О живой воде Интернета, информационной перегрузке и глобальной роли Православия
Первый день международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» ознаменовался дискуссией о соотношении пользы и вреда для христианина в интернет-пространстве. Свою точку зрения высказали клирики и миряне из разных частей света.

Между отрицанием и зависимостью

Представитель Грузинской Православной Церкви протоиерей Давид Шарашенидзе призвал противопоставить вызовам современного мира «новый подход к пастырскому служению с использованием новых технологий». «Зависимость молодежи от Интернета сужает ее духовные горизонты, — обеспокоен отец Давид. — Это влияет даже на язык, усугубляет бедность словарного запаса. Молодые люди обнаруживают языковую несостоятельность в понимании духовного наследия Церкви». На его взгляд, необходимо лимитировать время, проводимое за компьютером и в Интернете, однако полностью запрещать пользоваться технологиями нельзя, потому что это оторвет ребенка от его социальной среды.

«Низкая самооценка, ежедневный стресс лишают человека покоя… Понятие мира в Церкви гораздо шире мирского состояния спокойствия. Речь идет не о случайном успокоении, а об онтологическом освобождении. И эти убеждения христианин может принести во внешний мир, ведь верующий человек смотрит на мир в контексте воскресения Христа», — отметил протоиерей Давид Шарашенидзе.

Со своей стороны, протоиерей Патрик О’Гради из американского штата Калифорния (Антиохийская Православная Церковь) напомнил, что христианство использовало для проповеди все технологии, изобретаемые человечеством, и в этом смысле интернет-коммуникация предлагает новую арену для Церкви. При этом он подчеркнул, что технологии удовлетворяют только насущные потребности человека и неспособны дать ему главное — общение с Богом.

Протоиерей Патрик О’Гради

Протоиерей Патрик О’Гради

Понять, что происходит в душе человека, невозможно без непосредственного контакта в пространстве, будь то епитрахиль на исповеди, помазание или получение Святых Даров, полагает отец Патрик. «Конечно, я использую e-mail, Skype, сайты, но пастырскую заботу проявляю только через физический контакт, — отмечает он. — Вы не можете попросить о чем-то через телевизор: или вы должны прийти в храм, или священник должен прийти к вам домой».

Что отталкивает от Церкви и что привлекает в неё

Главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова обратила внимание, что в Интернете не работает незаинтересованность в аудитории (например, если мать потеряла ребенка и слышит от верующего: «Ты должна радоваться, что он стал ангелочком у Бога»), фарисейские высказывания, которые теоретически верны, но ложны по духу («Если женщину изнасиловали, она сама виновата — наверное, надела слишком короткую юбку») и слова ненависти. Наоборот, читатели с интересом воспримут интересные блоги священников и православных верующих, тексты, написанные с любовью и с умом.

«Люди делятся друг с другом ссылками со словами: «Не смотрите, что сайт православный — статья хорошая», или «Несмотря на то, что это написал священник — это здорово!», — рассказала Анна Данилова.

IMG_4741

Анна Данилова. Фото протоиерея Павла Великанова

По ее словам, также имеют огромный миссионерский потенциал человеческие истории. «Можно много говорить о недопустимости абортов, а можно опубликовать историю Дженнет Джессон, выжившей после аборта, которая свободно говорит об этом и о своей вере во Христа. Можно рассуждать о Промысле, а можно опубликовать историю Ника Вуйчича, родившегося без рук и ног — это будет эффективнее многих слов, — перечислила главный редактор Правмира. — Можно писать о пацифизме, а можно опубликовать проповедь епископа Митрофана из Горловки, который многие месяцы в эпицентре войны остается со своими прихожанами, и его проповеди спокойны и полны надежды». «Свидетельство о реальной жизни по вере, переданное через Интернет — вот то, что реально работает!», — резюмировала Анна Данилова.

Перечень требований, как нужно рассказывать о Церкви, продолжил доцент Православного Свято-Сергиевского богословского института в Париже протоиерей Живко Панев. На его взгляд, это необходимо делать объективно (проверять источники), ответственно (знать, что информация представляет всю Церковь, а не только самого информирующего) и конструктивно (информация должна нести пастырское видение событий и служить ко спасению людей).

Протоиерей Панев особенно выделил академии и семинарии Русской Православной Церкви, которые «проделали отличную работу по размещению в сети богатства православного учения, причем не только на русском языке», и привел в пример сайт «Богослов.ру», публикующий статьи на греческом, немецком, английском и испанском языках. Однако в странах неправославной традиции ситуация, по словам священника, совершенно иная: авторы многих сайтов являются волонтерами и не получают грантов ни от церковных, ни от гражданских властей. «Православная Франция онлайн, как и все пользователи Интернета, не знает, что эта работа имеет свою цену и что бесплатный Интернет — мираж», — посетовал отец Живко.

Поместить рыбу в живую воду

«Информационной перегрузкой» назвала ситуацию в киберпространстве заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Российского православного университета Елена Жосул. Она напомнила, что еще Екклесиаст предостерегал от того, что затем ученые назовут информационным взрывом: «Что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12:12). О том же впоследствии говорили Геракликт Эфесский, Сенека, французские энциклопедисты.

«Нам нужно принять на себя часть информационной перегрузки», — полагает Жосул. На этом пути она обозначила три этапа: осознание и признание проблемы, изучение посвященного ей святоотеческого наследия и Digital Detox [«цифровая детоксикация», сознательное ограничение пользования Интернетом], который все чаще становится для христиан частью постовой дисциплины.

Одним из самых эмоциональных и вызвавших реакцию аудитории стало выступление директора американского православного портала myocn.net (официальное агентство Ассамблеи канонических православных епископов США) протопресвитера Христофора Митропулоса.

