Что такое подлинное достоинство? Ведь бывает и неподлинное – когда человек исполнен чувства собственного достоинства из-за того, что он принадлежит к высшей расе, аристократическому сословию или видит в себе еще какие-то воображаемые черты, которые побуждают его гордиться собой.
Основоположник расизма Артюр Гобино был французским аристократом, который был уверен в своем расовом превосходстве над согражданами. Он полагал, что такие аристократы как он происходят от германских завоевателей – франков, в то время как обычные французы – от покоренных ими кельтов.
Разумеется, реальные франки ассимилировались задолго до того, как французская аристократия сложилась в замкнутую касту, и любые «расовые» отличия Гобино от сограждан были чисто воображаемыми. Но это не мешало ему упиваться своим достоинством.
Еще в XIX веке аристократ мог полагать, что его достоинство определяется готовностью убить всякого человека, который нанесет какое-нибудь пустячное или даже вовсе воображаемое оскорбление его чести, – взгляд на вещи, сейчас сохранившийся в кругах, скорее далеких от аристократизма.
В наши дни человек может видеть свое достоинство в том, что он в состоянии потратить много денег. Или добиться выдающихся результатов в спорте. Или просто в привлекательной внешности.
Одно можно сказать определенно – люди хотят осознавать себя достойными, ценными, уважаемыми существами.
Торговля достоинством – когда людям предлагают прикупить себе достоинства и самоуважения, иногда по явно завышенной цене, – дело обычное.
Демагоги продают согражданам национальное достоинство; предельный случай этого мы видели в германском национал-социализме – почувствуй себя сверхчеловеком, умри за фюрера.
Менее предельные случаи мы видим постоянно. Собственно, всегда, когда те или иные лидеры посылают людей убивать и умирать за них, валюта, которой они оплачивают их услуги, – это достоинство. В том, что мы вас тупо и бездарно погубили, явилось ваше великое достоинство, теперь мы будем героизировать ваши славные трупы. Мы все гордимся тем, как вы отправились в топку в негодном снаряжении, на котором серьезные люди наварили неплохие бабки.
Тем же платят и революционеры – революционная пропаганда представляет мятеж как проявление достоинства: «настала пора, и проснулся народ, великий, могучий, свободный».
Люди восстают, потому что их достоинство не может смириться с невыносимой и позорной тиранией Людовика, или Николая, или еще какого свирепейшего тирана. А через какое время оказывается, что на фоне режима, который принесла революция, вчерашний тиран выглядит чуть ли не образцом кротости и человеколюбия, а страх и постоянное унижение становятся нормой жизни.
При этом угрозой достоинству объявляются какие-то плохие люди, которых достоинство требует поубивать, – царские жандармы, например.
На фоне всего этого мягкой, почти безобидной формой торговли достоинством является продажа статусных товаров – покажи, что ты крут, у тебя дорогая машина или костюм. От этого не умирают, хотя, вероятно, многие разорились.
Но общее у всех торговцев достоинством – это требование «докажи свое достоинство, совершив то, что мы от тебя хотим».
Если это вытащить на поверхность и внятно сформулировать, это звучит просто глупо – да с какой стати? Да кто вы такие, чтобы мое достоинство от вас зависело? Но это обычно не вытаскивается на поверхность – просто провозглашается, что твое человеческое достоинство требует, чтобы ты убивал и умирал, поддерживал таких-то людей, или, в лучшем случае, изо всех сил зарабатывал на новую статусную игрушку.
Но где нам искать подлинного достоинства? Есть ли оно у нас? На чем оно основано?
Как-то я смотрел программу с участием четырех самых знаменитых атеистов нашего времени – Докинза, Харриса, Хитченса и Дэннета. Один из них (кажется, Харрис, но я точно не помню) заметил, что христиане, мол, упрекают атеистов в высокомерии. Это атеисты-то высокомерные? На себя бы посмотрели! Христиане верят, что весь мир, все эти бесчисленные галактики, созданы для людей, что Творец мироздания – ни много ни мало – слушает их молитвы, озабочен их грехами и, более того, воплотился и умер в муках ради их спасения. Вот это самомнение! Вот это мания величия!
В самом деле, если Христианская картина мира истинна – а она истинна, – мы, люди, обладаем величайшим достоинством – мы созданы по образу Божию. Мы призваны к личному общению с Богом. Мы искуплены драгоценной кровью Христовой.
Когда люди хотят прикупить себе достоинства у тех или иных торговцев, они попадаются в старую как грехопадение ловушку лукавого. Враг пытается продать нам что-то из того, что мы и так получим от Бога. Даром, если только проявим немного веры и послушания. Это как если бы наследный принц, забыв о своем царском достоинстве, мучительно добивался производства в ефрейторы.
И нам надо осознать свое достоинство – как Божиих творений, как людей, искупленных Христом для Его вечного Царства. Нам не нужно искать одобрения и признания этого достоинства у кого-то, кроме Христа и Его святых.
Это достоинство не требует чужого одобрения, ему не угрожают чужие грехи – только наши собственные. И оно проявляется в том, что мы с любовью и благоговением служим нашему Господу как граждане Его Града.
Мир сей и торговцы достоинством понесут имя наше как бесчестное? Ну, так Господь об этом предупреждал, мы слышим эти Его слова за каждой литургией.