Доклад на XVII Всекубанских Кирилло-Мефодиевских чтениях директора Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности Ольги Летковой
Рада приветствовать Вас на XVII Всекубанских Кирилло-Мефодиевских чтениях!
Как юрист, профессионально занимающийся анализом законопроектов, проходящих через высшие органы законодательной власти, хочу обратить Ваше внимание на то, что происходит сегодня в правовом поле по наиболее значимым вопросам общественной жизни.
I. Сегодня в России внедряется множество законопроектов, которые являются порождением чуждой нам либеральной идеологии.
Они как грибы во время дождя появляются как будто из-под земли то там, то тут. На протяжении вот уже ряда лет общественность борется с так называемой ювенальной юстицией, которая означает защиту прав детей. Но зачастую эти права противопоставляются правам родителей или же превалируют над ними. Разрушение же семейной иерархии ведет к уничтожению семьи как малой Церкви и как основы общества. Не говоря уже об отбирании детей у родителей под надуманными предлогами нарушения их прав, разрушающим жизнь как самих детей, так и их родителей, приносящие горе и слезы в наши дома.
Следует отметить, что борьба родительской общественности, актив которой составляют православные люди, довольно успешна. Под напором общественных сил Госдумой был отклонен законопроект о ювенальных судах. Остальные ювенальные инициативы остались без рассмотрения.
Сегодня можно сказать, что родителям удалось убедить все общество, в том числе и руководство страны, в пагубности ювенальной системы. Теперь уже мало кто из политиков рискует говорить, что он за ювенальную систему.
Однако, теперь ее лоббисты пытаются протаскивать ювенальные нормы, не называя их своими именами, а делая это под разными благовидными предлогами (защиты прав детей, борьбы с насилием и жестокостью, выявлением семейного неблагополучия и т.д.), а порой и под прикрытием Православия.
II. В настоящее время рассматривается целый ряд законопроектов, которые содержат не только ювенальные нормы, но и множество других разрушительных положений для семей и для страны в целом.
1. Наиболее вопиющим среди них является проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который содержит положения, разрешающие не возвращать из медицинских учреждений новорожденных и малолетних детей в семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (то есть отбирать детей из-за бедности), отстраняет родителей от решения вопросов здоровья своих детей с 15 лет, включая производство аборта, т.к это становится для родителей врачебной тайной, легализует суррогатное материнство (безнравственное вынашивание детей на продажу), допускает насильственные аборты и насильственную стерилизацию женщин, страдающих психическими заболеваниями, разрешает посмертное донорство детских органов и тканей, предоставляет врачам право не проводить реанимацию, если у больного есть смертельный диагноз, хоть и не имеющий отношения к данному медицинскому случаю (первый шаг к эвтаназии), снят запрет на клонирование человека, а констатировать смерть теперь можно при работающих сердце и легких. Законопроект снижает уровень конституционных гарантий на бесплатную медицинскую помощь и устанавливает, что любая медицинская помощь является платной медицинской услугой.
2. Большой общественный резонанс вызывает и законопроект «Об основах социального обслуживания населения РФ», который фактически лишает нуждающиеся семьи в поддержке государства, также превращая их в сферу платных социальных услуг. Законопроект устанавливает вместо системы социальной помощи населению систему контроля за семьями, вторжения государства в их внутреннюю жизнь.
3. Законопроект «Об образовании», также снижающий уровень конституционных гарантий государства на бесплатное образование, делает его еще и некачественным, т.к. количество и содержание предметов образовательного стандарта будет происходить на подзаконном уровне, как это уже было недавно со стандартом из 4-х предметов, куда не вошли ни русский язык, ни литература, ни математика, ни физика, ни химия, а только физкультура, ОБЖ, предмет: «Россия в современном мире» и некий индивидуальный план.
Особо следует отметить, что новый законопроект «Об образовании», в отличие от старого, не предусматривает мер финансовой поддержки для негосударственных образовательных организаций. Это ставит под угрозу уничтожения все православные учебные заведения, которые будут лишены помощи государства.