«Каким образом апостолы выполняли свою миссию, свое задание? Они никогда не переставали учить благой вести, как Иисус Христос. Пример апостолов – это наш пример, — сказал отец Христофор. — Они ходили туда, где находились люди – в публичные места, в их дома. Интернет, мои дорогие братья и сёстры во Христе, – это наша площадь. В наши дни это самое крупное публичное пространство».

Даже в угнетаемых странах, где христиан убивают изо дня в день, люди продолжают слышать весть о Христе, и никто не может остановить этот процесс, напомнил протопресвитер Митропулос. «В наши дни 50% взрослого населения имеют смартфоны. К 2020 году 80% населения будет иметь смартфоны. Сейчас продается в четыре раза больше смартфонов, чем компьютеров, — привел статистику отец Христофор. — К 2016 году, представьте себе, 7,4 миллиарда людей, 10 миллиардов людей будет иметь смартфоны и планшеты, будут пользоваться ими во всем мире. 80% владельцев телефонов проверяют свой телефон в течение 15-ти минут после того, как они проснулись. Кто из вас поступает точно так же?»

«Цифровые СМИ и миссия, могут ли они сотрудничать? Они просто должны сотрудничать, потому что если этого не будем делать мы, это будет делать кто-то другой. И если есть живая вода, то мы должны поместить рыбу в эту живую воду, чтобы люди поймали эту рыбу и съели её», — призвал священнослужитель.

Технологии помогают, но не спасают

Подробный анализ присутствия Церкви и ее представителей в социальных сетях привела медиаменеджер Наталья Лосева. На ее взгляд, основными проблемами становятся отсутствие традиции участия духовенства в сетевой дискуссии, ограниченное число людей, способных к открытому обсуждению, нехватка культуры и навыка ведения неагрессивного диалога. «Часто именно поведение, негибкость, скандальность ставят в вину православным участникам дискуссии как пример нехристианского поведения», — заметила Лосева.

Наталья Лосева. Фото: протоиерей Павел Великанов/www.facebook.com/pavel.velikanov

Наталья Лосева. Фото: протоиерей Павел Великанов/www.facebook.com/pavel.velikanov

По ее словам, лидерами мнений в Интернете нередко оказываются маргинальные персоны, занимающие точку зрения, оппозиционную по отношению к официальной церковной позиции. Напротив, священники и официальные спикеры Церкви, даже придя в социальные сети, не всегда научаются использовать язык, адекватный пространству. Образовавшиеся лакуны заполняются сомнительным предложением опрощенной виртуализированной Церкви — например, приложениями для исповеди.

Христиане будут услышаны в виртуальном пространстве, если будут говорить о том, каким может стать человек, просвещенный светом Христовой веры, в свою очередь считает председатель Синодального информационного отдела (СИнфО) Владимир Легойда. «Первое, мы должны быть в сети, потому что там уже присутствуют наши дети, второе, нас должно быть возможно там опознать, и третье, мы должны сказать что-то такое, что заставит нашего виртуального собеседника отложить мобильное устройство и обратиться свой взор к окружающим и Церкви», ‑ пояснил представитель Церкви.

«Максимальное перенесение человека в киберпространство, разговоры о цифровой копии личности, о «цифровом бессмертии» – вызывают множество вопросов, являются своего рода «цифровым хилиазмом» XXI века», ‑ отметил Владимир Легойда. «Да, виртуализация церковной жизни – объективный процесс, но Интернет — не спасительный инструмент. Следует помнить, что Евхаристия по определению непереносима в виртуальное пространство», ‑ заявил он. «Интернету, как и телевизору и другим инструментам, – не место в иконном углу, даже если они помогают нам проповеди слова Божия», ‑ заключил глава СИнфО.

О глобальной роли Православия

Первый день конференции завершило выступление настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне игумена Ефрема, который подытожил дискуссии ее участников. «Слово Божье – это не простая человеческая речь, оно несет божественную энергию, которая может духовно возродить человека, и истинно утешить его, и это может произойти через интернет, — напомнил отец Ефрем. — Мы знаем много случаев, когда разные люди – атеисты, идолопоклонники из Индии, Японии, Непала нашли Православие через интернет и возродились, потому что они нашли правду, то, что они искали в этой жизни, они нашли Христа».

arhim_efrem-600x450

«Интернет – это современное средство, которое поощряет глобализацию. Те, кто хотел провести свои идеи для глобальной истории, глобальной экономики, глобального государства и глобального лидера, они знают, как использовать интернет, и действительно, они используют его на высоком уровне. Почему бы и нам, православным, не использовать этот инструмент для продвижения глобальной роли Православия? — задался вопросом настоятель монастыря Ватопед. — Почему бы нам не использовать для объединения православия и своей миссии в Ойкумене?»

Он согласился с тем, что Интернет не может заменить живого общения. «Интернет – это средство, это инструмент, который нам помогает и может принести пользу, но, для того чтобы верующий мог вести подлинно духовную жизнь, требуется личный контакт с его духовным отцом», — убежден отец Ефрем.

«Конечно же, есть и те случаи, в которых чрезмерное использование интернета, даже для хороших и духовных целей, создает зависимость. Иногда интернет может принести негативные результаты: вместо того, чтобы привести пользователя ближе к Христу, он, наоборот, удаляет от Бога, — признал игумен Ефрем. — Поэтому у нас большая ответственность: продвигать и передавать Слово Божье как можно более креативным, полезным и современным методом, но также информировать свою паству о том, как с пользой применять интернет, и подчеркивать все те негативные явления, которые могут быть вызваны неправильным использованием этой технологии».

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.