На днях были опубликованы несколько проектов документов, подготовленных разными комиссиями Межсоборного присутствия. Проекты предложены для общецерковного обсуждения, прежде всего — на сайте Богослов.ру. Удивительно, но наиболее жесткую реакцию вызвали не долгожданные документы по ювенальной юстиции, электронному контролю и реабилитации наркозависимых, а «Проект положения о монастырях и монашествующих». В редакцию Правмира также продолжают поступать отзывы монашествующих на этот текст.
Своими мыслями делится игумен Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря города Гомеля, Белоруссия.
Как известно, монахам полезно смиряться, особенно, когда над ними ставят аскетические опыты. Вредный почтальон Печкин вовсе не был оригинален, когда предлагал сдать говорящих зверей «в поликлинику на опыты». Совсем недавно было модно отправлять молодежь в монастырь на опыты, потому что, как известно, там всегда умели отбивать охоту говорить.
Как-то я резко начал, и все потому, что который день не выходит у меня из головы опубликованное наконец-то, долгожданное, многообещающее, горизонторасширяющее – тут бы и остановиться! – «Положение о монашестве». Конечно, только его проект.
Но совсем не хватает никакой сдержанности, дорогие мои, любимые, назвать этот текст документом. Ни один из издаваемых всякими нашими комиссиями текстов не был так откровенно неряшливо написан. Не буду говорить о совершенно недопустимых опечатках. Не прописана терминология. Не разработана ясная и четкая рубрикация.
Важно сказать, что представленный текст устарел лет на 20-30. Его нельзя дорабатывать, это не сырой документ, как его многие уже окрестили. Он концептуально не годится для решения современных проблем. Обидно за наше несчастное монашество.
С другой стороны, на кого обижаться – сами же и писали. Сами же и молчим все, смиряясь, якобы, а в действительности скрывая свое безразличие, оправдывая свою пассивность псевдо-монашескими добродетелями.
Но мне вовсе не хочется здесь пускаться в бесконечный поток критики. Что конкретно можно сделать – вот правильный вопрос!
Начали не с того. Не с того начали. Должна быть проговорена концепция обновления – Боже, как у нас боятся этого слова! – обновления монашеской жизни. Во-первых, надо бы провести съезд монашества, и такие съезды проводить регулярно. Как организовать – это детали – мне здесь хотелось бы изложить сам алгоритм действий, без которых никак, как я думаю, нельзя – (В одном предложении и местоимение «я» употребил и проговорился, что позволяю себе думать – два монашеских преступления).
Следующее писать еще страшней, но дерзну. Есть замечательный текст, которым можно было бы смело пользоваться как подсказкой – «Декрет об обновлении монашеской жизни», принятый Вторым Ватиканским собором.
Но прежде всего надо поставить вопрос: чего мы ждем от этого «Положения о монашестве»? Какую роль этот текст должен играть в нашей монашеской жизни? Жили ведь и без этого и дальше жить будем.
Но такие тексты – зеркало нашего церковного опыта. Обратите внимание на простой и очевидный момент: роль Евхаристии в жизни монастыря почти никак не упомянута, хотя для меня совершенно очевидно, что монастырь — это не просто «церковное учреждение», и не какая-то там семья с чувствительными всхлипами. Монастырь — это православная евхаристическая община, и вся жизнь этой общины должна строиться вокруг этого мистического центра.
Вот, кстати, важный момент: проработка терминов. Это не школьные формулировки. По этим кратким, отточенным фразам нам придется мерить степень соответствия нашей обители норме монашеской жизни, принятой в Русской Православной Церкви.
Найдите, будьте добры, в предложенном документе определение того, что такое монашество. Такие термины, как «монашество», «монастырь», «правило» и проч. должны быть тщательно исследованы и прописаны.
Поэтому делаю следующее предложение. У нас довольно много церковных ученых и богословов, и Церковь может и должна давать им некий заказ, т.е. определенное задание, проблематику, которая в данный момент нашей церковной истории наиболее актуальна.
Я, например, совершенно искренне не понимаю, что такое схимничество, и в «Положении» я этого не нашел, и за свою 17-летнюю монашескую жизнь так и не определил, что это и зачем оно нужно, и стоит ли принимать на себя такой образ жизни, если одежда схимника по стоимости может соперничать с неплохим архиерейским облачением.
А если конкретно, то определенная комиссия должна дать ясное задание церковным ученым подготовить добротные исторические и богословские экскурсы на заданные темы. Издать эти тексты. Обсудить их на монашеских съездах. Монашеству также очень нужен сборник канонических текстов по нашей иноческой проблематике.
Отдельно следует говорить о женском монашестве. Здесь все гораздо серьезнее и требует деликатного подхода и, безусловно, отдельного тщательно подготовленного документа.
Совершенно для всех очевидно, что монастыри сегодня страдают от того, что превращены в приходы, а монахи часто вынуждены терпеть самодурство «постороннего» настоятеля или архиерея. Это следствие деградации принципа общинной жизни во всей нашей Церкви, и здесь не надо искать виновных или кивать на начальство. Мы все должны осваивать эту сложную и подлинно аскетическую культуру жизни христианской евхаристической общины, культуры взаимной ответственности друг за друга и мужественной любви.
Читайте также:
- Проект «Положения о монастырях и монашествующих»
- Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
- Истинная монашеская община — это прежде всего семья
- Свобода паче послушания, или разговор монахини с игуменом
- «Таинство» послушания — в чем опасность?
- Архимандрит Амвросий (Юрасов): Монастырь — это не стены, а люди