Проблемным вопросам соблюдения постов, телесной нечистоты, особенностей молитвенного правила и другим аспектам духовной жизни во время совершения паломничества посвящена статья Епископа Егорьевского Марка (Головкова).
Жизнь христианина невозможна без участия в Таинстве Евхаристии. Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин. 6: 56), указывая всем путь соединения с Ним. Очевидно, что стремление как можно чаще вкушать этой Небесной пищи должно быть глубокой внутренней потребностью верующего человека. Отправляясь в паломничество, он также стремится участвовать в богослужениях в посещаемых им обителях и храмах, и причащаться Святых Христовых Тайн. В процессе подготовки к этому Таинству у паломников нередко возникает ряд практических вопросов, связанных с мерой и продолжительностью поста, а также молитвенного правила перед Причастием.
Как правило, паломническая поездка сопряжена с переездами, зачастую весьма продолжительными по времени. Православная Церковь традиционно допускала послабление поста для своих путешествующих чад из-за несения ими тягот дороги. Однако, мера этого послабления у обычного путешественника и у паломника, готовящегося к Причастию, несомненно, различаются. Многое зависит от того, на какой период времени по церковному календарю приходится паломничество. Если оно совершается Великим Постом, представляется неправильным вкушать мясо, которое может быть заменено рыбными или, в крайнем случае, молочными продуктами. Если же речь идет о времени мясоеда, а пища, предлагаемая паломнику в пути, не оставляет возможности выбора, думаю не будет большого греха в употреблении мясных продуктов, если это нужно для подкрепления сил.
В этом вопросе, разумеется, очень многое зависит от организаторов паломнической поездки. Если она устраивается церковными людьми, то, как правило, сами организаторы пекутся о соответствии питания в дороге церковному Уставу. В этом случае можно и нужно заранее организованно заказать постную пищу в самолетах, поездах и гостиницах. Если же паломники останавливаются в православном монастыре, тогда проблемы с питанием не должно возникать вовсе. Но, бывает, что люди отправляются в путешествие с группами религиозных туристов, основная масса которых не соблюдает поста, особенно в среду и пятницу, а порой даже не знает об этом требовании Устава. Такие ситуации возникают как у тех, кто путешествует по России, так и у тех, кто отправляется в зарубежные поездки, даже в страны, население которых исторически принадлежит к христианской Церкви. На сегодняшний день, например, католиками традиция хранения поста практически утрачена. Даже в Греции православные верующие не всегда соблюдают Великий пост, не говоря уже о других периодах времени, в которые не позволяется употребление скоромной пищи. Это обстоятельство значительно ограничивает возможности наших соотечественников, желающих строго следовать Уставу: в ресторане гостиницы или придорожном кафе, где часто питаются паломники, постной пищи может просто не оказаться в наличии. В этой ситуации, а особенно когда человек живет в гостинице, где завтрак заранее включается в стоимость проживания, нарушение поста неизбежно. Однако в этой ситуации оно допустимо. Как правило, паломники — люди с ограниченными финансовыми возможностями: многие годами откладывают деньги, чтобы совершить паломническую поездку.
Для говеющих паломников полагаю достаточным, строго поститься в день накануне Причастия, если люди причащаются один раз за поездку. Бывает, однако, что паломники, приезжая, например, в Святую Землю хотят принять Святые Христовы Тайны и у Гроба Господня, и в Гефсимании, и в Вифлееме, и в Горнем монастыре, т.е. чуть ли не ежедневно. В этом случае пост, думаю, может быть еще более облегчен, однако, желательно все-таки отказаться от мяса в эти дни, не ограничивая употребления другой пищи. Минимальное требование — не вкушать мяса хотя бы в день накануне Причастия.
