Недавно министр образования Дмитрий Ливанов высказал мнение о том, что в ближайшие пять лет российскую систему высшего образования ждут серьезные потрясения. Это связано с демографической ситуацией и цифровой революцией. Я считаю, что необходимо реформировать систему образования, хотя именно она традиционно является самой консервативной.
В России любая реформа, как правило, проходит очень напряженно. Не стоит забывать, что при любом реформировании от чего-то приходится отказываться. Однако пользы и положительных результатов должно быть значительно больше. В том случае если этого не происходит, то чего нам ждать от обычного топтания на месте.
При проведении реформы образования в первую очередь пострадает преподавательский состав: учительская среда станет более конкурентной. Не стоит забывать, что преподавательское лобби одно из самых сильных, поэтому без твердого политического решения в этой сфере ничего не изменить. Те преподаватели, которые не отвечают требованиям, должны либо уйти, либо повысить свой уровень. К сожалению, сейчас уходят как раз те, кто должен остаться.
Прежде всего, реформировать надо школьное и дошкольное образование. Как сейчас происходит процесс обучения? Ученикам дают большой объем информации, а также домашнюю работу, при этом в основе своей она монотонна и не интересна, а делать акцент на самомотивацию в таком возрасте просто смешно. Кто же в детстве задумывается о том, насколько необходимо образование для того, чтобы в будущем стать успешным и востребованным?
В первую очередь необходимо заинтересовать ребенка. Расскажу на собственном примере: каждое лето отправляю детей в Англию попрактиковать язык. В этом году я отправил их на три недели в обыкновенную школу. Каково же было мое удивление, когда они попросили меня оставить их еще на три недели. Я не могу сказать, что они уж очень любят учиться. Напротив, не упускают малейшей возможности пропустить занятия! А тут добровольно вместо того, чтобы поехать домой отдыхать, просят оставить их еще поучиться. Это говорит о том, что там умеют заинтересовать ребенка и сделать так, чтобы от процесса обучения он получал удовольствие. Насколько сильно все это не стыкуется с российской системой образования!
Заставить ученика заучить какую-либо информацию — не так сложно, а вот сделать так, чтобы он пропустил ее через себя и осознал, совсем непросто. Грубо говоря, суть любого курса, который читает профессор, занимает около 25 листов А4. Если сложить все курсы, которые студент должен пройти, разложить их на листы А4, то получается, что человек может все это понять меньше, чем за 5 лет. Но это работать не будет, ведь образование – это передача культурного кода. Для того, чтобы все прошло успешно, необходимо мотивировать и заинтересовывать учащегося.
Благодаря Интернету, сейчас у нас информационный даже не социализм, а коммунизм: знания становятся более доступными. Учитывая это, цель системы образования должна в корне измениться: важно не просто давать знания, а научить ребенка самого искать и использовать эту информацию.
Все противники реформы образования делают упор на то, что в Советском Союзе наша система была построена прекрасно, и от нее не нужно отказываться. Да, я согласен с тем, что уровень был высок, но в первую очередь это отвечало запросам индустриального общества. Сейчас мы живем в постиндустриальном обществе, и именно поэтому необходимы реформы. Мои дети, которые ходят в первый класс, очень много внимания уделяют правописанию.
Если ребенок отступает не две, а три клеточки, не пишет с красной строки, то это уже ошибка. Мне кажется, что не нужно уделять столько внимания правильному оформлению и красивому почерку. Вот я, например, сейчас довольно редко пишу ручкой, в основном все печатаю. Все мои дети умеют печатать, и я больше чем уверен, что в будущем они будут писать очень редко.
Многие мне скажут, что чистописание необходимо для развития мелкой моторики, так давайте развивать ее рисованием, лепкой и любым рукоделием. Как раз такого рода занятия могут увлечь маленького ребенка и доставить ему удовольствие.
Если же говорить о вузах и о закрытии псевдовузов, которое предсказывает Дмитрий Ливанов, то акцент стоит делать на то, что именно студент должен определять качество вуза, а между самими вузами необходима конкуренция и борьба за студентов. Если мы и дальше не будем реформировать наше образование, то все способные дети окажутся на Западе.
Для старшеклассников и студентов доступ к информации, а также к онлайн курсам в Интернете, как правило, осуществляется бесплатно или же за небольшую плату. Единственное, что требуется, это хорошо владеть английским, потому что большинство качественных курсов преподается на иностранном языке. В онлайн образовании можно реализовать массу вещей, которые, к сожалению, нельзя осуществить в классической системе. Например, мне, как работодателю, очень важно знать, как ученик подходил к материалу, относился к дедлайну. Благодаря онлайн образованию можно получить не только аттестат, но и выборку из всех его работ с подробной характеристикой.
Безусловно, в новой системе образования будет меняться и роль профессора. Такого как раньше, когда приходил профессор, читал лекцию, а студенты ее записывали, уже не будет. Он должен будет давать тему для обсуждения и модерировать дискуссию, в которой будет с одной стороны, как равный со студентом партнер, с другой — интеллектуальный лидер. Это потребует больших усилий, чем просто чтение лекции.