О самоубийстве и молитве за некрещеных
Записала Наталья Смирнова
Священник Валентин Уляхин, доктор экономических наук, вот уже много лет служит в храме Святой Троицы на Пятницкой. Этот храм примечателен еще и тем, что каждую неделю здесь служится молебен св. мч. Уару – возносятся молитвы ко Господу о самых дорогих, умерших некрещеными. Трудно представить, как тяжел груз людского горя, ложащийся на плечи священника. Но для каждого есть у о.Валентина ласковое, ободряющее слово.
____________
Эта история произошла в XIII веке, когда в 1235 году Батый напал на Русь и, захватив Киев, пошел на Рязань. Недалеко от Рязани находилась вотчина князя Юрия — Красное село, в нем был острог и терем, в котором жила семья князя: красавица супруга Евпраксия и малолетний сынок Иоанн, которому не было еще и годика. Батый, подойдя к Красному селу, остановился в деревушке, которая до сих пор существует в Подмосковье и называется Пронюхлово. И в этой деревушке он узнал (пронюхал), что жена Рязанского князя заключилась в остроге, в тереме с небольшим отрядом воинов.
Батый, будучи сластолюбцем, предававшимся страсти блуда, решил взять в наложницы жену рязанского князя и отрядил воинов, которые подошли к селу, пробили врата, ворвались на территорию острога и стали выбивать дверь терема. Евпраксия, увидев, что положение безнадежно, с минуты на минуту татары ворвутся в терем, который кстати был очень высокий, и зная что замышляют татары против нее, взлетела по лестнице терема на крышу. Татары устремились за ней. Когда на крыше терема она увидела, как татары уже тянут руку, чтобы схватить ее, Евпраксия бросилась с крыши терема вниз и разбилась. По-древнеславянски разбиться – заразиться, от этого Красное село стало называться в последствии Заразск, а с течением времени название модифицируется в Зарайск. И вот до революции в Зарайске находились почитаемые мощи Евпраксии, ее малолетнего сына и ее мужа.
Князь Юрий на предложение Батыя отдать ему добровольно жену ответил: «Сначала победи нас, а потом бери наших жен». С малым отрядом он выступил против Батыя и конечно был разбит. Израненный он попал в плен к татарам, и Батый приказал с живого содрать с него кожу. Жена же его Евпраксия предпочла самоубийство наложничеству, при этом убила она не только себя, но и младенца. Но несмотря на то, что это было самоубийство с точки зрения формальной, народ принял Евпраксию, Иоанна и Юрия в собор местночтимых святых. В Зарайском кремле есть храм, в котором перед алтарем помещались останки этой семьи, которые почитались как святые, несмотря на то, что Евпраксия покончила жизнь самоубийством. Это говорит о том, что русский народ всегда входил в сердцевину того поступка, который совершали выдающиеся люди. Народ увидел в этом поступке не просто смерть в результате самоубийства, а спасение души от греха нарушения супружеской верности и рабства для дитя, которое попало бы в плен к татарам. Свобода во Христе была ей дороже, чем рабство в татарском плену.
Самоубийство надо решительно отличать от самопожертвования!
В России мы знаем много случаев когда солдаты шли на смерть для спасения жизней своих друзей. Это подтверждает история всех войн. Практически все войны, которые вела Россия, в своих летописях имеют повествования и свидетельства самопожертвования ради спасения отечества и своих друзей. Не только когда воины поставляли свою грудь, что бы спасти офицера, в которого целился неприятель. Подвиг Матросова в Великую Отечественную войну не был единичным, есть много случаев, когда солдаты бросались на амбразуру неприятельского пулемета или с гранатой в руках взрывали танки, жертвуя своей жизнью. Или направляли свои самолеты в колонны вражеских войск, когда знали что из-за повреждения самолета им не вернуться с задания. И даже когда можно было спастись, выпрыгнув с парашютом, шли на этот шаг, если видели, что того требуют обстоятельства битвы с врагом.