Требование соблюдать пост нельзя возводить в догму, в абсолют. Святые отцы называли пост не целью, но средством. Надо помнить о том, что ограничение в приеме определенных видов пищи требует разумного, дифференцированного подхода. Необходимая мера поста для говеющих сейчас определяется каждым священником согласно его собственным представлениям, а представления эти бывают разными, иногда не вполне обоснованными. Известны случаи, когда в монастырях в российской глубинке отказываются причащать паломников, в том числе группы молодежи или детей именно потому, что они не постились накануне. По моему убеждению, это — проявление фарисейства и ревности «не по разуму». Даже взрослые паломники зачастую не имеют возможности полноценно поститься. Тем более этого не могут дети, которые лишены возможности самостоятельного выбора рациона или же вообще только входят в церковную ограду. Пастырей, по этой причине препятствующих людям приступать к Святым Христовым Тайнам, я призываю помнить, что от паломников нельзя требовать того же, что от собственных прихожан, нельзя безапелляционно накладывать «бремена неудобоносимые» на чужих духовных чад.
Необходимо опровергнуть два распространенных заблуждения, которые нередко препятствуют паломнику причащаться. Общеизвестно, что принимать Тело и Кровь Христову нужно натощак. Вместе с тем, надо помнить, что лекарства едой не являются. Несомненно, нужно отличать лекарства, необходимые для жизни от пищевых добавок и витаминов, т.е. то, от чего вполне можно воздержаться. Употребление же необходимых лекарств, например, диабетиками, не является грехом и препятствием к Причащению.
Еще один расхожий миф, заключается в том, что перед Причастием нельзя чистить зубы. Всякий раз, когда мы идем в храм, то стараемся, чтобы у нас было чистое тело, чистая одежда, но вполне допускаем неприятный запах изо рта, который появляется часто независимо от того, ел человек или нет. Если он постится и не ест, то нередко бывает, что запах изо рта еще сильнее. Это связано с выделением желудочного сока и других продуктов жизнедеятельности организма. Полагаю, нет сомнений, что нужно принимать Христа в чистые уста, поэтому нет никакого препятствия в том, чтобы чистить зубы перед Причастием.
Отправляясь в паломничество, особенно если речь идет о дальних странах, люди стараются поклониться наибольшему количеству святынь. У них зачастую не остается времени, чтобы спокойно вычитать молитвенное правило, требующее более часа времени. Убежден, что излишне с настойчивостью требовать от паломников вычитывать полное правило, включая акафист. Вычитывание привычного для нас правила, состоящего из трех канонов и акафиста, не является непременным условием подготовки к Таинству Причащения. В некоторых местах, например на Афоне, оно состоит совсем не из канонов, поскольку они звучат на богослужении, а из Иисусовой молитвы, поклонов и чтения Священного Писания. Нужно осознавать, что паломники, посещая святые места, как правило, читают там Евангелие, акафисты, тропари и молитвы, а все это уже является молитвенным предстоянием перед Богом. Сам по себе труд паломника — это, в первую очередь, молитвенный подвиг. Не столь важно, какие именно молитвы читает человек, важно, что он молится.
Правило можно сокращать при нехватке времени, в зависимости от конкретных условий и возможностей самих паломников. Нужно помнить, что в паломничество отправляются разные люди и то, что может сделать один человек, не всегда по силам другому. Правило может быть различным в зависимости от воцерковленности и степени готовности человека к его восприятию. Если он никогда раньше не причащался, неразумно и даже бессмысленно давать ему такую большую нагрузку. Человеку церковному рекомендовал бы по возможности прочитать покаянный канон и последование ко Святому Причащению, в самом крайнем случае ограничиться молитвами ко Причащению.
В целом все зависит от того, насколько паломничество пронизано духом молитвы, потому что иногда то, что называют паломничеством, на деле им не является. Иногда люди отправляются в путешествие к святым местам с обычной туристической группой и по ходу дела посещают не только храмы, но и базары, магазины, рестораны и прочие увеселительные места. Конечно, это не молитвенное предстояние и здесь подход должен быть более строгим: если человек нашел время для того, чтобы посетить магазин, совершение им полного молитвенного правила будет простым проявлением благочестия.
