Конечно, принятое на заседании Священного Синода в Киеве 26 июля с. г. Обращение называется несколько иначе: Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью.
Кто такие эти «пребывающие вне единства»? Это – последователи т. н. «украинской автокефальной православной церкви», возникшей при поддержке гитлеровцев на оккупированной территории УССР в 1942 г. и состоящей в основном из националистически настроенных жителей Западной Украины, примкнувших к расколу после 1989 г., а также т. н. «украинской православной церкви киевского патриархата», созданной в 1992 г. преданным анафеме расстригой бывшим Киевским митрополитом Филаретом вкупе с президентом Украины Л. Кравчуком, в одночасье перекрасившимся из секретаря ЦК КПУ в ультранационалиста.
Сколько зла эти раскольнические структуры за весь период своего существования принесли Церкви и народу Украины! Прежде всего, это духовный вред, когда, обманутые националистической пропагандой и псевдобогословским дурманом, в раскол оказались затянуты простые люди, оказавшиеся некрещеными, невенчанными и неотпетыми (поскольку «таинства» раскольников не действительны).
Раскольниками были захвачены принадлежавшие веками канонической Церкви святые храмы, в которых поныне совершается кощунственная пародия на богослужение и, поистине, пребывает «мерзость запустения». Потоки клеветы и злобы выливались на Мать-Церковь и ее каноническое священноначалие. Особенно филаретовцы прославились не только шантажом, но и прямыми расправами над неугодным православным духовенством.
Необходимо заметить, что беззаконие, творимое раскольниками, продолжается и сегодня. Националистическими СМИ тиражируется сочиняемая парой раскольнических писак истерия вокруг первосвятительского посещения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом своих украинских епархий.
И в этой обстановке выходит исполненное материнской любви и готовности принять в объятия отчие Обращение Священного Синода РПЦ к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью. В обращении звучат такие всепрощающие слова:
«Возлюбленные о Господе братья и сестры!… Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет…
Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2). Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех возвращающихся под ее кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас… Мы скорбим о расторгнутом церковном единстве и молимся о возвращении всех, кто пребывает вне общения с Украинской Православной Церковью. Просим всемилостивого Бога, дабы Христос, Который один есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), направил всех на стезю любви и единомыслия».
Но, прощая грешника, ища его спасения, Церковь не оправдывает, не легитимирует грех раскола. И здесь мы возвращаемся к тексту Обращения Священного Синода РПЦ, в котором раскрывается нелицеприятная правда о расколе:
«Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати.
Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали… Жить в расколе – греховно и пагубно для души. Но нет ничего страшнее для христианина, чем умереть вне Церкви… По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения».
Эта правда, наверное, кому-то покажется не очень приятной, не сладкой. Но правда всегда целительна, а ложь, к которой Православную Церковь хочет подтолкнуть политкорректный бомонд, поддерживаемый главарями раскола, стремящимися скрыть от своих заблудших последователей истину, неизбежно разрушительна, гибельна и под слащавой оболочкой скрывает мертвенный тлен.
Обращение Священного Синода нашей Единой Русской Церкви является недвусмысленным ответом тем силам и внутри самой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которые в последнее время позволяют себе вести очень опасные разговоры о том, что раскол вроде бы и не так уж безблагодатен, что раскольников нужно называть «патриархами» и «митрополитами», иначе это, дескать, оскорбит и унизит вождей раскола, что сообщества раскольников следует именовать «православными общинами», «которые сейчас не находятся с нами (не с Вселенской Церковью, а расплывчато – с нами) в Евхаристическом общении», что пребывающих в расколе надо не присоединять к Святой Церкви, а нам с ними, как будто неким равным частям, следует «воссоединяться».
Редактор одного православного украинского сайта, например, договорилась до следующего: «Если же превознестись своей «благодатностью» над «безблагодатными», «каноничностью» над «неканоничными», тогда, конечно, в ход должны идти трехэтажные метафоры…». Характерно, что, настаивая на титуловании филаретовских лжеепископов без кавычек и «унизительных приставок» (имеется в виду «так называемый»), о благодатности Украинской Православной Церкви Московского и ее каноничности пани редактор из киевских кабинетов говорит именно в кавычках.
По таким вот кощунственным разговорам Обращение Священного Синода РПЦ наносит сокрушительный удар, причем, без всяких трехэтажных или даже двухэтажных метафор. В Обращении четко указано на отсутствие в расколах благодатной жизни, на то, что раскольники находятся вне Церкви и умирают вне ее, что «иерархи» раскольников никакие не иерархи, что только при присоединении к Православию, вне общения с которым пребывают раскольники,
Церковь может (если, конечно, захочет когда-нибудь в будущем отойти от нынешней акривии к икономии) восполнить присущей только ей одной освящающей благодатью тех, кто принял от рук раскольнических лжепастырей безблагодатное, совершенное вне церковной ограды крещение.