4. Внесенные в Государственную Думу РФ законопроекты о социальном патронате, об обязательном профессиональном образовании приемных родителей, об уполномоченных по правам ребенка и другие направлены на введение в России ювенальной системы западного образца, когда под угрозой лишения родительских прав чиновники вмешиваются в детско-родительские отношения, навязывая семье западные, либеральные стандарты воспитания детей.
5. Законопроект «О профилактике правонарушений в РФ» отменяет презумпцию невиновности, установленную Конституцией Российской Федерации, так как он предусматривает меры принудительного воздействия на граждан, которые еще не совершили, но, по мнению органов профилактики, могут совершить правонарушение. При этом предлагается применять меры, которые предусмотрены уголовным законодательством за уже совершенные преступления, вплоть до административного надзора. Это делает нашу страну полицейским государством, когда любой неблагонадежный гражданин может быть подвергнут репрессиям.
Особо уязвимыми перед лицом законопроекта окажутся семьи с детьми, поскольку все дети, в силу их незащищенного положения, согласно законопроекту, могут стать объектами «профилактической работы», то есть эти семьи могут подвергаться проверкам, предписаниям и санкциям.
6. Принятый в первом чтении законопроект о гендерной идентичности превращает мужчин и женщин в существа неопределенного пола с одинаковыми социальными ролями, что делает противоестественные извращения нормой жизни и уничтожает наши национальные традиции.
III. Несмотря на то, что ювенальная юстиция не получила одобрения федеральных властей, тем не менее происходит ползучее внедрение ювенальной системы на региональном уровне.
В регионах помимо законов о жестоком обращении с детьми, о социальном патронате и т.д., принимаются так называемые межведомственные соглашения и регламенты о выявлении семейного неблагополучия. Эти документы заставляют все органы, имеющие отношение к детям, осуществлять слежку за родителями и о малейших подозрениях сообщать в органы опеки и КДП. Именно благодаря таким соглашениям стала возможна практика допросов родителей из-за любой травмы ребенка, из-за отравлений и соматических заболеваний, долгов по ЖКХ, отсутствия работы, несделанного ремонта, развода родителей и т.д.
Эти договоры во всех регионах заключались при содействии «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», который вместо реальной помощи нуждающимся семьям ведет деятельность по внедрению ювенальной системы в регионах. По требованию родительской общественности была проведена проверка деятельности Фонда Генеральной прокуратурой, которая показала, что фонд занимался коррупционной деятельностью, средства фонда расходовались нецелевым образом, а большая их часть оседала в карманах руководства.
Общественность требует закрыть дискредитировавший себя Фонд, а заключенные через него договоры признать недействительными, проверить коррупционные схемы, связанные с деятельностью этого фонда в регионах.
Требуется также пересмотреть региональное законодательство на предмет его соответствия федеральным нормам.
Учитывая общественную напряженность в этом вопросе, регионам не следует опережать центр и внедрять ювенальные технологии, не дожидаясь принятия соответствующих федеральных законов.
IV. Вызывают неприятие и тревогу православной родительской общественности попытки вновь провести бесчеловечный Форсайт-проект «Детство 2030», но в завуалированном виде и от имени якобы самой родительской общественности. Причем делают его все те же авторы – методологи, по убеждению которых понятие детско-родительской любви безнадежно устарело, неуспешные родители не должны иметь детей, дети из таких семей должны воспитываться в специальных резервациях, иметь детей могут только те, кто сдал экзамены на право быть родителем и т.д. Авторы считают необходимым отменить образование вообще, а информацию закачивать детям на кору головного мозга при помощи вживляемого чипа.
Подобные идеи, протаскиваемые на самом высоком уровне, не имеют ничего общего с Православием и не поддерживаются родительской общественностью. Это подтвердил и третий Всероссийский родительский форум, прошедший 15 октября 2011 г. в Москве.
V. Что же нам делать, когда вокруг столько зла, такие атаки на семью и на нашу жизнь?
Ассоциация родительских комитетов и сообществ России, учрежденная в Казани, которую я здесь представляю, приступила к разработке проекта «Возрождение семьи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей».
Мы считаем, что Россия может и должна противопоставить западу свою духовность, свои глубокие национальные традиции.
