Что такое троллинг и как вести себя с троллями, пользователям интернета подробно объяснять, думаю, не надо. Грубо говоря, тролли – такие люди, которые вынуждают тебя играть по их правилам, чтобы не оставить тебе ни малейшего шанса на выигрыш и посмеяться над тобой.
Игра, как правило, начинается на твоей территории, в твоем блоге или в обсуждении где-нибудь на форуме, но потом выносится в общее пространство – и ты уже сам не заметил, как ввязался в тяжелый и бессмысленный спор с каким-то совершенно незнакомым тебе человеком, который к тому же делает вид, что уж он-то знает тебя как облупленного, и с самой плохой стороны.
Ты бегаешь за ним, споришь, что-то ему доказываешь, а он только зубы скалит. И в самом деле, в этом споре если что и побеждает, так это цинизм и злая насмешка.
Спасение одно: не кормить троллей, то есть не дарить им желанного внимания, пусть даже в негативной форме. Тролль питается этим вниманием, жиреет и набирается сил.
И что ведь интересно: как в сказках укушенный вампиром сам превращался в вампира, так и кормитель троллей сам становится троллем, начинает в горячности переходить на личности, оскорблять и унижать, причем делает это обычно куда топорнее, чем изначальный тролль.
Еще бы, тот ведь действовал на холодную голову… Если это произошло, троллинг удался на славу, тролль вернулся домой с уловом (вообще-то изначально trolling означает «ловлю рыбы на блесну»).
Не всегда даже удается сразу понять, где начался расчетливый и циничный троллинг, где простая эмоциональность, а где неудачно сформулированная фраза. Я для себя определил это так: на моей территории троллинг – это попытка навязать мне ненужный или неприятный для меня разговор на повышенных тонах и с переходом на личности. А если это происходит на чужой территории, то меня это просто не касается.
Наверняка я с таким подходом отпугиваю и расталкиваю многих хороших и доброжелательных людей, с которыми мы просто не совсем друг друга поняли, но что поделать: если каждый такой начавшийся разговор доводить до того момента, когда станет окончательно ясно, что передо мной тролль, времени на остальное уже не хватит.
Да ведь, в конце концов, я тоже имею право не отвечать, не реагировать, убирать неприятные мне реплики из своего личного пространства. Хотите об этом поговорить – пожалуйста, но не здесь, не сейчас и не со мной.
Интересно, это только мне кажется, что многие «спикеры Церкви» в последнее время активно занялись кормлением троллей, и тролли отовсюду сбегаются на кормежку, один голодней и злее другого? Не говорю уж о других издержках, но если на каждую новую провокацию отвечать с убийственной серьезностью, их только станет больше.
Так устроен мир, где существует свобода информации: шутовство, и обычно самое низкопробное, сопровождает великих и известных людей. Когда однажды я увидел, какие шуточки позволяют себе в юмористических передачах Би-Би-Си в адрес английской королевы, я просто оторопел – это же государственный телеканал!
Но примерно то же самое я увидел и на нидерландском телевидении, при том, что две пожилых королевы любимы и уважаемы своими народами. Люди воспитанные морщатся, переключают канал, но и только.
Да, мы не Англия, у нас иные традиции, и то, что допустимо там, немыслимо здесь, и я ни в малейшей степени не оправдываю неуместного фиглярства и шутовства в адрес святынь. Но всё имеет свою цену, и открытость информационного пространства, которую мы все привыкли уже считать нормой, тоже.
И если кто-то попробует взять на себя функции цензора, то цена такого цензорства со всеми побочными издержками может оказаться еще выше. Сейчас мы, по крайней мере, ничем никому не обязаны – а вот цензор, он за всё в ответе.
Что же делать, молчать в ответ? Я не специалист в области пиара, но думаю, что молчать совершенно не обязательно, есть ведь разные тактические приемы. Можно отшучиваться в ответ, и ничто так не обезоруживает противника, как доля самоиронии. Можно говорить всерьез, но тогда уж и говорить о серьезном.
