Жизнь нашего современника имеет более индивидуализированный характер, чем это было ранее в истории человечества. Единицы человеческого сообщества в течение веков становились все более дробными: племя — род — семья; сейчас и семья “стремится” стать минимальной. Неудивительно, что термины, отражающие родственные отношения, в наше время выходят из употребления: в значительной степени поблекли традиции родового уклада, когда в семье несколько поколений жило вместе, когда, несомненно, больше ощущалось чувство родовой сопричастности, взаимопомощи и родственных отношений1. Наверное, с каждым поколением стремительно уменьшается число людей, способных не только разгадать старинную шуточную загадку Деверя племянник кто шурину родня, но даже и загадать ее. Между тем утрачивающаяся нынетерминология, отражающая степени родства, передает богатую палитру родственных отношений2.
Приведем основные термины родства.
Родство кровное:
Дед, бабка, двоюродный дед, двоюродная бабка (внучатая тетка — редко).
Отец, мать, дядя, тетка.
Сын, дочь, племянник, племянница.
Двоюродный брат, двоюродная сестра — дети родных братьев и сестер по отношению друг к другу3.
Двоюродный племянник, двоюродная племянница — они же по отношению к старшему поколению — к двоюродным братьям и сестрам.
Внук, внучка.
Внучатый племянник, внучатая племянница.
Правнук, правнучка.
Свойство (родство через брак):
Сват, сватья — свойство между собой родителей мужа и жены.
Свояки — свойство между собой мужчин, женатых на сестрах.
Тесть, теща — родители жены.
Свекор, свекровь — родители мужа.
Шурин — брат жены.
Невестка — жена брата, жена сына (для его матери).
Сноха — жена сына (для его отца).
Свояченица (древнерусск. ятровья) — сестра жены.
Деверь — брат мужа.
Золовка — сестра мужа.
Зять — муж сестры, муж дочери4.
При повторных браках возникают еще некоторые термины:
Единоутробные братья, сестры — дети одной матери, но разных отцов.
Единокровные братья, сестры — дети одного отца от разных матерей.
Сводные братья, сестры — дети, которые уже были у супругов, вступивших в повторный брак, до заключения этого брака5.
Мачеха — жена отца по отношению к его детям от предыдущего брака.
Отчим — муж матери по отношению к ее детям от предыдущего брака.
Пасынок — сын одного из супругов по отношению к мачехе или отчиму.
Падчерица — дочь одного из супругов по отношению к мачехе или отчиму.
Кумовство (родство через Крещение):
Кум, кума — родство между крестным отцом, крестной матерью с одной стороны и родителями крестника, крестницы с другой.
Эту систему обозначений родства можно считать относящейся к современному русскому языку, но в определенных своих частях она по указанным причинам стремительно сокращается. Между тем она в свое время пришла на смену другой системе, выказывающей большие подробности и нюансы.
Древнерусские термины родства6:
Южик, оужика — родственник, соотечественник.
Ужичество — ближайшее родство.
Своитин — человек, близкий по родству7.
Подружие — жена.
Братанич — племянник, сын брата.
Сестричич, сестричищ — племянник, сын сестры
Строй, стръй — дядя по отцу.
Стрыя — тетка по отцу.
Стрыичич — сын дяди по отцу.
Стрыиня — жена дяди по отцу.
Вои, (вуй, уй) — дядя по матери8.
Ятровица — сноха, невестка, жена деверя.
Ятровья — свояченица, сестра жены.
В одном древнерусском акте встречается выражение “племянник по свойству”9. Некоторые примеры терминов родства встречаются в “Истории о Великом князе Московском”, написанной князем А. Курбским, который пишет, как однажды царь Иоанн Грозный “стрыя тех княжат Дмитрея, глаголемаго Курлетева, постричи во мнихи повеле”10. Затем был убит Владимир Курлятев, “сыновец оного Дмитрея”11. “Тогда же убил Владимира, стричного [двоюродного — а. М.] брата своего, с матерью того Ефросиньею, княжною Хаванскою”12. Приказав отсечь голову одному из бояр Колычевых, царь “повелел в кожаныи мех зашити и послал ее ко стрыю его, архиепископу [Митрополиту Филиппу — а. М.] предреченному, заточенному в темницу”13.