Такими ценностями, признаваемыми как Православием, так и другими религиозными конфессиями, несомненно являются: не отчуждаемость родительских прав, послушание детей родителям, почитание старших, святость семьи и единство брака, жертвенность и взаимное служение всех членов семьи, преемственность поколений, родительская обязанность нравственного воспитания своих детей, обеспечение детей родителями по своему состоянию, многодетность как норма, трудовая жизнь, справедливость, служение Родине и высшим идеалам, патриотизм и т.д.
Восстановление этих и подобных им традиций требует изменений приоритетных направлений деятельности государства не только в социальной сфере, семейной и молодежной политике, но пересмотра практически всех основных направлений жизни общества, их реформирования исходя из необходимости обеспечения преемственности подлинно российских, национальных традиций и воплощения на их основе собственного пути развития страны.
2 октября с.г. в Духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Сергиевой Лавры нами были вынесены на общественное обсуждение итоговые документы первого этапа проекта, посвященного правовой защите семьи и повышению ее юридического статуса. Это разработанная с участием юристов, ученых, специалистов, священников и родителей одноименная Концепция, в которой описывается исключительная миссия семьи в обществе, что определяет ее особое положение в системе права.
Конкретно нами предлагается:
1. Ввести в действующее законодательство:
— принцип автономии семьи, дополнив его положениями, предоставляющими родителям право самостоятельно решать вопросы, касающиеся внутренней жизни своей семьи с учетом интересов детей, воспитывать своих детей любыми, не запрещенными законом способами, по своему усмотрению в соответствии со своим мировоззрением, религиозными, национальными и культурными традициями, а также ограничивать права ребенка, если он пользуется ими во вред своим интересам, ставя под угрозу своё полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие.
— принцип презумпции добросовестности родителей, невмешательства государства в жизнь семьи, установив, что действия и решения родителей в отношении детей признаются добросовестными и совершаемыми в наилучших интересах ребенка, пока обратное не было надежно доказано и подтверждено законным и справедливым решением суда, что исключает возможность вмешательства государственных и муниципальных органов, любых общественных организаций и граждан в жизнь семьи без согласия ее членов, установление контроля над ней.
* принцип не отчуждаемости родительских прав, за исключением случаев, прямо предусмотренных в Федеральном законе.
Установить, что лишение родительских прав может допускаться законом лишь в случаях, когда:
1) Родители в письменной форме отказались содержать и воспитывать своих детей, хотя необходимые для этого возможности у них имелись (при уверенности, что родители полностью понимают смысл и последствия такого отказа).
2) Родители совершили преступление (либо покушение на преступление) большой или средней тяжести в отношении жизни, здоровья или сексуальной неприкосновенности своих детей.
3) Разведенный родитель не участвует в воспитании и содержании своего ребенка, злостно уклоняется от уплаты алиментов.
Определить, что ограничение родительских прав допускается лишь в случаях, когда:
1) Оставление ребенка с родителями опасно для ребенка в силу того, что они признаны судом недееспособными, больны хроническим алкоголизмом или наркоманией, (должно подтверждаться независимым медицинским обследованием).
2) Оставление ребенка с родителями связано с существованием доказанной непосредственной и явной угрозы его жизни, непосредственной и явной угрозы его здоровью, связанных с заведомо противоправными действиями родителей, причем угроза не может быть устранена иным образом.
3) Ограничение в родительских правах не должно влечь за собой лишение родительских прав, может быть только временной мерой, применяемой до тех пор, пока не устраняется соответствующая опасность.
Определить, что досудебное изъятие из семьи ребенка должно быть возможным лишь в случае непосредственной и реальной угрозы жизни или здоровью ребенка при соблюдении всех следующих условий:
1) Существует явная, непосредственная и документально подтвержденная угроза для жизни ребенка или явная, непосредственная, документально подтвержденная угроза нанесения серьезного вреда его здоровью.
2) Эта угроза исходит от родителей и связана с их заведомо противоправными (преступными) действиями (бездействием).
3) Эта угроза не может быть устранена никаким иным образом (без отобрания ребенка у родителей).
Нами предлагается раскрыть понятие и установить перечень родительских прав, предусмотрев широкий спектр прав родителей по воспитанию, обучению, охране здоровья своих детей, представительству их интересов и т.д.
