О винограднике и виноградарях. Великий вторник. Страстная неделя
Притча о злых виноградарях вспоминается в церковном году в Великий вторник и в 11-ю неделю по Пятидесятнице. Это притча абсолютно одинаково рассказывается сразу в трех Евангелиях: от Матфея, Марка и Луки — она повествует о сотворении мира, о Творце, о Христе и Его крестной смерти.
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил «виноградник», под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его оградой, под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранить избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества; выкопал в нем «точило» — бассейн или яму, в которой выжимался сок, построил «башню», назначавшуюся для сторожей, которые охраняли виноградник от воров и животных. Под «точилом» и «башней» свв. Отцы разумеют алтарь и храм.
Сделав все нужное для благоустройства виноградника, хозяин «отдал его виноградарям», как было в обычае, с тем, чтобы они уродившиеся плоды сполна или в известном условленном количестве доставляли хозяину. Под «виноградарями» разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона.
Затем хозяин отлучился: это значит, что Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления — показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия. Через некоторое время хозяин послал своих «слуг», под которыми надо понимать пророков. Но злые виноградари, «Схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» — так поступали начальники иудейского народа с посланниками Божиими пророками. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях.
Об этом свидетельствует вся ветхозаветная священная история (Иерем. 44:4-6; 2 Пар. 24:20-21; 36:16; Неем. 9:26 и др). Наконец, хозяин послал к ним «сына своего» (по Марку, единственного и возлюбленного); последним чрезвычайным посланником Божиим к Иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Господь Иисус Христос. «Это наследник», сказали злые виноградари: «Пойдем, убьем его, и завладеем наследством его». Господь Иисус Христос называется «наследником» в том смысле, что все предано Ему Отцом Его (Матф. 11:27). Первосвященники и старейшины Иудейские решили убить Его, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом. «И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили» — так начальники Иудейские убили Господа Иисуса Христа, выведши Его из Иерусалима, который был священным средоточием ветхозаветной церкви, за стенами его.
Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собой приговор, что они действительно и сделали, по св. Матфею, а по св. Марку, Господь, со Своей стороны, подтвердил правильность этого приговора. А по св. Луке, первосвященники и старейшины, уразумев, что этот приговор они изрекли сами над собой, затем сказали: «Да не будет», то есть это не случится с нами. Под «пришествием» хозяина надо понимать здесь не Второе Пришествие Христово, ибо далее говорится о том, что Он, то есть Бог, «виноград предаст иным делателям». Следовательно, жизнь людей будет продолжаться и после разрушения Иерусалима, отмены первосвященнического служения и власти синедриона. Тогда призваны будут на дело обработки виноградника Божия «иные делатели» — Апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви.
В заключении притчи Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, то есть вожди Иудейского народа, но Который сделался «Главою угла» — стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви.
Пришествие в мир Самого Сына Божия было «от Господа» и «есть дивно» в очах человеческих, с точки зрения человеческой. Называя Себя камнем, Господь указывает на два вида людей, которые не уверуют в Него, и которые подвергнутся за это наказанию: одни, для которых Он будет Камнем преткновения, то есть соблазна, другие, которые, оставаясь не покаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства.
Вина вторых тяжелее. Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, стирание же выражает окончательную гибель, которая и постигнет всех ожесточенных противников Христовых. В результате такого непокорства Иудеев, назначенных первоначально быть избранным народом Божьим, «Отнимется от них Царствие Божие, и дастся народу, творящему плоды Его», то есть новому народу Божью — всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой, которые представляют здесь, как один народ — новый Израиль.
Поняв весь глубокий смысл притчи, первосвященники и фарисеи…«Старались схватить Его, но побоялись народа», то есть возможности народного возмущения, которое могло бы быть вызвано в защиту Господа, почитавшегося пророком.