Если есть желание и возможность совершить какую-то подготовительную молитву в автобусе по пути, когда люди располагают возможностью слушать со вниманием, это является вполне нормальной и естественной практикой. Повторно читать эти молитвы самому в таком случае не обязательно.
Хотелось бы подчеркнуть, что совершенно недопустимым является давление со стороны сопровождающего группы на участников паломнической поездки с целью принудить к участию в Таинстве Покаяния и Причащения. Решения приступать к ним человек может принимать только сам.
Отдельная группа вопросов, возникающих у паломников, связана с исповедью. К сожалению, случается, что, исповедуясь в незнакомом монастыре или храме, человек сталкивается с неожиданными и неприятными обстоятельствами. Порой на исповеди священнослужители начинают спрашивать о том, принял ли паломник ИНН, паспорт, задавать другие подобные вопросы, или же заставляют каяться в надуманных «профессиональных» грехах. В одном из первых номеров одного современного женского православного журнала был помещен рассказ журналистки, совершившей паломничество в Дивееево. Иеромонах на исповеди вынудил ее приносить покаяние в «профессиональном» грехе (!) — в том, что, общаясь с людьми, она узнавала сокровенные стороны их жизни.
Иногда священник на исповеди бывает неоправданно строгим, а точнее — безжалостным. Совсем недавно мне рассказали историю о том, как тележурналистка пришла на исповедь в один московский храм. Священник стал спрашивать, где она работает. Услышав ответ, сразу изменился в лице и закричал: «Вон! Уходите! Никто из вас не спасется!».
В мою бытность в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был другой, не менее возмутительный случай. В паломничество приехал из России наместник одного монастыря, и я попросил его помочь исповедовать группу паломников в храме Воскресения Христова. Он пошел на Голгофу, однако как-то очень быстро возвратился со словами «там нечего делать: все со смертными грехами»! Позже монахиня из Горненского монастыря, которая сопровождала группу, рассказала мне, как было дело. Паломники готовились к Причастию, постились очень строго — практически целый день ничего не ели, пришли на исповедь, многие, может быть, в первый раз. И этот священнослужитель, которого я просил помочь исповедовать людей, у каждого стал спрашивать: «венчан?». Услышав отрицательный ответ, исповедь уже не принимал. Люди, которые хотели покаяться в грехах, испытали настоящий духовный шок и со слезами на глазах вышли из храма.
К сожалению, такие случаи нередки. Святейший Патриарх Алексий на епархиальном собрании неоднократно говорил об опасности, которую несет подобное «пастырство». В его выступлениях всякий раз содержится много живых наглядных примеров, из которых все мы — священнослужители должны извлекать необходимые уроки.
Если священник не допускает до Причастия человека, который состоит в зарегистрированном государством, но не венчанном браке, то он имеет право пойти к другому священнику, исповедаться и причаститься. Не нужно обращать внимание на таких пастырей, которые плохо знакомы с Евангелием и не знают слов апостола Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1, Кор.7:14). Хотелось бы этим пастырям порекомендовать изучать Священное Писание и мнение по этому вопросу Священноначалия, в частности Святейшего Патриарха. Что касается принятия ИНН, то этот вопрос не имеет отношения к духовной жизни. Думаю, если священник его задает, верующий вправе вообще не отвечать. Столь же недопустимым является дискриминация верующего по его профессиональной принадлежности. Если священник отлучает человека от Причастия и публично стыдит за его профессиональную деятельность, то это является нарушением пастырского долга. В любом случае надо сказать пастырю, что этот вопрос выходит за рамки его компетенции. В таких случаях следует обращаться к другому священнику, который мог бы принять исповедь и допустить ко Причастию. Если же другой возможности исповедоваться и получить благословение на Причастие нет, нужно смириться и потерпеть. Думаю, что такому человеку Господь сторицею воздаст за его смирение.