Трагедия непосильного подвига
Недавно был такой случай: мне позвонила раба Божия Светлана, и сказала, что хочет покончить с собой. Она рассказала о своей жизни. Она была глубоко верующей и приняла на себя непосильные подвиги: постилась по 40 дней и больше, изнуряла себя молитвенными подвигами. Но мы живем в XXI веке, а не в те века, когда такие подвиги прославлялись в монастырях Египта и других странах востока. Да, Симеон Столпник, Антоний Великий, Макарий Великий постились и достигали жизни равноангельной, но у нас другие условия, другое воспитание, другие обстоятельства нашей жизни.
Светлана решила быть подвижницей и повредила свое здоровье, причем так, что все тело горело у нее буквально огнем, все составы, все клеточки и косточки изнывали от тяжести этой болезни. Она не смогла понести остроту постигшей ее болезни и стала искать смерти. Она позвонила мне и спросила «Как вы отнесетесь к самоубийству?». Конечно, я ответил, как написано в учебниках, катехизисах и законе Божием, что жизнь это дар Божий и один Господь вправе распоряжаться нашей жизнью. Что мы не вправе нашу волю противопоставлять воле Творца и обязаны до конца сохранять этот дар, как бы тяжко нам ни было, потому что это дар Божий и мы, как чада Божии, должны вверить эту жизнь со всеми искушениями в руки Творца. И вот эта Светлана сказала, что хочет найти врачей, которые согласятся пойти на эвтаназию.
Я ее всячески отговаривал и убеждал, что эти врачи становятся соучастником убийства. Но разговор этот кончился ничем, она не вняла, все время заявляя о своих тяжких болях. Я предлагал обратиться к знакомым врачам, но она говорила, что ей ничто не помогает, и что ко всем уже врачам обращалась и лежала во многих больницах. На предложение исповедаться и причаститься она отвечала, что исповедуется, причащается и имеет своего духовника. На этом наш разговор закончился. Через некоторое время мы связались с родственниками Светланы и узнали, что она совершила суицид, но без помощи наемных врачей-убийц, а сама выпила огромное количество лекарств.
Таинство смерти
Церковь против суицида и даже мыслей о суициде, но человек может очутиться в таких ситуациях, когда Сам Господь посещает его в этот момент. Существуют такие моменты жизни, о которых мы и говорить не можем, потому что они таинственны, когда Сам Господь ведет человека как жертву для достижения цели спасения. Добровольно Господь идет на смерть, добровольно предает себя в руки палачей, и добровольно умирает, хотя мог бы спасти себя как всемогущий Бог. Но Он добровольно идет на крест. Поэтому Сам Господь ведет человека в той ситуации, когда требуется жертва его жизни. Поэтому что бы мы ни говорили, это будет схоластическая схема, а жизнь настолько многогранна и противоречива, что мы можем только приобщиться, приоткрыть какую то часть, но не в коем случае не войти и не углубиться в эту жизнь, поэтому это таинство.
Общее положение – самоубийство запрещено, самоубийство категорически осуждается и даже не отпевается в церкви. А то, что простирается дальше с учетом жизни и смерти души, жизни и смерти товарищей, жизни и смерти всего мира, все это в руце Божией, и это тайна. И мы должны просто склонить свои головы перед теми, кто жертвовал своей жизнью ради спасения мира и своих товарищей.
В Свято-Троицком храме на улице Пятницкой в Москве есть икона мученика Уара, где каждую субботу молятся об облегчении участи умерших некрещеных, приезжают люди издалека, с окраин необъятной России, потому что это единственный храм в Москве, где совершается по благословению Святейшего Патриарха молебен мученику Уару. Существует канон мученику Уару, существуют молитвы, которые имеют свою историю. Есть люди, которые сомневаются в возможности молиться о некрещеных. Более того, иногда можно встретить в прессе мнение, что нельзя ни в коем случае молиться за некрещеных. С формальной точки зрения мы не можем и не должны молиться за некрещеных, нельзя ни отпевать, ни поминать на панихидах, ни в коем случае не поминать на проскомидии. Но вот удивительно, в Священном Предании житие мученика Уара дает, тем не менее, такую возможность, молиться Уару о некрещеных.