Проповедь митрополита Антония Сурожского
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В течение всего Великого Поста и всех недель, которые следуют за Пасхой и за Пятидесятницей, мы читаем Евангелие о том, как Господь проявил Свою милость, Свою любовь и Свою спасающую силу в человеческом роде. Читаем о древнем, и читаем о евангельском; и вот сегодня, как бы прерывая этот ряд торжественных, радостных чтений, встает перед нами очень страшное евангельское чтение: рассказ о виноградарях, которые оказались предателями.
И эта притча ведь отображает всю историю человеческого рода; но в контексте всего, что было раньше прочитано, еще она говорит нам о той страшной, в самом сильном смысле этого слова, страшной неблагодарности, которую не только человечество, но все мы проявляем по отношению в Богу. Перед лицом всей Его любви, перед лицом всех Его чудес, всего того, что Он совершил, мы остаемся бесчувственны и себялюбивы, думаем о себе, не думаем о ближнем, еще меньше думаем о Боге: неблагодарность; себялюбие; сосредоточенность на себе, на том, что каждому из нас хочется, и любо, и кажется нужным.
Сегодняшнее евангельское чтение нам говорит, что создал Господь целый мир — прекрасный, дивный, оградил его Своей крепостью и Своим провидением, все приготовил в нем, чтобы он был местом Царства Божия, т.е. Царства взаимной любви, Царства радости. И мы знаем, что мы, люди, сделали из этого мира: место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются бесчеловечные, жестокие поступки — и не только в широком, мировом масштабе, но в масштабе семьи, в масштабе прихода, в масштабе самых близких друзей.
И Господь из поколения в поколение посылал Своих вестников: патриархов, пророков, ангелов, посылал апостолов, и проповедников, Предтечу и, наконец, Сам пришел напомнить нам, что мир был создан для любви; и также как в притче, виноградари взяли, вывели из виноградника, и убили сына.
Так и человечество отнеслось к воплощенному Сыну Божию. И когда и говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас самих, потому что нам вручена жизнь, чтобы из нее сделать торжество любви, братства, гармонии, веры и радости, и мы это не делаем, потому что думаем только о себе самих. В ответ на всё, что сделал для нас Бог: сотворил нас, открыл Себя нам, излил на нас всю Свою любовь, отдал нам Своего Сына на жизнь и на смерть, мы не отзываемся почти ничем иным, кроме как мгновенным «Спасибо!», и таким же мгновенным забвением.
Вот о чем нам говорит сегодняшнее Евангелие: оглянитесь на всё, что вы слышали в течение всего Поста, что вы видели в ночь Воскресения Христова, что было сказало вам во все последующие недели всеми святыми, святыми земли Русской, святыми земли сей, Евангелием о любви и о человечестве! Взгляните на все это и поставьте перед собой вопрос: не виноградарь ли я, не один ли я из тех, кто каждый раз, как Христос вступает в жизнь, каждый раз Его отстраняет: отойди, уйди с моего пути, выйди из моей жизни — я хочу быть Богом, хозяином, я хочу править всем.
Так говорит каждый из нас: не так дерзко, не так богохульно, но поступками, но словом гнилым. Нам надо опомниться. Я много раз говорил, что мы спасены, потому что мы Богом любимы — но не только любовью Божией, а нашим ответом на эту любовь! Если мы хотим только пожать плоды Креста, распятия, страстных дней и ничего Богу не отдать, и ничего не отдать ближнему, за которого Бог умер, кроме мгновенного воспоминания, то мы чужды тому, что Господь для нас совершил.
Станем же перед лицом сегодняшнего Евангелия, предупреждения, напоминания, и поставим себе вопрос: где моя благодарность? Воплощаю ли я ее, не только в словах, которые так редки, но в поступках?.. Произнесем над собой суд и начнем новую жизнь. А благодарность Богу заключается в том, чтобы быть Ему радостью, и ближнему нашему укреплением, спасением и радостью… Начнем сегодня приносить плоды того, что мы сегодня от Бога, Христом, услышали. Аминь.