Можем ли мы поститься без фейсбука? Этот веселый, с первого взгляда, вопрос много раз мелькал в ленте в первую седмицу Великого поста. А не предаем ли мы Христа своими спорами в интернете Великим постом, а тем более в Страстную? Высокопарно? Возможно. А возможно, и нет. Об одном таком споре на Страстной вспоминает Ирина Кислина.
«Вагонные споры – последнее дело, когда больше нечего пить», — когда-то пел Андрей Макаревич. Не знаю, как там дело обстоит на самом деле, я тот еще социофоб и в поездах ко мне никто не пристает. А вот споры в интернете – это совершенно точно последнее дело. Когда нечего пить, нечего есть, нечего делать. Тянет поговорить.
Тянет поговорить о разном. Например, о детях. Дети – это такая благодатная тема для разговора, в которой всегда есть пространство для споров. Кто как кормит, кто во что одевает, кто как воспитывает. А ещё есть тема религии. О, как здесь можно развернуться! Почем опиум для народа? Почему батюшки ездят на мерседесах? Зачем носить юбки? А платки?
А если соединить обе темы в одну дискуссию, то спор может принять характер даже не столько разговора «не на страх, а на совесть», сколько почти «холивара», как говорят в интернете.
Так и вышло несколько лет назад. В известном детском сообществе в ЖЖ появился вопрос на тему бесед перед Крещением, заданный в очень агрессивной форме. Автор хотела покрестить сына, но батюшка попросил прийти на несколько бесед будущих крестных.
А крестные, понятное дело, — люди очень занятые, не до бесед им с каким-то там батюшкой о каких-то там основах веры. И вообще это всё традиции, просто надо покрестить. Без лишних заморочек.
Возможно, там даже вместо «батюшки» было употреблено «любимое» всеми православными по отношению к нашим православным батюшкам выражение «святой отец». Я точно уже не помню, да и пост тот канул в лету уже, не проверишь.
В детали спора вдаваться даже необязательно. Обсудили мы там всё – и «мерседесы у попов», и ценник на крестины, и стоянку под Храмом Христа Спасителя, и людей, которые крещены, но ни разу не причащались и не собираются, поскольку не видят смысла в «обрядах». Юбочки с платочками и джинсами тоже обсудили, куда без них. Весь известный набор острых вопросов.
Христианок в этом споре, к слову, набралось тоже немало. Умышленно пишу «христианок», поскольку там точно были, кроме православных еще и католички. У них, по-моему, волосы от всего этого праздника жизни шевелились даже не метафорически. У них-то катехизация – это не три беседы…
Эта веселая дискуссия растянулась на несколько дней. Я как раз сидела в декрете и «делать мне было нечего». В том смысле, что позволить сидеть в интернете и «праведно» возмущаться я могла…
И все бы ничего, известное всё это дело, даже отчасти и скучное, сколько же раз я это всё обсуждала, так или иначе, в том или ином ракурсе. Но на дворе была Страстная седмица. Я тогда не постилась, да и со службами выходило все из рук вон плохо. Ребенок маленький, муж не крещенный и не особенно понимает, зачем мне все это. Но Великий пост и Страстная – это время особенное. Я в любом своем душевном и духовном состоянии ощущаю эту необычность. И как-то всегда стараюсь хотя бы думать о том, что происходит. Хотя бы просто через себя пропустить.
Но тут – как отрезало. Я действительно вошла в азарт спора и обо всем забылось. Сначала мне казалось очень важным донести до автора вопроса одну простую мысль. Вполне себе миролюбивую – о том, что знание никому не вредит и крестить ребенка надо все-таки понимая, что делаешь. Ну, хотя бы Символ веры прочитать, понять и принять. Я даже пыталась ей объяснить, что если нет никакого дела до разных «тонкостей», то нет ничего плохого в том, чтобы и не крестить. Ну, вот зачем? Началось-то миролюбиво, но очень быстро вошло в какое-то совсем другое русло.
Я злилась на непонимание очевидных для меня вещей, смеялась над фактическими ошибками оппонентов (все же понимают, насколько хорошо разбираются люди со светских интернет-ресурсов в церковной тематике?) и быстро скатилась в ту же самую агрессию, что была у автора и ее сторонников. Как-то совсем не по-христиански все это было.
Отрезвил меня там один очень короткий комментарий «Дамы, сегодня Великая Среда», написанный кем-то в ответ на нашу очередную перепалку с защитниками точки зрения: «Бог в душе, а в вашей РПЦ только дерут с честного народа деньги за ненужное никому посредничество между человеком и Богом». Вроде бы очевидный факт, я прекрасно знала, какой был день.
Стало стыдно. Вот весь этот бессмысленный спор действительно захватил все мысли. Я проверяла почту, получала очередной комментарий и думала только о том, как бы остроумнее ответить. Я, конечно, не переубедила ни одного оппонента. Ни в плане того, что беседы – дело полезное. Ни в том, что на мерседесах ездят далеко не все батюшки. Ни в том, что причастие – это самое важное для православного христианина. И сложно называться православным и считать причастие ненужным «обрядом».
Я очень не люблю высокопарного и пафосного, но это было самое настоящее предательство. Ведь Страстная – это время, когда мы хотя бы должны вспоминать о том, что случилось. Я молчу про то, что мы еще должны делать. Оправданий, и часто серьезных, у нас полно. Но не думать, не вспоминать и быть безразличными к Страстям Христовым мы не имеем никакого права. Нет никаких оправданий для этого. Никакая работа, никакие домашние хлопоты и уж тем более никакой интернет не должны нам мешать.
Давайте всё же закроем фейсбук и ЖЖ? Хоть на неделю.. Или хотя бы будем проходить мимо этих самых «вагонных споров»?