«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». А чтобы было совсем понятно, знамение Ионы пророка: «покайтесь», вот это какое знамение. Все, что происходит вокруг нас и с нами в виде знамения, должно вызвать у нас сугубое покаяние. А не какие-то полеты во сне и наяву.
Наша беда в том, что мы в той или иной степени знакомы со всякими компьютерными трюками и чудесами, и нам кажется, что летать — самое оно и есть. Для кого-то это может и так, но тут опять нужно вспомнить о том, что если претендуешь на место не по чину, тебя попросят пересесть ниже…
Безумно смешно, когда органы полиции обращаются к трудящимся с тем, чтобы трудящиеся не воровали из храмов «волшебные вещи». Правда, потом там сказано, что органы полиции хотят, чтобы храмы закупали себе сигнальное оборудование. Это уже как-то более понятно, но вот «волшебные вещи» — это, конечно, совершенно прекрасно сказано. А ведь не только органы полиции думают о волшебных вещах.
Однажды некоторая дама, которую очень уговаривала книгоноша, купила Библию и спросила меня: а вот для здоровья что больше помогает — читать Ветхий Завет или Новый?
На что я мрачно сказала правду:
— Для здоровья не помогает ни то, ни то. Для души — и то, и то.
Но, по-моему, душа ее как-то мало волновала в ее 63 года, она считала, что лучше она еще поживет и будет заботиться о здоровье. Полное отсутствие трезвости!
А трезвость нам нужна не только для того, чтобы ясно видеть себя, а в гораздо большей степени для того, чтобы ясно видеть Бога и Его роль в мире и в нашей жизни, и наши отношения с Ним тоже видеть трезво.
Я не знаю лучшего средства отрезвления, чем Священное Писание Нового Завета. Ветхий Завет — совершенно замечательная книга, конечно, тоже боговдохновенная, но мы уже как-то привыкли к тому, что атеисты Ветхий Завет очень ругают. Напрасно они это делают. Атеисты вообще любят ругаться, и зазря.
Например, в ЖЖ есть один человек, который по любому поводу начинает писать, что религия — это орудие невежества. Мне это читать смешно. Мне очень хочется его спросить, какое у него образование, и выслушать, что он мне скажет, а про себя я сказать могу. Но есть люди, которые это читают и тихо соглашаются. И гораздо хуже всего, когда с этим соглашаются христиане.
Идея, что нужно верить в простоте (в той форме, в которой она пропагандируется) — идея абсолютно нетрезвая. Эта идея исходит из экономии усилий. Зачем я там буду что-то читать, когда я буду верить в простоте? Но простите, посмотрите, как разговаривают друг с другом персонажи, если можно так сказать, Нового Завета? Цитатами из Ветхого.
При искушении в пустыне Христос отвечает дьяволу исключительно цитатами из Ветхого Завета. А мы чем ответим, если что? То есть эти люди, которых называют безграмотными рыбаками, прекрасно знали тексты Ветхого Завета. Не такие уж они были безграмотные. Это такое вот самоуспокоение, что они-де, мол, были безграмотные, и мы тоже будем. А опять-таки трезвость помогает читать внимательно.
Несколько раз в Новом Завете Христос упрекает Апостолов в том, что у них сердца до сих пор еще окаменевшие. И это недаром. Когда Христос, от Которого тогда отошло много учеников, спросил Апостолов, не хотят ли и они отойти, Петр сказал: куда нам идти, Господи? Ты имеешь глаголы вечной жизни.
То есть Петр при этом верил и исповедовал Христа Богом, но тут он еще высказал очень простую вещь: если у кого-то учиться, то у Христа, потому что учение Христа — это слова вечной жизни.
И Христос ведь о том же самом говорил: «Исследуете Писания, потому что чрез них вы думаете найти жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне», — это именно призыв к полной трезвости. Не к каким-то таким запредельно облачным попыткам обрести вечную жизнь, а к обретению Христа. Кому нужна вечная жизнь без Него? Я не говорю о том, что она невозможна, но она никому не нужна.
Представьте себе вечное пребывание в пустоте и в отдалении от Бога. Это ад, на самом-то деле это ад. Поэтому нам нужен Христос, в первую очередь Христос, в последнюю — тоже Христос, потому что Он Альфа и Омега, начало и конец. И познание Христа содержится в текстах Нового Завета; у нас есть возможность Его постигать через Новый Завет.
Да, в молитве, да, в богослужении, сугубое да — в таинстве Евхаристии. Но молитва, и богослужение, и Евхаристия основаны на текстах Писания. В том-то и красота Православия, о которой очень любят говорить знающие люди, что в Православии богослужебная традиция и Писание составляют единое целое. И это то, что нам нужно.
Это и есть для нас глаголы вечной жизни. И все во Христе, и только в Нем. Вне Него нет ни благочестия, ни каких-то духовных достижений, свершений и так далее. Все только в Нем, и иначе быть не может.
Читайте также: