О свете Евангелия
Источник: Протоиерей Глеб Каледа. Проповеди. М., 2001
Во время чтения Шестопсалмия в нашем храме гасится электричество, а в некоторых монастырях на Шестопсалмии гасятся даже свечи, остаются гореть только одни лампады.
Священник в это время молится о народе, о нашей общей молитве, о нашем спасении. И мне хотелось сегодня поговорить с вами о девятой молитве священника, о той самой молитве, которая читается и перед Евангелием во время Литургии. Иногда ее я читаю вслух.
«Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи во евангельских Твоих разумений проповедание».
Эта молитва очень уместна, потому что мы скоро вынесем Евангелие и будем его читать. И священник молится, чтобы все мы, присутствующие в храме, уразумели священные Евангельские слова и Священное Писание.
«Вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще».
Вот и нам необходимо, чтобы у нас был страх перед нарушением заповедей Божиих; нам самим надо его воспитывать. Вот было сказано: «Жизнь и смерть предложил я тебе <…> Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя» (Втор 30:19-20). А как и где мы найдем эти пути жизни, как не в заповедях Господних, в тех заповедях, о которых сказано в Евангелии?
Эта молитва очень действенна и сильна. За словами Евангелия стоит мысль: «Господи, вложи в меня разумение Евангельских словес Твоих». А как часто мы их не понимаем, остаемся глухи к этим словам.
Был такой замечательный египетский пустынник, не знаю, жив он или нет, но он практически наш современник. Он писал, что можно читать книги двумя путями. Одни книги мы читаем умом, разумом, рационалистически; ставим себя над автором книги, ищем ошибки, погрешности: когда рецензируешь, всегда ищешь, к чему можно придраться. А вот Священное Писание надо читать с другим чувством. Читать его нужно прежде всего в сердце и мерить себя по Священному Писанию: оно — над нами. Меря себя по Священному Писанию, мы и можем возрастать духовно, в том числе и в делах наших. Это — основа подхода ко всему Священному Писанию, будь то Евангелия, апостольские Послания или то Шестопсалмие, которое мы сегодня по милости Божией прочитаем.
И последнее. «Плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще». Мы должны вести невидимую брань. Сколько книг написано для этого, а одно из руководств к духовной жизни так и называется «Невидимая брань».
Это — рассуждение о том, как мы должны бороться с нашими помыслами, с нашими грехами. А вот в этой молитве все сказано кратко, просто, одной фразой, в нескольких словах — о том, чтобы мы, пройдя все жительство наше благоугождением Господу, думали бы, мудрствовали бы о духовном и выполняли заповеди Господни и дела, — «и мудрствующе, и деюще».
Я вам неоднократно напоминал замечательные слова апостола Иакова, брата Господня, который писал: «Ты веруешь <…> хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2:19). Наша вера должна быть духовным деланием; духовным мудрствованием, и деланием укрепляема она, и надо помнить замечательные слова свт. Игнатия Богоносца, который писал в своем послании: «Вера — путь к любви, а любовь — путь ко Христу».
Один человек, который был в лагере, рассказывал, что они там, в лагере, читали 12 Евангелий на память, — ведь книг не было. Вот один читает (неважно, — священник, мирянин, епископ или кто еще). Он спотыкается, замолкает, кто-то среди присутствующих подхватывает и читает дальше, пока в свою очередь не споткнется, потом другой, третий и так далее.
Они смогли прочитать 12 Евангелий. И тот же человек (а я знаю, что такие вещи были и в других лагерях) говорил, что одним из самых сильных впечатлений, которые он в своей жизни пережил, была Пасха в лагерях под Карагандой. Пели полную службу; была тысяча заключенных. И с этой тысячей, при таком ее энтузиазме и сплоченности, охрана лагеря ничего не могла сделать. А у нас сплошь и рядом оказывается, что человек не может читать на службе, — это те миряне, которые здесь находятся. А тут в последнюю Литургию в тюрьме заключенные читали часы, читали благодарственные молитвы. Я понимаю, вы скажете, что у них там свободнее в смысле времени: получили-де срок и сидят. Ну а мы здесь? Вяло идет работа. Вместо духовного делания всегда находится время для чего-то другого, вот и получается сплошь и рядом, что работа над Словом идет вяло во всяком смысле этого слова.