В пятницу 25 октября 2013 года продолжала свою работу международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», проводимая общецерковной аспирантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при участии Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, мемориального научно-просветительского центра «Бутовский полигон» и при поддержке фонда «Русский мир».
Предлагаем Вашему вниманию материалы прошедшего в рамках конференции круглого стола «Русская Церковь и проблемы увековечивания памяти жертв массового террора 20-30-х годов XX века».
В круглом столе принимали участие представители духовенства и научной общественности. Были совместно обсуждены несколько злободневных вопросов:
— участие Русской Церкви в мемориализации мест массовых захоронений жертв политических репрессий XX века;
— новые формы увековечивания памяти непрославленных в лике святых исповедников веры, которые можно ввести в церковную практику;
— феномен «православного сталинизма» и «проблемного» прошлого.
«Повезло» только Катыни
Описывая ситуацию, которая сложилась в России с проблемой увековечивания памяти жертв политических репрессий XX века, участники круглого стола отметили, в частности, следующее.
Ближе всего с указанной проблемой соприкасается федеральный закон “О реабилитации жертв политических репрессий”, однако его положения не касаются непосредственно проблем увековечивания памяти. Кроме того, к этому закону в российской правовой системе до сих пор не прописаны подзаконные акты, что очень усложняет работу с ним.
Ситуация дополнительно осложняется общим сокращение финансирования в стране и тем нежеланием, с которым государственные чиновники оказывают финансовое содействие различным негосударственным организациям.
В итоге общего памятника жертвам политических репрессий в стране до сих пор нет, а из «профильных» музеев действует только «Музей современной истории России» и два его филиала – «Катынь» и «Медное».
Развитию «Катыни», к которой в силу исторических обстоятельств приковано постоянное внимание польской стороны, власти уделяют особое внимание. Благодаря личному участию Святейшего Патриарха Кирилла там же сегодня построен и освящён православный Воскресенский храм.
Зачастую бывает так, что первые памятные знаки, устанавливаемые на местах массовых захоронений – это православные кресты, воздвигаемые епархиями, либо добровольцами. Однако в целом ситуация не столь благополучна.
Нередко памятники, воздвигаемые на частные средства, не проходят предварительного общественного обсуждения. Так на местах расстрелов и захоронений возникают мемориалы, внешний вид которых весьма сложно воспринимается православными – например, композиции с низвергнутыми и расколотыми на части крестами.
Законы наоборот
Ещё более странная ситуация складывается с юридической стороной вопроса. Помимо того, что в России до сих пор не дана общая политико-правовая оценка репрессий, которые нередко противоречили даже законодательству своего времени, некоторые современные государственные органы у нас вынуждены работать в порядке, прямо обратном прописанному в законах.
Так, по словам участников круглого стола, российское законодательство предписывает общий тридцатилетний срок секретности на документы. По его истечении ФСБ и МВД должны пропускать документы, срок грифа на которых им хотелось бы продлить, через рассмотрение специальной комиссии. Однако сегодня именно эта комиссия занимается… не наложением, а снятием грифов. При этом сроки секретности на основную часть документов значительно превышают предусмотренные законом.
Федеральная целевая программа, инициированная обществом «Мемориал»
Усилиями общества «Мемориал» было инициировано создание федеральной целевой программы по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, которая включает в себя
— выявление всех мест массовых захоронений (по разным данным их в стране от 50 до 60) и установку там памятных знаков;
— координацию музейной деятельности;
— работу по постепенному открытию архивов, в том числе лагерных;
— поддержку научных и образовательных программ;
— блок изменений, которые необходимо внести в законодательство для осуществления всего вышеперечисленного.
В настоящее время концепция разработана и представлена Президенту, сейчас собираются замечания министерств и ведомств на неё. Возможно, какие-то статьи расходов возможно будет включить в бюджет 2015 года.
В то же время пока не решён вопрос о единой госструктуре, которая взяла бы на себя организацию этой работы. Увековечиванием памяти жертв политических репрессий могло бы заняться министерство культуры, но оно не имеет полномочий по работе с архивами.
Мемориальные доски – новость для прихожан
Среди новых форм увековечивания памяти жертв политических репрессий, которые необходимо внести в церковную практику, участники «круглого стола» назвали установку на стенах храмов памятных досок с именами священников и мирян, как прославленных, так и непрославленных.
На сегодняшний день уже установлены две таких доски, готовится открытие ещё нескольких. Как показывает практика, некоторые прихожане именно из подобных досок узнают, что на их приходе когда-то служил новомученик.
Участники круглого стола также заслушали информацию об отдельных проектах по увековечиванию памяти жертв репрессий, которые проводятся в частности Саратовской епархией и Соловецким монастырём.
«Православный сталинизм» – диапазон мнений
Особое внимание участников круглого стола было посвящено проблеме нового явления – «православного сталинизма». Участники конференции в целом сошлись во мнении, что существование подобного явления говорит о глубоких внутренних проблемах современной духовной жизни. Была отмечена и нехватка популярных статей и публикаций, освящающих отношение Церкви к данному явлению.
Однако, пытаясь найти ответ на вопрос «что делать?», участники круглого стола разошлись во мнениях. По словам архиепископа Берлинского Марка, суть проблемы кроется в расплывчатости терминологии, употребляемой сегодня историками. По мнению владыки, проблема «православного сталинизма» будет кардинальным образом решена, как только правительство России выскажет своё однозначное осуждение сталинского периода советской истории и назовёт репрессии гонениями на христиан.
На это предположение архиепископа Марка свою точку зрения высказал иерей Максим Плякин. По его словам, в отечественной духовной жизни существует целый ряд уродливых явлений, отличающихся, при ближайшем рассмотрении, чрезвычайным сходством симптомов. Это разнообразные течения и группы, пытавшиеся в разные годы предложить канонизацию не только Сталина, но и Ивана Грозного. В Германии в своё время высказывались аналогичные предложения по канонизации Гитлера.
Опыт подобных течений ясно показывает, что борьбу следует вести не с конкретным «сталинским прошлым» России, но с любыми проявлениями гипертрофированного монархизма – с попытками почитания абсолютно любой личности, если в сознании приверженцев она заслоняет собой Христа.