Главная Церковь Беседы о главном Протоиерей Александр Ильяшенко

О правильном и неправильном послушании

Я кричу направо, а нужно налево, меня не слушать». Любой духовник – человек, может ошибиться, имеет на это право, но об этом можно как-то судить, если ты понимаешь свой маневр. А для того, чтобы понимать маневр, сколько Суворов учил своих солдат?

О правильном и неправильном послушании Часть 1.

Что значит   послушание духовнику?

Мы пытаемся решать сложные личные проблемы, обсудив их с духовником. Может быть, мы даже и представляем, имея многолетний опыт общения с ним, что он примерно скажет, может, даже и слышим то, что ожидали, но все-таки, вспомним о предыдущем примере. Беру ли я нечто, как само собой разумеющееся, потому что это для меня, или же я спрашиваю разрешения у Господа, но через духовника, пусть даже я заранее знаю, какой получу ответ. Все-таки я спросил, проявив тем самым некое небольшое смирение. Я это взял не потому, что это мне принадлежит по какому-то мифическому праву, а потому, что получил благословение.

Но только не по мелочам следует обращаться?

Конечно, я говорю про важные жизненные проблемы.

Сложно ли дается послушание?

Иногда послушание дается сложно. Это как правило, когда нарушается той принцип, который так потрясающе сформулировал Суворов, когда духовное чадо хочет навязать решение, или когда чадо в том состоянии, что просто не воспринимает, что ему говоришь. Нужно успокоиться, прийти в себя, каким-то образом сбросить стресс, помолиться Господу, чтобы дал силы смириться и принять решение со смирением, тогда это сделается несложно. А если ты упорствуешь, причем очень часто неразумно, тогда это, действительно, вызывает страшное и напряжение, и переживание, и отторжение, то есть человек начинает проигрывать в духовной борьбе, которую каждый из нас должен вести. Но когда ведется под руководством, то эта борьба становится гораздо более легкой, и она приносит добрые плоды.

 

Во всем ли нужно слушаться духовника?

— Опять-таки, снова ссылаюсь на Суворова: «Я кричу направо, а нужно налево, меня не слушать». Любой духовник – человек, может ошибиться, имеет на это право, но об этом можно как-то судить, если ты понимаешь свой маневр. А для того, чтобы понимать маневр, сколько Суворов учил своих солдат? «Тяжело в учении, легко в бою», — какие у него учения тяжкие были? «Много пота, мало крови», — сколько люди трудились, чтобы быть в состоянии понимать свой маневр и подчас компенсировать ошибку руководителя, который вполне может ошибиться? Вовсе не теряется ни контакт, ни уважение, не терялось и творческое отношение у делу.

Иногда бывает супер-творческое отношение. Чего-нибудь спросить, батюшка благословил, и начинается. «Меня батюшка благословил, а вы отойдите, подвиньтесь», — и начинает шуровать со страшной силой чего-то, расталкивая окружающих. Это не допустимо.

Конечно, духовника нужно слушаться, но опять-таки это тонкий момент, который Суворов не боялся обозначать: если он ошибается, то следует поступать так, как того требует обстановка, не бояться. Но для этого он сам был, повторяю, исключительно гениальный человек.

Послушание может быть вредным

Послушание может быть даже вредным, если оно бездарное, бездуховное, недалекое, неискреннее. Послушание может преследовать и   корыстные цели: ближе быть с кем-то, себя выделить, проявить или гордиться перед окружающими, — тогда, конечно, такое послушание очень вредно.

Совершенно неправильно противопоставлять развитие карьеры послушанию Богу. Выходит, всем великим людям надо было заранее все свои таланты закопать в землю? А тому, кому дали пять талантов, так же закопать их в землю, как тому, кому и один талант, чтобы все бы остались в том звании, в каком прибыли. Но Господь призывает нас к приумножению талантов и дарований.

Апостол Павел говорит, что великое приобретение быть довольным и благочестивым. Если ты благочестив, близость Бога чувствуешь и доволен своим положением — это великое приобретение.   А обращено оно к людям, которые по каким-то причинам оказались внизу социальной лестницы. Такое построение взаимоотношений – по сути — категорическое отвержение всякого революционного пути – христиане никогда не были революционерами, но при этом они преобразили мир. Если человек чувствует в себе какие-то дарования, то он должен их развивать, он должен принести благой плод там, где призван, будь то наука, медицина или сфера образования.

— В современном мире все построено на том, что нужно идти туда, где больше платят, чтобы содержать семью, у кого она есть, чтобы помогать ближним, чтобы как-то себя содержать.

Пожалуйста. Есть такая народная мудрость – рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Пожалуйста, тебя никто не ограничивает. Но если твоя карьера станет для тебя идолом, если ты будешь работать хорошо, чтобы иметь все больше и больше денег, чтобы «хапать и хапать», тогда, конечно, это прямой вред. Если тогда духовник предупредит об этом грехе, а если ты его не послушаешь, тогда уже пеняй на себя.

— А если талант в одном, например, в гуманитарном направлении, а наука и культура не так хорошо оплачиваемы, как другие сферы?

— Конечно, здесь приходится выбирать. Безусловно,   нужно содержать семью, надо иметь возможность что-то приобрести, хотя бы книги, или пойти в театр, в музей, и ближним помочь. И опять речь идет о том, для чего ты их хочешь потратить: для самоутверждения – это одно, а для помощи другим – совсем другое.