— предоставить родителям право привлекать детей к посильному домашнему труду, учебе, исполнению религиозных предписаний, соблюдению домашней дисциплины и т.п.
— закрепить приоритет прав родителей на воспитание своих детей независимо от материального положения, социального статуса, вероисповедания и т.д., а в случае их отсутствия – кровных родственников, выполняющих опекунские обязанности.
2. Исключить из действующего законодательства правовые нормы, позволяющие изъятие детей из семей по самым широким и дискриминационным основаниям.
С этой целью требуется:
— упорядочить категории детей, нуждающихся в помощи государства.
— исключить из Федеральных законов положения, позволяющие помещать таких детей в приюты при наличии родителей и без специального судебного разбирательства;
* дополнить названные Федеральные законы положением о том, что профилактическая работа с ребенком производится только в семье;
3. Исключить из Уголовного кодекса РФ статью 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, связанное с жестоким обращением с ним);
4. Пересмотреть статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, налагающие на родителей штрафы не за конкретные правонарушения, а за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.
5. С целью законодательного закрепления традиционной модели семьи, направленной на рождение детей, следует определить в Семейном кодексе РФ понятие семьи как союза мужчины и женщины, состоящих в браке.
6. Привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, её статьёй 60, положения действующего законодательства, необоснованно расширяющие дееспособность несовершеннолетних, такие как: право ребенка с 14 лет самостоятельно обращаться в суд по искам против родителей (ст. 56 ч. 2 СК РФ), самостоятельно решать вопросы охраны своего здоровья с 15 лет т.д.
7. Исключить из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» положения, фактически приравнивающие несовершеннолетних детей в правах ко взрослым лицам и запрещающие препятствовать осуществлению детьми своих прав, в том числе установленных международными нормами, а также позволяющие некоммерческим организациям, в том числе международным объединениям оспаривать в судебном порядке неправомерные, ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия любых граждан: должностных лиц, родителей (лиц, их заменяющих) и других.
8. Ввести в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» понятие родственной опеки.
9. В Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотреть ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, лишение их свободы и за иные злоупотребления в данной области.
Одновременно нами разработан проект федерального закона о независимости семьи, праве родителей на воспитание детей и праве ребенка жить и воспитываться в семье, в котором эти положения включены. В ближайшее время мы планируем внести этот законопроект в Государственную Думу и добиваться его принятия.
С концепцией и законопроектом можно ознакомиться на сайте Ассоциации родительских комитетов и сообществ России «АРКС»: www.arks-org.ru.
На сайте Вы можете оставить свои замечания и предложения по этим документам.
Мы также ведем активную борьбу против опасных инициатив. Наш правовой центр анализирует законопроекты, готовит по ним свое заключение и отстаивает интересы родительского сообщества на уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
Мы действуем сообща, как единый кулак, так как у нас есть Центр, который координирует нашу работу в этом направлении. Мы знаем, какие угрозы сейчас идут и что надо делать на местах, чтобы их не допустить.
Вы можете присоединиться к нашей рассылке, направив пустое письмо по адресу: all-on@arks.nichost.ru. Это позволит Вам не только получать наши материалы, но участвовать в Интернет-конференциях и семинарах, проходящих в режиме он-лайн с участьием широкой родительской общественности.
Мы считаем, что наша задача не только протестовать, но заниматься конкретными делами. Поэтому мы разрабатываем ряд направлений деятельности и проектов, которые считаем для себя приоритетными. Это уроки нравственности в школах, участие родителей в образовательном процессе, помощь малоимущим семьям и детям-сиротам, горячая линия родителей, куда каждый может обратиться с любой проблемой, правовая помощь родителям и многое другое. Содержание конкретных программ зависит от нас самих.
Приходите, приносите свои собственные идеи, мы можем вместе их воплощать, вместе отстаивать наши права, вместе проводить в жизнь наши идеи.
Наш электронный адрес: arks@arks-org.ru
Приглашаем всех к сотрудничеству, а родительские организации – к вступлению в нашу Ассоциацию.
Ольга Леткова,
член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России, директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, советник Российской Федерации I класса