* * *
Примеры родства в русской святости и истории
Как на самый ранний пример семейной святости на Руси следует указать на княгиню Ольгу (†969; пам. 11 июля), внуком которой был равноапостольный Креститель земли Русской — князь Владимир (†1015; пам. 15 июля); сыновья его, страстотерпцы Борис и Глеб (†1015; пам. 24 июля), явились первыми канонизованными святыми на Руси. Это первый в истории Руси пример княжеской семейной святости, но не последний. “Так, благоверный князь Глеб Владимирский (†1175; пам. 20 июня) был сыном благоверного князя Андрея Боголюбского (†1174; пам. 4 июля). Замужем за другим его сыном была благоверная царица Грузинская Тамара (†1213; пам. 1 мая). Благоверный князь Михаил Черниговский (†1246; пам. 20 сент.) имел дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую (†1250; пам. 25 сент.). На другой его дочери — Марии — был женат благоверный князь Василий Ростовский (†1238; пам. 4 марта), погибший в битве с татарами на реке Сити. Благоверный князь Даниил Московский (†1303; пам. 4 марта) был четвертым сыном благоверного князя Александра Невского (†1263; пам. 23 ноября). На внучке князя Александра, преподобной Марфе (†1300; пам. 8 ноября), был женат благоверный князь Довмонт Псковский (†1299; пам. 20 мая), защитник северных рубежей нашей страны, продолжатель дела героя Невской битвы”14. Благоверная княгиня Анна Кашинская (†1338; пам. 2 окт.) до принятия монашества была супругой благоверного князя Михаила Тверского (†1318; пам. 22 нояб.). Но после его гибели в Золотой Орде она, овдовев, ушла в монастырь. Архимандрит Леонид называет его мать, княгиню Ксению, в лике святых града Твери15.
В Житии преподобного Михаила Клопского (†1456; пам. 11 янв.), канонизованного на Макарьевском Соборе в 1547 году, говорится, как однажды Клопский монастырь посетил князь Константин. Во время трапезы он обратил внимание на чтеца, читавшего книгу Иова из Библии. После трапезы князь сказал «игумену и старцам: “Поберегите его — нам человек той своитин!»16. Выяснению его родственныхñâÿçåé ïîñâÿòèë ñòàòüþ Â. Л. Янин. Он пишет: «Таким образом, мы приходим к предположению о том, что “своитин” князя Константина Дмитриевича был неизвестным родословцам сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка и дочери великого князя Ивана Красного Анны Ивановны. Сейчас мы назвали бы его двоюродным братом Константина Дмитриевича, но, коль скоро он был родственником Константина только по женской линии и не носил княжеского титула, генеалогическая этика обозначала такую родственную связь лишь как свойство»17.
Статья Е. В. Крушельницкой18 дает материал для построения генеалогической схемы преподобного Макария Калязинского (†1483; пам. 17 марта), согласно которой преподобный Паисий Угличский (†1504; пам. 6 июня) приходился преподобному Макарию Калязинскому племянником по материнской линии. Дядя постриг своего племянника в Троицком Калязине монастыре. Здесь же, очевидно, полагал начало своим монашеским подвигам и брат Преподобного — Григорий, принявший монашество с именем Геннадий и ставший позднее Тверским епископом (1461–1477), (см. Таблицу 1).
При выяснении степени родства преподобного Иосифа Волоцкого и Митрополита Московского Макария нами были высказаны следующие заключения: “…можно говорить о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария, а связующим звеном в их генеалогии является архимандрит Кассиан. Однако их родственные отношения, заранее можно сказать, были довольно дальними, и сам этот факт остался незафиксированным в истории. Логичнее предположить, что родство шло по материнской линии, то есть Зиновия, бабушка митрополита Макария по материнской линии, была сестрой архимандрита Кассиана и племянницей преподобного Иосифа Волоцкого. Тогда архимандрит Кассиан является внучатым дядей, то есть двоюродным дедом Митрополита Макария, а преподобный Иосиф Волоцкий — брат прадеда Святителя по материнской линии”19 (см. Таблицу 2).
