О Слове Божием: «Чувствовать волю Божию о себе»
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали Евангелие Богородичное, ибо сегодня мы празднуем явление иконы Божией Матери Казанския. Евангелие это каж дый раз призывает нас слышать слово Божие: Блажени слышащий слово Божие, и хранящее.
Слово Божие имеет Божественную премудрость и силу, поэтому к слову Божию нужно относиться с благоговением, со страхом Божиим. Считается грехом, когда Божественные словеса евангельские и апостольские употребляют так, в шутку или же неблагоговейно. Потому что каждое евангельское слово содержит в себе особый смысл, который Господь открывает тому, кто стремится к истине, и который имеет отношение и к нашей повседневной жизни. Все, что сказано в Евангелии, в апостольских посланиях, в творениях святых отцов — нам необходимо. Потому Господь и говорит: Едино же есть на потребу, — единственное, что потребно нам, что нам постоянно нужно. Как без воздуха мы не можем дышать, задыхаемся, так и душа задыхается без Божественной благодати, без слова Божия.
Блажени слышащий слово Божие, и храняще е, то есть сохраняющие, все время имеющие с собой.
Например: у нас что-то случается в жизни, мы, увлеченные тем, что происходит, начинаем переживать, роптать или сердиться, а нет, чтобы вспомнить: «Волос с головы не упадет без воли Божией». Значит, то, что совершается, имеет какой-то особый смысл.
Какой смысл?
В другом месте Евангелия говорится: Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумевши же по сих (Ин. XIII , 7). Это Господь говорит апостолу Петру, одному из самых близких Своих апостолов, которым было многое открыто. Если им Господь говорил: «Что Я делаю, ты теперь не знаешь, уразумеешь после», — то мы тем более не можем понять того, что совершается в этот момент. Всё, уже можно успокоиться. Значит, совершается то, что должно совершиться. После уразумеешь, почему. А когда — после, этого не сказано. Через день, через два, через год… Люди духовные говорят, что иногда многие вещи поймешь только после смерти, потому что там все предстанет в совершенно другом виде.
Вот в детстве что-то совершается — мы же только после многое начинаем понимать. Нас чему-то учили, к чему-то приучали… Потом мы понимаем, какая польза от того, что нас заставляли делать.
Из школьных лет такой пример: когда учительница заболела, кричали: «Ура!» — значит, сегодня уроков не будет. Но если каждый день так «ура» кричать, то ничему и не научишься.
Вот так же и в обычной жизни: «Ура! Все у меня хорошо, все гладко!» Да, но при такой гладкой жизни ты останешься духовным неучем.
Если ничего не испытаешь, ничего и не оценишь. Тогда есть ли польза от твоего благополучия?
Господь сказал: В Mipe скорбны будете (Ин. XVI , 33) и многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. XIV , 22), Царствие Небесное нудится (Мф. XI , 12), приобретается, труд духовный нужен каждому человеку, и это — крест, который дан человеку, который он должен нести, должен трудиться. Иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. X , 38). Значит, если не несешь креста, а как бы налегке идешь за Христом, то ты недостоин быть Его последователем. Апостолу Петру Господь сказал: Иди по Мне (Ин. XXI , 19) — и тот понял, что ему, значит, надо идти путем страданий.
Каждое слово в Евангелии значимо, и все, что совершается с нами, имеет особый смысл. Когда все апостолы шли с проповедью Евангелия, и Матерь Божия пожелала тоже проповедовать спасение, и на Нее жребий был положен. И выпал Ей жребий идти проповедовать в Иверию, то есть в Грузию, но Она туда не смогла отправиться. Почему? Все остальные пошли по жребию, а Она не пошла. Значит, такова была воля Божия. Ее жребий исполнила через не сколько сот лет святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.
Всё нам свидетельствует о том, что и «волос с головы не упадет без воли Божией». Все совершается Промыслом Божиим.
Одна раба Божия, наша прихожанка (она тридцать с лишним лет болела — Царство ей Небесное), когда к ней обращались и спрашивали: «Как быть?» — отвечала: «А Господь обдумал».
Эти люди имели истинную веру, они помнили слова Спасителя: Воззрите на птицы небесным, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их… Смотрите крин селъных, како растут, не труждаются, ни прядут. Глаголю же вам: яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих, Аще же сено селъное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, маловеры?(Мф. VI , 26, 28-30).
Многие на себе это уже испытали, ибо Господь сохранил и сохраняет нас. Аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас (Пс. CXX 1 II , 2), — говорит пророк.
Нужно нам постоянно иметь в душе, помнить силу слова Божия. Блажен муж,- иже не иде на совет нечестивых… И будет яко древо, насажденое при исходищих вод… Иначе мы будем жить, как трость, ветром колеблемая. Не тако нечестивый, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли (Пс. I , 1, 3-4).
Господь и Матерь Божия призывают нас к тому, чтобы мы были, как древо, насажденое при исходищих вод, то есть, чтобы мы питались благодатью Божией. Для этого нужно постоянно посещать храм Божий, нужно молиться утром и вечером, чтобы питаться этими «исходищими водами». Ибо человек, оторванный от Церкви, высыхает, как дерево без воды, он становится пылью, которую, куда несет ветер страстей, туда она и летит. Потому только те немногие, которые находятся в ограде Православной Церкви, могут устоять при натиске разных тлетворных ветров.
В жизни каждого человека самое главное, как говорят святые отцы — это чувствовать волю Божию о себе. И если мы будем стремиться к этому, то Господь даст нам познать Свою волю. И это тоже засвидетельствовано словами Евангелия: Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам…Аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец Иже с Небесе, даст Духа Святаго просящим у Него?(Лк. XI , 9, 13).
А как просить? А просить нужно неотступно: Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных своих, вопиющих к Нему день и нощь? (Лк. XVIII , 7). Ищите, и обрящете. Господь сказал — значит, так и будет. Когда? А на это Его святая воля: претерпевши же до конца, той спасен будет (Мф. X , 22).
Будем же постоянно иметь перед своим внутренним взором слово Божие, им укрепляться, наставляться и спасаться. Аминь.
21 июля 1995 г .