И опять в почтовом ящике вопрос-реплика, теперь уже из областной газеты: Уважаемый отец Александр! К нам поступила жалоба, что в Ваши храмы не пускают женщин в брюках. Откуда взялось мнение, будто приходить в храм Божий в брюках нельзя? Неужели Вы не понимаете, что подобное отношение к дамам становится предлогом не заходить в церковь вообще?
Одновременно с данным выговором, появляется комментарий в блоге: Святой отец! Вы уподобляетесь исламским фундаменталистам в своем отношении к дамам, которые заходят в храм без платка и в косметике! Почему такое неуважение и строгости? Разве для Бога важно, в чем дама одета и крашены ли у нее губы?
Эти вопросы о платочках, косметике и брюках повторяются столь регулярно, что впору написать небольшой ответ-шаблон и «в автомате» отсылать всем возмущающимся и недовольным. Хотя и это не выход. Не иссякнут со временем споры и рассуждения на эту тему, напротив, она и дальше будет злободневной, несмотря на все многочисленные статьи, размышления и советы.
Даже богословский труд с разбором множества аспектов данной проблемы и определением стратегических направлений в их решении не поможет. Причина ясна, как Божий день. Это так называемая «гендерная политика» пропагандируемая и активно проводимая сегодня на всех уровнях общественной жизни. Именно она, в сути своей, нивелирует различия между женщиной и мужчиной.
Мы все чаще будем сталкиваться с горячими дискуссиями о «православных купальниках», «дресс-кодах» и внешнем облике, потому что православие изначально предполагает разность между теми, из кого пытаются создать безликое «оно».
Хотя есть и положительный результат этого спора. Уже сейчас у нас прибавилась еще одна способность, о которой раньше никто и не предполагал: мы умеем успешно проводить реинкарнацию «по-православному».
Идя в храм, можешь быть уверен, что в нем ты станешь именно тем, кем создал тебя Господь. Мужчина – мужчиной, а женщина – женщиной. Другие варианты априори невозможны. Они вне понимания бытия, где присутствует Бог, то есть вне Бога.
Обратите внимание, как разнится определение «дама» или «бизнес-леди», от понятия «женщина». Когда говорят «дама», ассоциации немедленно формируют образ строгий, гордый и до мелочи правильный. Мы тут же представляем закрытый светский раут или театральное фойе с очередной премьерой для избранных, как и понятие «бизнес-леди» сопоставимо лишь конференциями, симпозиумами и стеклянными офисами.
В храме, где горнее с дольним соединено, где у каждого свой и только свой путь к Богу, все внешнее, мирское и на сей день казалось бы крайне важное становится второстепенным.
Тут за образами для внешнего мира не спрячешься, да и под епитрахилью, на исповеди всегда становится понятно, что кем бы ты себя не создала, грехи у тебя все те же, что еще в древних богословских книгах прописаны. Вот только вычурности в грехах сегодня стало больше и лазеек для оправданий придумано великое количество.
Спрашиваю не столь давно дамочку, жеманно положившую на Евангелие два пальчика с ногтевой раскраской и из под наложенных ресниц с лукавством на меня глядящую:
— Грешна, радость моя?
— Как все, святой отец, грешим конечно.
Объяснять, что «святой отец» обращение у нас не принято не стал, а вот насчет «как все» вынужден возразить:
— Вы ведь отличаетесь чем-то от иных женщин? От своих подруг, знакомых, коллег, родственниц, в конце концов?!
Соглашается.
— Значит и грехи у вас иные, только вам присущие. Эксклюзивные, так сказать…
Если поймет и задумается, то начнется превращение дамы в женщину, если обидчиво губы подожмет и станет сухой односложностью, то пока гордыня побеждает.
О том, что «без Бога не до порога» и что пресловутого аргумента: «у меня Бог в душе» очень мало, особенно когда жизнь препятствия, болезни и проблемы ежедневно предлагает, понимают все. Поэтому тянет в храм Божий и с поводом, и без такового.
Естественно, это внутреннее стремление всегда имеет сопротивление по причине наличия силы, для которой поход в храм крайне неприятен. Слова молитвы Господней «и избави нас от лукавого» недаром сказаны Самим Богом.
Спор о брюках и платочках в храме — это и есть действие лукавого. В конце концов, у нас не возникает вопрос о выборе формы одежды при походе на официальный прием, в театр или на торжественное мероприятие. Здесь четкий регламент, понятные нормы и правила, не вызывающие никаких возмущений.
Так должно быть и с храмом. Особая одежда, особый настрой и особые цели. Да и прописано все четко и однозначно.
В библейской книге Второзаконие читаем: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом всяк делающий это» (Втор. 22, 5). Слова предельно ясные, не нуждающиеся в комментариях и не допускающие различных толкований.
В ответ слышим: «Это ветхозаветное предписание, и для нас оно уже неприемлемо». Учтем и посмотрим, как трактует вопрос об одежде мужчин и женщин новозаветная, христианская Церковь. «Определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду, мужам свойственную». Таково решение Шестого Вселенского Собора, состоявшегося в 680-681 годах от Рождества Христова (см. 62-е правило).
Всё четко обозначено — и более того, санкции введены против тех, кто нарушает предписание. Если носишь одежду иного пола – отлучаешься от церковного общения. Это правило никем не отменялось.
Дама в брюках действительно поставит свои штаны во вселенский аргумент не посещения ею храма Божьего, да еще и уничижающую реплику в адрес консервативных попов добавит. Это потому, что «дама» может быть или с собачкой, или в пеньюаре, или в будуаре, или в «свете», где о Боге и вере вообще не рассуждают.
В храмах дам не бывает. В нем женщины. Милые, добрые, красивые и на Богородицу похожие…
Читайте также:
Важно все! Прот. Всеволод Чаплин о дискуссиях вокруг дресс-кода, ночных клубов и православии в СМИ
Владимир Легойда: Джинсы — вчерашний день
Православный дресс-код: от слова к делу