И в наше время канонизация святых являет примеры семейной святости. В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия были канонизованы его родители — преподобные Кирилл и Мария20. Их внук, племянник преподобного Сергия, — святитель Феодор Ростовский (†1394; пам. 28 нояб.). Духовным другом преподобного Сергия был святитель Алексий, Митрополит Алексий Московский (†1378; пам. 12 февр.). Его сестры, преподобные Иулиания и Евпраксия, ныне прославлены в лике святых Русской Церкви21.
Приведенные примеры относятся к святым русским князьям. Степенная книга, памятник исторический мысли времени Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.), говоря о князьях, всегда подчеркивает их генеалогическое родство. Совершенно уникальна родственно-генеалогическая ситуация первого Русского царя, венчанного Митрополитом Макарием 16 января в 1547 году. Его бабушка, София Палеолог, была племянницей последнего Византийского императора Константина, поэтому отец Грозного, Василий III, приходился ему внучатым племянником. Среди сербских святых есть деспотица Ангелина (XVI в.; пам. 1 июля и 10 дек.). Она обращалась к Василию III с просьбой об оказании материальной помощи на построение храма. Вступив второй раз в брак с Еленой Глинской, князь Василий III, таким образом, оказался в свойственных отношениях с сербскими деспотами и молдавскими господарями. Это родственно-генеалогическое наследие он передал своему сыну Иоанну Грозному. В одном сербском летописце говорится: “По томъ благоверний господарь кнезь Василие Ивановичь самодржаць васеи Русии поеть себе супружницу, великую кнегиню Елену и роди от нее два сина: цара и великаго кнеза Ивана, самодрьшца васей Руси, по истине великаго Константина, еже ваздвиже новаго и въскреси венаць царски васего новаго Исраиля и поискавь древьняго васего отачаскаго наследия и благолепия. Понеже прежде Елена царица србскаго роди цара Константина благочестиваго васем грекомь, на последакь же вьтора Елена царица, велика кнегиня срьбска, роди цара и великаго Ивана Васильевича самодрьжца васеи Руси, надежду васего новаго Исраиля”22.
Между династией Даниловичей и династией Романовых в конце XVI, начале XVII века на Московском престоле были два выборных царя, самозванец, а также стремились завладеть им два иностранных претендента — польский королевич Владислав и шведский Филипп. Открывает этот ряд Борис Феодорович Годунов, который был избран в 1598 году на царство после кончины бездетного сына Иоанна Грозного — Феодора Иоанновича. Он был женат на сестре Б. Годунова Ирине Годуновой, а ее брат, Борис, был, таким образом, царским шурином. Первый царь из династии Романовых, Михаил Феодорович Романов, приходился царю Иоанну Грозному, первой женой которого была Анастасия Романова, внучатым племянником23 (см. Таблицу 3).
Попутно следует отметить, что для изучения генеалогических связей важным источником являются древнерусские Синодики-помянники24, вкладные монастырские и кормовые книги. Знание генеалогических отношений в древности позволяет по-новому увидеть деяния и взаимодействия исторических личностей.
1На данную тему существует обширнейшая литература; среди сотен книг см., например, Григоровский С. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводства по делам брачным. С дополнениями и разъяснениями по циркулярным и сепаратным указам Святейшего Синода и с приложением таблиц графического изображения степеней родства и свойства. СПб., 1896; Григоровский С. О родстве и свойстве. Виды и степени родства, исчисление степеней и значений родства, как препятствия к браку, по существующим указаниям. СПб., 1898; Казаченко Б. Н. Краткий словарь забытых и вышедших из употребления русских терминов родства, свойства и сватовства // Алгебра Родства. Системы терминов родства. Вып. 4. СПб., 1999; Лавровский П. А. Коренное значение в названиях родства у славян. СПб., 1867; Максимов А. Н. Системы родства // Этнографическое обозрение. Кн. 33. № 4. 1909; Ольдерогге Д. А. Брат — сын матери (псевдоматриархат) // Африканский этнографический сборник. Вып. 10. 1975; Протоиерей И. Скворцов. О видах и степенях родства // Руководство для сельских пастырей. Киев, 1861. Т. 1. № 8. С. 75–88; № 6. С. 183–185; Он же. О степенях родства // Там же. № 12. С. 290–296; № 13. С. 330–336.
