание по своему разумению, а не при свете благодати Божией и учения святых, низверглись в пропасть ересей.
Те места, которыми ты думал подтвердить ваше учение о предопределении Божием, говорят против вас. На примере Иакова и Исава (См.: Рим. 9:11–21) апостол показывает, что Бог знает все наперед, как и то, что один из двух сыновей Исаака станет носителем отчего обетования. Но тогда нет ничего удивительного и в словах: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. И если далее сказано, что Бог милует и осуждает по своему хотению, то задумаемся, кого же хочет Он помиловать и кого осудить.
Возможно ли, чтобы Бог возлюбил тех, кто предопределен был к спасению, но проводил жизнь в тяжких грехах, и возненавидел бы тех, кто хоть и не был включен в такое предопределение, но жил богоугодно? Возможно ли, чтобы Он помиловал одних и осудил других без свойственного Ему лицеприятия и правосудия?
Но подобное и в человеческих судах происходит не часто, а если все же бывает, то считается делом вопиющего произвола. Но из сказанного апостолом далее узнаём, что Бог осуждает тех, о ком предузнал, что они будут сосуды гнева, готовые к погибели, и лишь после того как с великим долготерпением щадил их; узнаём также, что те, кого Он приготовил к славе Своей, заранее были известны Ему как сосуды милосердия (Рим. 9:22–23).
Также и другие тексты, что ты привел, говорят не о предопределении к спасению, как понимаете его вы, но о призвании к благодати, которое человек получает не по своим заслугам, а по благости Божией во Христе. Это призвание дается не одним лишь «предопределенным от века», но всем и каждому, что подтверждают и cлова апостола о Боге, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4–5).
Если бы и здесь подразумевалась безраздельная предопределенность к небесной славе, это означало бы, что спасение происходит автоматически. А между тем спасаются, как известно, не все, да и сами вы утверждаете, что число предопределенных к спасению весьма невелико.
Истина в том, что Христос всем даровал возможность спастись, или, как говорят ученые-богословы, «спасение объективное», само же спасение, или, по-ученому, «спасение субъективное», дается не всем, но тем, кто потрудился для его стяжания. Вот почему и слова апостола Павла о предопределении означают для нас, православных, следующее:
- к спасению в первом смысле предопределены все,
- к спасению же во втором смысле – те, о ком Бог предузрел, что они его заслужат.
Мы видим, что Божественная благодать не действует в человеке насильственно, против воли его, и что нам нужно, со своей стороны, всячески трудиться над нашим спасением. Но тогда и речи нет о предопределении безраздельном (или абсолютном). Говоря о предопределении Божием (см.: Рим. 8:29 и близкие по смыслу места: Лк. 10:20; Деян.2:23; Еф.1:9, 11; Кол. 1:26), Писание везде подразумевает предведение Божие о жизни и делах человека, от которых зависит его спасение или осуждение.
Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу, – говорит апостол. – Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:28–30). Нам открыто, что на Последнем суде каждый будет судим соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10; см. также: Мф. 7:21; 16:27; 20:16; 25:24–46; Ин. 3:36; 6:47, 54; 1 Петр. 1:10; Рим. 2:6–11; 8:17; 1 Кор. 3:8; 2 Тим. 2:20).
Священное Писание подтверждает это учение и косвенно. Так, в нем часто повторяется, что Бог хочет не смерти, но спасения грешника (см.: Иез. 18:23; 33:11; 2 Петр. 3:9; Рим. 3:29–30; 1 Кор. 8:6; Еф. 4:6; 1 Тим. 2:4), что все люди призваны к спасению (см.: Мф. 28:19; 1 Петр. 3:9; Рим. 10:18; 2 Кор. 5:15; 1 Тим. 2:6 и др.) и что Бог умножил благодать Свою, дабы она безмерно превзошла грех, открывая всем путь к спасению (см.: Ин. 3:16; Рим. 5:15).
А о том, что Церковь всегда держалась такого учения о предопределении, читаем у святых отцов:
– Священномученик Ириней Лионский († 202): «Бог, наперед знающий все, приготовил для тех и других приличные жилища: тем, которые ищут света нетления и к нему прибегают, Он милостиво дарует желаемый ими» [5].