Конечно, больно, что среди нас есть пастыри, которые так подходят к людям, имеют такую ревность не «по разуму», отлучая людей от Источника Жизни. Когда в наших монастырях и приходах происходят случаи, противоречащие учению и канонам Православной Церкви, позиции Святейшего Патриарха, конечно же, нужно обязательно об этом сообщать правящему архиерею, либо писать в редакцию журнала «Православный паломник». Мы сами тогда будем доводить эту информацию до сведения епархиальных архиереев, и просить оградить паломников от такого непастырского пастырства.
В монастырях паломников порой, не глядя, отправляют на отчитку. К этому нужно относиться с крайней осторожностью. Считаю, что не нужно принимать всерьез мнение священника, даже если он является клириком монастыря, настаивающего на необходимости отчитки. В этом вопросе нужно спрашивать только совета своего духовника. В любом случае должны быть какие-то очень веские основания для того, чтобы рекомендовать человеку отчитку. Та легкость, с которой это вменяется в обязанность людям некоторыми духовниками, тревожит.
Еще один непростой вопрос связан с распространившимися сейчас поездками «к старцу», которые предлагают некоторые паломнические организации. У нас, к сожалению, вообще, утрачено правильное понимание того, что такое старец. К нам это понятие пришло от православных греков, а на греческом языке старец — «геронда» означает просто старый монах. Он может быть духовно опытным или не очень, любвеобильным или жестоковыйным. Это не связано с какими-то особыми духовными качествами. У нас в России понятие «старец» воспринимается через призму оптинских старцев. Действительно, это были великие подвижники, пламенные молитвенники, которые всем нам подают пример духовной жизни. Испокон веков на Руси паломники посещали не только святые места, но и людей, которые с особой силой являли в себе образ Божий — преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Оптинских старцев. К ним шли за духовным утешением, духовной поддержкой, за словом правды. Но сейчас у нас утвердилось мнение, что старец — это святой «в квадрате», т.е. человек святой жизни и вдобавок обязательно прозорливый, чуть ли не ясновидящий. Такое отношение к старчеству среди наших соотечественников встречается весьма часто. Столь же часто образ того или иного старца мифологизируется и неразумные духовные чада начинают приписывать ему то, чего у него нет, и чего они сами не понимают. Хуже всего, когда к таким людям начинается паломничество, когда все это ставится на коммерческую основу. Возникает вопрос о критериях: а кто, собственно, сказал, что этот священник — старец? Безусловно, такие организованные паломничества с возведением кого-либо в ранг т.н. «старца» это очень ответственный поступок. Их недопустимо организовывать без учета мнения епархиального архиерея. Ведь речь может идти о священнике не духовно опытном, а просто о пожилом, которого провозглашают старцем, хотя, возможно, человек приносит приезжающим паломникам не пользу, а духовный вред.
На Православном Востоке, где, кстати сказать, не существует практики постоянной перед каждым Причащением исповеди, не каждый священник имеет право не только принимать исповедь, но даже просто читать разрешительную молитву. Эта традиция сохраняется с давних пор. Люди понимают, сколь много вреда может причинить неопытный духовник, который начинает благословлять и запрещать направо и налево. Последствия часто бывают трагическими.
Думаю, весьма разумно поступают те паломники, которые предварительно исповедуются у своего приходского священника, а, будучи в святых местах, причащаются. Два — три дня, которые могут пройти в этом случае от исповеди до Причастия вполне приемлемый срок. В этом случае человек в паломничестве имеет возможность причаститься неоднократно в разных храмах без исповеди. Конечно, все это можно делать только по благословению духовника.