Мощи Уара были обретены некоей госпожой Клеопатрой, которая построила храм над его мощами и молилась о своем некрещеном погибшем сыне, и Сам Господь пришел к ней вместе с Уаром, таким образом на мистическом уровне было удостоверено, что ее молитва дошла до Господа и Господь облегчил участь ее некрещеного сына.
В начале XVII веке в соборе архангела Михаила в Кремле строят придел и посвящают его мученику Уару. Тому есть две причины. В Смутное время умирали некрещеными множество детей. Шляхта, поляки, шведы, литовцы, оккупанты несли на Русь не только разрушение храмов и монастырей, но и голод, холод, эпидемии, и в этих бедах погибало множество детей, которые на приняли крещения в силу обстоятельств, и в том числе из-за разрушения поляками храмов и монастырей.
Святейший Патриарх Гермоген благословил поминовение, благословил молитву мученику Уару об облегчении участи некрещеных детей. Именно с того времени берет начало канон мученику Уару. Некоторые говорят, что канон появился недавно и даже называют автора, но это конечно фантазии, потому что канон этот древний, он переведен с греческого и присутствует в богослужебных книгах поместных восточных церквей. И вот в этом каноне собраны все жемчужины Священного Предания, которые дают нам возможность молиться об участи некрещеных. Святейший патриарх Гермоген благословил создание предела мученику Уару еще и по такой причине. Царевич Дмитрий последний сын Ивана Грозного, который погиб в конце 16 века имел два имени. Дмитрий – это имя крестильное, а было еще имя родильное, каждый человек имел тогда два имени. Второе имя царевича Дмитрия было Уар. И вот когда его почитание распространилось среди москвичей, то был сооружен придел, посвященный мученику Уару, и обращение к Уару стало входить в обиход верующих на Руси.
В молебне мученику Уару мы встречаем упоминание о Макарии — подвижнике 5-ого века, находим упоминание об Иоанне Златоусте, о Василии Великом и других святых, которые в своих писаниях допускали такую возможность. В житии преподобного Макария Великого (Египетского) мы встречаем описание случая, когда однажды в пустыне он увидел череп языческого жреца и спросил о его загробной судьбе. Жрец, конечно, с сожалением говорил о том, что ему приходиться претерпевать, но он так же сказал Макарию, что есть крещенные души, которым еще хуже чем нам язычникам и некрещеным. Так что пути спасения неисповедимы.
Часто приходят в Троицкий храм молиться о некрещеных, и молятся со слезами. Иногда спрашиваешь «Вы с такой ревностью молитесь, есть ли у Вас какое-то утешение после этой молитвы?». И многие мне рассказываются, что в тонком легком сне приходят души некрещеных, общаются со своими родственниками, просят их помолиться и говорят, что молитва услышана Богом, что им становится легче. И именно об этом канон мученику Уару, в том, что есть возможность облегчить участь некрещеных и это подтверждается практикой. Бывали случаи, что не знали – крещеный человек или нет, и тогда душа приходила и сообщала о том, что крещение было, и можно по уставу отпеть. Это касалось в частности многих воинов, которые погибли, и о которых думали, что они некрещеные. Но они были крещены до войны монахами, которые втайне жили в те годы в Советской России. И когда допытывались у дальних-дальних родственников, то действительно оказывалось, что человек был крещен. Такие случаи тоже бывают и неоднократно.