Главное — сломать сценарий троллинга, не пойти на поводу у того, кто навязывает тебе свои правила. Не о том ли говорит и книга Притчей (26:4-5): «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих»? Словом, в разных ситуациях можно поступать по-разному.
Странно как-то при обсуждении всех этих скандальчиков обращаться к Писанию – но к чему же христианам обращаться еще?
Если мы действуем по принципам земной логики: меня бьют, и я ударю, – то в чем тогда вообще наше христианство? Такие вещи распознаются именно тогда, когда нам трудно и больно.
Сколько бы мы ни читали молитв и не выстаивали богослужений, если в критический момент, когда действительно припрет, мы скажем Христу: «ну, тут уж я сам разберусь, тут Ты мне не пример», – значит, что-то главное мы пропустили.
Христос ведь тоже не раз сталкивался с троллингом, самая первая глава Евангелия от Иоанна описывает как раз такой случай. Апостол Филипп, встретив Иисуса, тут же идет поделиться радостной вестью с Нафанаилом: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (1:45) А Нафанаил отвечает вопросом: «из Назарета может ли быть что доброе?»
Какой качественный троллинг! Он как будто не услышал самого главного, про закон и пророков, он нашел мелочь, к которой так удобно прицепиться: ах, из Назарета? Из полуязыческого захолустья, из этой дыры, где порядочных людей отродясь не было? Да о чем тут вообще говорить, если Он – из Назарета!
А что отвечает Господь? «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Он нашел, может быть, единственное, за что можно было похвалить в этой ситуации Нафанаила: хоть он и троллил, но делал это открыто, без подначки.
И дальше Христос сказал Нафанаилу, что давно уже знает его: «прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Может быть, речь была про то место, где действительно сидел в то время Нафанаил, а может, Христос имел в виду символическое значение смоковницы как дерева, связанного с приходом Мессии и установлением Царства.
Иными словами, Он знал, что Нафанаил ждал прихода Мессии – и может быть, потому и возмутился так насчет Назарета. Какой там Назарет, ведь пророчество говорило о Вифлееме! С ума, что ли, посходили, из Назарета мне тут кого-то подсовывать?
Он же просто ничего не знал про Вифлеемское Рождество… Совсем как многие наши современники ничего не знают о множестве происходящих в Церкви вещей, и смотрят только на скандалы, на жесткую позицию церковных людей, и делают торопливые выводы.
А Христос не стал оправдываться насчет Своего места рождения, не стал оправдывать и Назарет, по-своему тоже замечательный городок. Он сходу сломал сценарий троллинга (и не раз еще Он так поступит!) и перешел к тому, что действительно было важно для Нафанаила.
Информационные тролли – это ведь тоже условное название, которое, помимо прочего, позволяет нам не видеть живых людей. Никакие они не тролли, не уродливые громилы из северных сказок, – они такие же люди, как и мы.
И на кормежку они набрасываются именно потому, что голодны, что есть у них какие-то очень важные для них запросы, которые они и надеются удовлетворить за наш счет. Нафанаил вон хотел посмеяться над назаретской деревенщиной… Но это не значит, что не было у него какого-то более глубокого, более важного запроса.
И высшее искусство – ответить на этот запрос, сделать даже троллинг поводом для разговора о чем-то действительно важном и стоящем. Это трудно (сразу скажу, что мне лично это практически никогда не удается), но это было бы высшим проявлением миссии, о которой мы так много говорим в последнее время.
А вот бодаться с троллями по расписанной ими заранее повестке – значит, на мой взгляд, заниматься анти-миссионерством, и чем больших «успехов» мы можем в таком противостоянии добиться, тем глубже, на самом деле, залезаем в расставленную нам ловушку, причем расставленную даже не троллем.
«Дьявол над всеми нами посмеялся», — некогда сказал Патриарх Кирилл по подобному поводу, и хорошо бы не длить нам всем эту потеху.
Читайте также:
Слово Пастыря. Почему Церковь подвергается критике извне?
Сергей Худиев: Синдром д’Артаньяна