Случается, верующий человек едет в другую страну, например в Грецию или Болгарию отдыхать, как обычный турист. При этом он знает, что в месте отдыха имеется православный храм, но вряд ли найдется священник, способный принять исповедь на русском языке или на другом языке, которым человек владеет. В этой ситуации, также лучше исповедоваться заранее, у себя дома. Однако бывает, о том, что поблизости есть храм, туристу становится известно только на месте. Желая побывать на службе и причаститься, например, в какой-либо церковный праздник, он сталкивается с невозможностью исповедаться. Во многих странах, например, на Кипре, в Болгарии и Сербии, а особенно в Святой Земле и Греции, не практикуется постоянная исповедь перед причастием. В таких случаях нужно самому себя осудить, попросить прощения у Бога за свои вольные и невольные прегрешения, приготовившись, по возможности, к принятию Святых Христовых Тайн. Иногда в храмах Православного Востока перед причащением читают общую разрешительную молитву. В частности, такая практика существует в Иерусалиме, в храме Гроба Господня: общую разрешительную молитву для тех, которые приступают к Причастию, читает архиерей, совершающий богослужение. Она читается непосредственно перед Причастием, при этом причастники, выслушивают молитву, стоя на коленях.
В других странах, например, в Греции, такой практики нет, поскольку обычно греки причащаются без исповеди. Сама по себе исповедь в традициях Элладской Православной Церкви непосредственно не связана с возможностью причащения. В такой ситуации, если на совести верующего нет тяжких прегрешений, он может без исповеди подойти, и причастится и это не будет грехом. Если же его совесть в чем-то обличает, то, уже вернувшись в Россию, он может принести покаяние своему духовнику. Разумеется, этот шаг приемлем только для церковных людей, которые знают, что такое Причастие и должным образом подготовились к нему.
Хотелось бы коснуться еще одной непростой темы. Значительную часть паломников составляют женщины, у которых иногда поездки в святые места совпадают с «критическими днями». В этом случае на них налагается ряд ограничений. Существуют разные мнения в отношении возможности присутствия женщин в таком состоянии на богослужении. Одно из них, на мой взгляд, неоправданно строгое, заключается в том, что в такой период ей нечего делать в храме. На деле канонических препятствий к посещению женщинами храма «в нечистоте» не существует: Вселенские Соборы эту тему никогда не обсуждали. Согласно Апостольским постановлениям, зафиксировавшим раннехристианскую практику, естественное месячное истечение у женщин не делает ее недостойной или не способной к участию в церковной молитве (1). В таком же духе высказывались некоторые Святые Отцы, например, святитель Афанасий Афонский (2). На мой взгляд, практика возбранять женщинам в «критические дни» посещать храм, существующая в некоторых наших приходах, сложилась во многом под влиянием традиций иудейского законничества. Святейший Патриарх Сербский Павел, который, бесспорно, является одним из авторитетнейших богословов современности, подробно и аргументировано разобрал этот вопрос в одной из своих статей (3).
Убежден, что в обычных условиях нет никакого препятствия к участию женщин таком состоянии в храмовом богослужении. Можно посещать храм, молиться, но не прикладываться к иконам, не вкушать просфоры и не причащаться. Брать свечи в руки и возжигать их также можно.
Что касается паломничества то, считаю, что нет никакого греха, если человек будет не только находиться в храме, но и прикладываться к святыням. Если кто-то приехал в Святую Землю, возможно, единственный раз в жизни, он может прикладываться к святыням, ничуть их не оскверняя. Более того, если у женщины, находящейся в «нечистоте» есть только одна возможность причаститься у Гроба Господня в таком случае можно допустить ее и ко Причастию. Если есть риск оказаться в такой ситуации, паломнице лучше заранее согласовать эту возможность со своим духовником. Конечно, желательно выбрать срок поездки, не совпадающий с «критическими днями», но если такой возможности нет, то можно причаститься, разумеется, только по благословению священника.