Почему послушание считается добродетелью? Этимология слова «добродетель» заключается в фразе «делать добро», то есть послушание – это путь ко спасению, ко стяжанию других добродетелей. Значит, оно и само есть добродетель. Человек послушный, именно творчески послушный, не тупица, которому, что сказали, то он и будет выполнять, а творческий человек.

-Нужно ли слушаться духовника по первому слову?

То, что говорится о том, что духовника нужно слушаться по первому его слову, — конечно, желательно. Только это все достаточно сложно, так как бывает, что нужно объяснить ситуацию, постараться ее объяснить так, чтобы духовник понял, о чем идет речь. Постараться изложить ее по возможности объективно. Это не всегда возможно, конечно, но все же духовник должен вникнуть в ситуацию, разобраться и понять, что же на самом деле происходит. Человек субъективен по определению, и от этого никуда не деться — это субъект, а не объект, так что по отношению к себе он не может быть объективным. Очень часто люди говорят что-то не так или не договаривают, поэтому нужно и человеку помочь разобраться в том, что произошло, и самому понять и вникнуть в то, что произошло. Так что обсуждать с духовником какие-то обстоятельства нужно. Однако просто часто происходит следующее – человек вместо того, чтобы как следует подумать над тем, что он собирается сказать духовнику, подготовить взвешенное и максимально честное описание ситуации, несет какую-то нелепицу, а потом еще и возражать начинает. Вместо того, чтобы понять, что это общее дело, в котором нужно обоим разобраться, он пытается чего-то доказать духовнику. Вот когда пытаются духовнику чего-то доказать, тогда это уже гиблое дело. Появляется элемент недоверия и духовнику, и, на самом деле, Господу Богу, потому что человек не к духовнику приходит, а перед Богом исповедуется. Духовник, священник,   не своей силой действует. В том-то и дело, что Господь помогает, поэтому и говорится о том, что нужно прислушиваться к тому, что священник говорит. Дай Бог, чтобы это было действительно по наитию.

В чем воля Божья

— Как человек может понять, что в данный момент духовник говорит от Бога, а иногда по своему разумению?

Ко мне однажды пришла прихожанка и говорит, что хочет устроиться на работу туда-то и туда-то. Я отвечаю, что не вижу большой разницы. Она же отвечает, что нет, хочет жить по воле Божьей, поэтому просит сказать, куда же именно. «Ты знаешь», — говорю, — «я не такого уровня духовности, чтобы возвещать тебе волю Божью».   «Нет, я все-таки хочу знать, так как это важно». Это действительно важно, но воля Божья в том, чтобы не ты грубила своим родителям, чтобы ты их почитала, чтобы жила в мире с окружающими, чтобы ты была хорошая христианка. Вот это – заповеди Божии, записанные в Священном Писании, вот она – воля Божья. Если ты ее исполняешь, тогда хорошо, тогда тебе и откроется, на какую работу идти, но это на самом деле, второстепенный момент. Важный, но второстепенный. А если ты родителям хамишь, со всеми скандалишь, тогда о какой Воле Божьей может идти речь?

Ведь Спаситель говорит (Евангелие от Иоанна): «Тот, кто любит меня, заповеди мои соблюдет». Вот они заповеди, это написано, а на какой работе работать, не написано. Понятно, что это важно, но это важно для человека, который заповеди старается исполнять. А если он совершает грубые грехи и пренебрегает исполнением заповедей, да еще и других винит, что это они виноваты в том, что он грешит, его, понимаешь ли, спровоцировали, и при этом требует не понятно какую Волю Божью, это он просто глубоко заблуждается.

— По св. Иоанну Лествичнику послушание – это отречение от мира, без попечения и странничества. А для мирян это не применимо…

Но св. Иоанн Лествичнник говорит о монашеском житии, когда люди уходили в пустыню, отрекались от всех внешних впечатлений и полностью погружались в монашеское делание, очень тонкое и очень высокое, под руководством действительно духоносных старцев, которые сами это же подобное послушание прошли у подобных же опытных старцев, и знают, что это такое. В миру это практически не достижимо. Но Благодать Божья всегда одна и та же, и Господь ее дарует людям. Без меры дает Господь людям Духа. Господь чудеса творит и никто Его не ограничивает.

Конечно, обстоятельства жизни совсем другие. Одно дело, когда вы поставлены в такие условия жизни, традицией, окружением, в такую глубоко покаянную, молитвенную атмосферу, как легко в такой атмосфере пребывать, не отвлекаясь на внешние стороны. Другое дело, если вы живете в городе, где постоянные какие-то искушения, где окружающие люди думают о другом, со своими проблемами, со всем другим они подчас к вам обращаются, и получается, что вы не в состоянии выполнять такую духовную нагрузку, которую в монастыре нести легче. Это не значит, что в миру нельзя спастись. Но монастырь для того и создан, чтобы было легче концентрироваться и энергично двигаться путем духовного возрастания.

Святые говорили, что «наше дело не стремиться увидеть Ангелов, а стремиться увидеть свои грехи». Это гораздо для нас более важно и необходимо. А если предаваться играм, перерастающим в общение с Ангелами, то может наступить общение с совсем другими «ангелами», для которых как раз игра с человеком представляет их сущность, цель их деятельности. Их задача – сбить человека с толку, обмануть, завлечь в западню. Вот они так и действуют.

Поэтому и нужен духовник, чтобы ему открываться?

В том-то и дело, что спасение только в Церкви, а не в своем собственном сознании.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.