2О значимости родственных отношений для общественного уклада писал Достоевский; в “Бесах” Петенька Верховенский, написавший о себе самом агитационный стишок “Светлая личность”, заканчивает его перечислением того, что данная личность намеревается уничтожить: Церкви, браки и семейства —мира старого злодейства. В шуточной пьесе Достоевского “Офицер и нигилистка” героиня аргументирует ненужность и неестественность родственных отношений при помощи довода: Ну, есть ли тетка у ежа? — Ред.
3Умение исчислять троюродное и четвероюродное родство можно считать практически утраченным. — Ред.
4В русских диалектах имена родства могут иметь и иное значение; в некоторых из них система этих имен шире; так, слово нянька может означать старшую сестру. — Ред.
5Курьезный случай словоупотребления наблюдался, когда вдова с двумя детьми вышла замуж за вдовца с двумя детьми и в этом браке родились еще двое детей: однажды раздался крик матери: беги скорее, твои с моими наших бьют! — Ред.
6В Словаре Г. Колчина нет древнерусских терминов, обозначающих родство (См.: Материалы для терминологического словаря Древней России / Сост. Г. Е. Колчин. М.; Л., 1937).
7Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 23: (Съ — Сдымка). М., 2000. С. 188.
8В ряде современных языков (например, в грузинском) различение родства по мужской и по женской линии сохраняется. — Ред.
9Лихачев Н. П. Из лекций по дипломатике. СПб., 1905–1906. С. 23.
10Русская историческая библиотека (РИБ). Т. 31: Сочинения князя Андрея Курбского. Т. 1: Сочинения оригинальные. Стб. 280.
11РИБ. Т. 31. Стб. 180.
12РИБ. Т. 31. Стб. 285.
13РИБ. Т. 31. Стб. 301. Можно указать еще один пример. Воевода Василий Скопин-Шуйский приходился царю Василию Шуйскому “по прирождению нетий, сиречь племнник” (Писание о преставлении и о погребении князя Михайла Васильевича Шуйскаго, рекомаго Скопина // Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI — начало XVII веков. М., 1987. С. 58). В русском переводе памятника читаем это место: “…по рождению нетий, то есть родственник царя” (Там же. С. 59). “Словарь русского языка XI–XVII вв.” указывает для слова нетий перевод ‘племянник’ (М., 1986. Вып. 11. С. 319).
14Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996. С. 132.
15Архимандрит Леонид. Святая Русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще- и местночтимых… СПб., 1891. С. 118. № 468.
16Повести о житии Михаила Клопского / Подготовка текстов и статья Л. А. Дмитриева. М.; Л., 1958. С. 91.
17Янин В. Л. К вопросу о происхождении Михаила Клопского // Археографический ежегодник за 1978 год. М., 1979. С. 58.
18Крушельницкая Е. В. Записка о Макарии Калязинском // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 46. СПб., 1993. С. 308–314.
19Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. С. 128.
20Отрадно отметить, что студенты Духовной академии и семинарии усердно почитают преподобных Кирилла и Марию. — Ред.
21См.: Житие преподобных Иулиании и Евпраксии, основательниц Зачатьевского женского монастыря. М., 2001.
22Тихомиров М. Н. Иван Грозный и Сербия // Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. С. 86–87.
23Голубцов А. Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1887. С. 21.
24Синодики передают также настроения наших предков. “Записи родов в Синодиках зримо свидетельствуют о мироощущении русских людей, об их благочестии. Обилие монашествующих имен в Синодиках наглядно показывает, как люди стремились хотя бы конец своей жизни провести под сенью святой обители” (Архимандрит Макарий. К вопросу изучения Синодиков-помянников // Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России. Сб. докладов конференции 17–21 ноября 1998 года, Москва. М., 1999. С. 127).