У наших соотечественников, совершающих паломнические поездки за рубеж, порой возникает недоумение, связанное с разницей в календарях, принятых в Русской Православной Церкви и иных Поместных Церквах. Например, на Кипре, где Православная Церковь живет по новому стилю, Рождество Христово приходится на 25 декабря по новому стилю, когда у нас в России продолжается пост. Несмотря на то, что паломники находятся на канонической территории другой юрисдикции, им правильнее придерживаться нашего церковного календаря, т.е. если человек приехал в пост, то нужно его соблюдать. Бывает, однако, что паломников, а особенно клириков, священнослужители другой Поместной Церкви приглашают на богослужение и праздничную трапезу по случаю, например, праздника Рождества Христова. Вряд ли правильно совсем отказываться от участия в этом торжестве, иначе, мы рискуем оказаться разделенными с нашими православными братьями по внешним признакам. Вполне допустимо участвовать в общей молитве за праздничным богослужением, а также в трапезе, соблюдая, однако, воздержание. Меру послабления поста каждый для себя в этом случае определяет сам. Известны случаи, когда великие христианские подвижники, принимая гостей Великим постом, предлагали им в пищу рыбу и даже мясо. Они и сами вкушали эту пищу ради того, чтобы пришедшие ели без укоров совести, хотя употребление рыбы и, тем более, мяса является нарушением поста. Также призваны поступать и мы по любви к людям, из уважения к нашим братьям-христианам. Этим мы покажем, что принадлежим к единому телу Христову, что пища нас не разделяет. Будем помнить слова апостола «царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Св. Духе» (Рим. 14, 17), а именно Царство Божие является целью нашей жизни.
В самом деле, если ты, жена, думаешь, что в продолжение семи дней, когда бывает у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, что если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющею в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, всеконечно, присущ тебе, потому что Он не ограничен местом, а ты имеешь нужду в молитве, в евхаристии и в пришествии Святого Духа, как нимало не согрешившая в том. Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение кровей, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, но одно нечестие и беззаконная деятельность…
28. Поэтому брак почтен и честен, и рождение детей чисто; ибо в добром нет ничего худого. И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив исцелил её, сказав: «вера твоя спасла тебя»…
30. Итак, не наблюдайте вы того, предписанного в Законе и естественного, думая, что чрез него оскверняетесь. Не соблюдайте и иудейских отделений, или постоянных омовений, или очищений от прикосновения к мертвому. Но без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе».
Апостольские постановления. Книга 6 («О ересях», пп.27-30)
2. «Все творения Божии добры и чисты. Ибо ничего неполезного или нечистого не сотворило Божие Слово. Христово бо благоухание есть мы в спасаемых, по Апостолу (2 Кор. 2:15). Поскольку же различны и многообразны суть стрелы диавола и непорочно мыслящих доводит он до возмущения, отвлекает братий от обыкновенного упражнения, всевая в них помышления нечистоты и осквернения, то, по благодати Спасителя нашего, краткими словами, и лукавого обольщение да отженем, и мысль простейших да утвердим… Удивляюсь же ухищрению диавола, что он, будучи развращение и пагуба, влагает, по видимому, помышления чистоты. Но действуемое им есть более навет или искушение. Ибо, как я сказал, дабы отвлечь подвижников от обычного и спасительного попечения, и всем, как мнится ему, победить их, для сего возбуждает он такую молву, которая не приносит никакой пользы для жизни, а только пустые вопрошения и суесловие, которых уклоняться должно. Ибо скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто восхотел поставить в вину исхождение мокрот из ноздрей и плюновение из уст. Можем сказать и о большем сего, о извержениях чревом, которые необходимы для жизни животного. Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. Но поскольку хотящие только прекословить справедливым словам, более же сотворенному от Бога, неправо приводят и слово Евангельское, что не входящее сквернит человека, но исходящее, то нужно и эту нелепость их (ибо не нареку сего вопрошением) обличить» Послание Свят. Афанасия Великого к Аммуну монаху. http://www.pagez.ru/lsn/0053.php#4