Этот прием используется сегодня у всех сектантов: они заманивают людей с проблемами, которым в данный момент плохо. Очень легко расположить к себе страдающего человека, познакомить со своей верой. И делать это можно искренне, просто и с любовью, а можно и с корыстными целями.
Например, у человека умер ребенок, а соседи – православные христиане – никак его не утешают, не предлагают поговорить, не стараются сплотиться вокруг, сблизиться с ним. И вот приходит к нему сектант, начинает с ним разговаривать, утешать, выслушивать – и так потихоньку, незаметно привлекает его к себе. И человек думает: «Вот, а в нашей Церкви я не нашел такого участия и тепла! Там со мной даже не здороваются…»
Понимаете, в чем дело?
Православие – это когда мы и верим, и живем так, как верим, любим друг друга, помогаем друг другу и всегда готовы обнять ближнего, чтобы единство было на самом деле.
И вот сектанты, заблудшие люди, так делают! Они все знакомы, постоянно встречаются, разговаривают, поддерживают друг друга. А мы, в Церкви, не живем так. Видите, как от догматов я перешел к нашей с вами жизни? Просто дело в том, что мы и верить, и жить не умеем по своей вере. Будто кто-то взял и вымел метлой веру из наших сердец. У нас нет этоса.
Что такое этос? Можно сказать, образ жизни. А мы, получается, совсем не всегда православные – по тому, как живем. Вот почему я и задаю себе такой вопрос: «А я – православный?»
Эта тема обширна, тут много чего можно сказать. В первую очередь, пожалуй, вот что.
Мне случалось видеть людей, перешедших в православие из другой конфессии. Я знал протестанта, пастора, который стал православным; знал католика, принявшего православие. Эти люди, надо сказать, до того как стали православными, прекрасно знали свою веру. Например, пастор. Он жил в другой стране, по-гречески не знал ни слова, ничего не знал о православии; но в какой-то момент он почувствовал пустоту в сердце: то, во что он верил, не могло наполнить его душу, и он начал искать Истинного Бога, читать книги. Да, чтение книг само по себе не приближает к Богу, знание – не гарантия богопознания. Но этот человек искал истинную веру и, читая книги по истории Церкви, непрестанно молился. И всё кончилось тем, что он покинул свою родину, оставил всё, что имел, – для того, чтобы найти Истинного Бога. Протестант, пастор. Понимаете?
Очень важно стремиться к Истине, стремиться к Богу. Этот человек пришел к православию не потому, что попал под действие пропаганды, не потому, что ему «промыли мозги», – а потому, что его сердце горело желанием найти Истину. И такого человека невозможно сбить с пути. Этот пастор стал обычным православным христианином, крестился в нашей Церкви, теперь он монах и уже двадцать лет живет в Греции. Человек, не знавший в свое время ни слова по-гречески, теперь – в греческом монастыре. «Самое главное, – говорит он, – что я нашел Христа, нашел Истину, нашел Православие». А кто привел его к Истине? Сам Бог.
И я ни разу не встречал человека, который, увидев истинное православие и настоящих православных христиан, прошел бы мимо. Нет, Православие удерживает рядом с собой. А те, кто ушли, просто так и не узнали его по-настоящему. Не бывает так, что человек, встретив Христа, Бога Истинного, оставляет Его и уходит. Помните, когда Господь спросил учеников: «Не хотите ли и вы отойти?», Петр сказал Ему от лица всех: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин.6:67-68). Разве возможно оставить Тебя, Господи? Твои слова прекрасны, они ведут в жизнь вечную – мы не можем Тебя покинуть.
Православие прекрасно. И прекрасно быть православным. Но ты не православный христианин, если бросаешься на людей с палкой и криками. Нужно молиться: «Господи, прошу Тебя, не дай мне лишиться того, чем я сейчас обладаю». Ведь, как говорят святые отцы, православная вера – это ходьба по канату. Очень легко человек, называющий себя православным, может стать еретиком. Еретиком по образу жизни.