– Святитель Иоанн Златоуст († 407): «Не за добрые только дела бывает это (избрание), но по любви (к нам), и не по одной любви, но и за нашу добродетель. Если бы достаточно было одной любви, тогда все должны были бы быть спасены; если же, с другой стороны, достаточно нашей добродетели, то излишне было бы явление Его (Сына Божия) в мире и все домостроительство Его»[6].
– Святитель Амвросий Медиоланский († 397): «(Бог) предопределил раньше, чем предузнал; но чьи заслуги Он предузнал, тех награду
и предопределил»[7].
* * *
Православный: Если благодать насущно необходима для спасения и если оно есть дар Божий, который дается по благодати, то возможно ли самому человеку трудиться над созиданием своего спасения?
Священник: Благодать Божия – главное условие нашего спасения, но одна она не спасает. Человек – не дерево, не камень, и если бы благодать действовала одна, это означало бы, что она ведет нас к спасению против нашей воли. Между тем именно таково учение кальвинистов, по которому Бог прежде создания мира решил спасти одних и погубить других и первым дает благодать, которая принуждает их действовать по Его воле, а вторым – нет. Но тогда и причиной погибели тех, кто не спасся, будет все та же благодать, не «принудившая» их к спасению.
Православный: А каково учение нашей Церкви?
Священник: Я уже раскрыл его весьма пространно, однако повторю: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Но благодать Божия не принуждает. Человеку дана свобода принять или отвергнуть ее. Спасается тот, кто принял благодать, то есть воспользовался своей богодарованной свободой, для того чтобы дать ей действовать в нем, и через это стал соработником Самому Богу.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20), – говорит Господь. Но путь следования Ему узок и тернист, и потому много званых, а мало избранных (Мф. 20:16). Итак, Бог хочет спасения всех людей, но спасает или осуждает каждого не по произволу, а по делам его.
Примечания:
1 Ср.: «К таковой… мысли приводит нас и наставление Премудрости: крепльших себе не испытуй [в синод. перев.: что свыше сил твоих, того не испытывай] (Сир. 3:21), то есть не сокрушай костей слова, потому что нет тебе потребности в сокровенном» (Григорий Нисский, св. О жизни Моисея // Восточные отцы и учители Церкви IV века: антология в 3 т. Т. 2. [М., 1999]. С. 289).
2 Ср.: «И некоторым [воздержникам – Ред.]… вверяемо было обнаружение тайн, сокрытых в недоведомом Господнем молчании, потому что послужить таковым тайнам было бы неприлично человеку, у которого наполнено чрево и ум возмущен невоздержанием» (Исаак Сириянин, авва. Слова подвижнические.
М., 1993 (репр.). С. 180–181). <Cлово 42>. – Ред.
3 Ошибка: приведенные слова также принадлежат прп. Исааку Сирину (см.: Слово 43 // Cлова подвижнические. С. 183. – Ред).
4 Григорий Богослов, св. Слово 39. § 8 // Творения: в 2 т. СПб., [б.г.]. Т. 1. С. 536.
5 Ириней Лионский, св. Против ересей. Кн. 4. Гл. 39. § 4 // Творения. С. 438.
6 Иоанн Златоуст, св. Беседа 1 на Послание к ефесянам. § 2 // Творения. Т. 11. СПб., 1905. С. 10.
7 Амвросий Медиоланский, св. О вере. Кн. 5. Гл. 6. § 83 // PL 16. Col. 693.
*В издательстве ПСТГУ вышла книга архимандрита Клеопы (Илие) «Путеводитель по православной вере«.
Впервые предлагаемая в русском переводе книга одного из самых почитаемых в Румынии старцев архимандрита Клеопы (Илие; 1912–1998) открывает читателю незыблемую правоту, бесконечную глубину и красоту нашей веры, истинным свидетелем и мужественным исповедником которой оставался до конца жизни сам автор.
Написанное в форме ярких и живых диалогов, это произведение выросло из реальных бесед отца Клеопы с десятками посетителей, колеблющихся в вере, а то и прямо враждебных Православию.
Неотступно следуя Священному Писанию и вместе с тем блистательно утверждая столь же значимую роль Священного Предания в Церкви, «Путеводитель» не только излагает основы православного вероучения, но и последовательно сокрушает все доводы сектантов о «небиблейских» элементах и «ревизии древнего христианства» в нем. Сопровождает книгу биографический очерк, посвященный этому замечательному подвижнику Православия.