Когда собираются люди разного сословия, разного звания, то они все как бы равны в одном — в своей любви к тем, кто дал им жизнь. И обращаясь ко Христу, принимая таинство Церкви, готовясь к этому таинству, а некоторые впервые переступают порог храма, чтобы помолиться о своих некрещеных родственниках, они может быть и никогда бы не пришли, если бы Господь через своего мученика Уара не призвал бы их. И вот они проходят в храм и в молитве Уару открывают свою душу, познают любовь Божию, им становится легче. И они уже дальше совершают свой многотрудный путь к Богу, они воцерковляются. И вот приход Троицкого храма на улице Пятницкой на ¾ состоит из тех людей, которые начинали свое воцерковление молитвой мученику Уару о некрещеных. Это подтверждает, что Сам Господь благословляет. Действительно канонически мы не можем молиться, но Священное предание это позволило. А Священное Предание имеет не меньшее, а даже большее значение, чем Священное Писание. Православные принимают Священное Предание как источник Священного Писания. И практика молебнов мученику Уару подтверждает, что эта молитва спасительна, спасительна, прежде всего, для живых и тех, кто переступает порог храма. А ведет их любовь, любовь к своим родственникам. А ведь Бог есть любовь, значит, ведет их Бог, значит, сам Господь благословляет.
Говоря о некрещеных, мы не можем упомянуть одновременно и о крещеных, потому что, сопоставляя жизнь крещенных и некрещеных, мы можем найти те места нашей жизни, которые нам нужно исправлять. Те люди, которые приходят часто рассказывают о своих предках, родителях и детях, которые погибли или умерли некрещеными, но которые были очень достойными людьми, которые совершали добро в своей жизни не по формальной необходимости, а по расположению сердца. Всю жизнь трудились, самопожертвенно служили своим ближним, умирали ради их жизни и спасения и таким образом исполняли закон Христов: возлюби ближнего своего; положи душу свою за други своя.
И мы знаем из Священного Писания, что Господь принимал тех, кто был очень далек от веры народа израильского: римских воинов, легионеров, которые исповедовали культ императора, многобожие и поклонялись императору как Богу. И Господь не отвергал и принимал. Яркий пример – это сотник, который, просив излечить своего сына, посчитал себя недостойным принять Христа в своем доме и просил излечить его словом. И Господь говорит, что и в Израиле не видел такой веры, какая была у этого язычника. Господь удивился. Единственный раз в Евангелии говорится, что Господь удивился, и это именно когда повествуется о вере язычника, римского сотника, центуриона.
Также поучителен опыт хананеянки, тоже язычницы, которая приходит к Господу, умоляя излечить свою бесноватую дочь. Господь долго не слышит ее, потому что она язычница, но она умоляет его, кричит ему, кричит ученикам, она стучит в двери сердца, она неотступна от Господа, и наконец сами апостолы говорят, ну вот сделай что-нибудь, потому что она надоела нам, все время пристает к нам с одной и той же просьбой об исцелении своей дочки.
Господь обращается к ней и говорит страшные слова – нельзя пищу, которая предназначена чадам Божиим, отдавать псам, т.е. язычникам. Нельзя молиться о некрещеных, мы так бы сказали. А вот язычница говорит, что и псы едят крохи с трапезы господ своих. То есть и собачки пользуются милостью Божией. И так Господь был удивлен, что сказал: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя, иди с миром». И в тот час исцелилась дочь этой язычницы. И вот неотступность молитвы, по Его же словам: ищите и обрящете, стучите и отверзется вам, постоянное пребывание с Господом, постоянная неотступная борьба, когда Господь вроде бы не слышит нас, когда небеса молчат и не отвечают на нашу мольбу, — не оставлять своей надежды. И когда Господь говорит – ты недостоин, и вот когда человек, тем не менее, не смущается и не отчаивается и говорит – Господи, ведь и псы едят крохи, которые падают с Твоего стола, тогда Господь действительно удивляется нашей вере и терпению и дарует просимое. И невозможное человеку становится возможным Богу. И вот по этой причине в Троицком храме на улице Пятницкой молятся за некрещеных, которых канонически в богослужении мы не можем поминать.