Если я начинаю гордиться своим православием, я уже не православный. Потому что настоящий православный христианин – смиренный человек.
Можно знать все догматы, веровать в Единого Бога Отца и Святую Троицу, разбираться в христологии, триадологии и прочем, но если при этом эгоистично заявлять: «Я – православный, я знаю Истину! А вы все убирайтесь отсюда, вы ничего не стоите, я один прав, пошли вон!» – такие слова делают нас настоящими еретиками, по жизни и духу.
Православие – это ходьба по канату. Это постоянное внимание – и к догматам, и к своей жизни, этосу. Быть православным – великая честь, и нам следовало бы плакать от благодарности перед Богом, сознавая свое недостоинство и умоляя Его сделать нас по-настоящему православными. «Да, Господи, я крестился, принял благодать Святого Духа во Имя Святой Троицы, но православный ли я теперь? Этого достаточно, чтобы стать христианином, стать Твоим, Господи? Просто, формально, одно действие – и готово?»
Возьмем, к примеру, семью, где муж – церковный человек, ходит на службы, читает святых отцов, строго постится, считает себя настоящим христианином. А дóма он – жестокий тиран, требующий безоговорочного подчинения, навязывающий всем свое мнение, не считающийся ни с кем. И вот жена спросила его однажды:
– Извини, а ты у нас кто, – Папа Римский?
Он вскипел:
– Что ты сказала? Я – Папа Римский? Я? Немедленно бери свои слова обратно, иначе получишь у меня! Да как ты смеешь!..
А жена сказала так потому, что для католиков Папа Римский – непогрешим. То есть просто поинтересовалась у своего мужа, не является ли и он непогрешимым, как Папа.
Мало называть себя православным. Мало говорить, что ты правильно веруешь в Бога. Православный человек – это тот, кто живет правильно в обычной, повседневной жизни.
А если ты настоящий деспот и живешь так, будто твои мысли, мнения и точки зрения безошибочны, непогрешимы – как у Папы Римского… «Главное – быть православным! Главное – говорить правильные вещи!» Действительно, это важно – быть православным, твердо держаться своей веры, – но разве твоя повседневная жизнь не имеет значения?
Твой эгоизм, который ты так ярко демонстрируешь дома, – разве Бог этого не видит, разве Он не видит, как ты уходишь с пути истинного? Что ты скажешь Ему после смерти? «Я знаю догмат о Святой Троице, поэтому должен пойти в рай»? Хотя жене своей слова не давал сказать…
А вот еще пример того, как своими поступками мы опровергаем православные догматы.
В некоторых семьях родители требуют от детей безусловного повиновения во всем – во вкусах, манере одеваться, в том, какие фильмы смотреть. Иная точка зрения не принимается. «В нашей семье такой порядок. Не хочешь, как мы, – убирайся отсюда. А раз живешь здесь, будешь делать так, как родители говорят. Всё, разговор окончен».
Знаете, что об этом говорят святые отцы? Такой установкой человек отменяет и отрицает догмат о Святой Троице в своей жизни. Ведь когда мы говорим, что Бог Един в трех Лицах, что это значит? Значит, мы принимаем, что Бог имеет одну природу, но при этом три Лица – Отец, Сын и Святой Дух. Отец – это Отец, Он – не Сын. А Святой Дух – не Сын и не Отец. Все три Лица – разные, если мы говорим именно о Лицах, и в то же время они – одно, если говорить об их природе. Единство и разнообразие. Разнообразие в единстве и единство в разнообразии – об этом говорят многие богословы, а некоторые прибавляют, что данная истина может быть отражена и в семейной жизни. Как? Если говорить: «В нашей семье мы все – как одно целое, мы любим друг друга, мы вместе» – в этих словах нет полного соответствия догмату о Троице. А вот если в семье мы – единое целое, как Троица, но при этом разные, как различны Отец, Сын и Святой Дух, – такое соответствие есть.