Здесь мы переходим к вопросу о чиноприеме раскольников. Как известно, ныне наша Церковь руководствуется принятием украинских схизматиков в свое лоно через Крещение. Однако, как замечательно исследовал в своих трудах священномученик Иларион (Троицкий), в Церкви неоднократно менялся чиноприем одних и тех же еретиков и раскольников – то через Крещение, то через Миропомазание, то через Покаяние, то обратно через Крещение и т. д.
Это говорит не о том, что каждый раз учение Церкви о расколе и ереси менялось, и что в том или ином отделившемся от Церкви сообществе благодать загадочно то исчезала, то появлялась, то потом снова исчезала. Вне Церкви нет действия освящающей благодати Таинств (хотя могут действовать другие виды благодати, что может также влиять на чиноприем еретиков или раскольников).
Однако Церковь может, в случае массовых переходов или из иных пастырских соображений, в отдельных случаях действовать не по принципу акривии, т. е. строгого соответствия канонической практики догматическому учению о единстве Церкви, но по принципу икономии, т. е. смягчать чин приема находящихся вне общения с нею, восполняя совершенную в расколе безблагодатную форму Таинства благодатным содержанием, поэтому такое таинство становится Таинством только в момент присоединения еретика или раскольника к Церкви (будь-то через Миропомазание, или через Покаяние).
При этом важно, чтобы сами расколоучители не могли ссылаться на мягкий чиноприем как на некое признание канонической Церковью их «благодатности». Вот что собственно сказано по этому поводу в рассматриваемом Обращении Священного Синода РПЦ:
«Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи. По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения.
Но именно Церковь, и лишь она одна, может наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах принятия своих чад».
Эти слова – настоящее торжество православной экклезиологии, продолжение великого дела священномученика Илариона. В них отсечены всякие попытки представить возможную икономию в качестве признания благодатности совершенных в расколе таинств.
Важно и то, что рассмотрение вопроса об изменении чиноприема отложено на будущее. От степени покаяния самих раскольников, от того, насколько они осознают гибельность и безблагодатность раскола, насколько готовы без всяких предварительных условий стать действительно своими чадами для Единой чадолюбивой Матери, зависит то, будет ли изменен способ принятия их в ограду Святой Церкви.
Обращает на себя внимание и такой момент. Члены Священного Синода РПЦ отметили, что в последнее время они получают «все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение». Слова эти разъяснены Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иларионом (Алфеевым), председателем ОВЦС МП.
Владыка рассказал, что некоторые представители «духовенства» украинских раскольнических структур обращались к нему, выражая горечь о своем пребывании в расколе и выражая желания присоединиться к канонической Церкви. Митрополит Иларион назвал имя известного «митрополита Львовского» «УПЦ КП» Андрея Горака, который не дожил несколько дней до готовившегося им покаянного возвращения в Русскую Православную Церковь. Странное «совпадение» готовившегося перехода и внезапной смерти.
После смерти Горака неожиданно умирает еще один украинский раскольнический «иерарх», желавший порвать с расколом… Не пора ли задуматься другим «клирикам» украинских расколов о том, в какого рода формированиях они оказались? О не доживших до желаемого возвращения в Церковь упоминает и Обращение Священного Синода.
Напоследок, хотелось бы в нескольких словах поделиться впечатлениями от реакции на «Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью» члена БЮТ, председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам (внимание!) духовности и культуры Владимира Яворивского. Этот высокодуховный и в высшей степени религиозный пан, с гордостью объявив себя последователем филаретовской секты, обрушился с по-настоящему трехэтажными выражениями на рассматриваемое нами Обращение. Яворивский обозвал его «агрессивным и бездарным», обвинил в средневековом мракобесии, в том, что оно рассчитано на «забитых бабушек».
Этого Яворивскому показалось мало, и он решил добавить: назвал действия священноначалия РПЦ «глупостью», и сказал, что представители Московского Патриархата «заваривают в Украине кашу, которую могут вылить и на их головы». По сути написанного, естественно, главный в Раде по культуре пахан Яворивский ничего сказать не смог. Что ж, тут и отвечать нечего. Прекрасное доказательство всей бессильности злобы расколовождей и их политических покровителей. Такая реакция свидетельствует о том, что Обращение Священного Синода РПЦ попало в самую точку.
Конечно, наше священноначалие никогда не будет обращать внимание на беспредельное хамство и площадную брань Яворивского, мечтающего в своих ожидающих исследования психиатров фантазиях поливать кашей головы священнослужителей. А вот депутатам Верховной Рады и ее председателю В. Литвину, столь почтительно принимавшему в стенах украинского парламента главу крупнейшей Православной Церкви мира, советовал бы задуматься о целесообразности пребывания на посту председателя комитета Верховной Рады по вопросам духовности и культуры человека, вышедшего из эпохи неандертальцев.
Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Уже более двадцати лет продолжаются нестроения, порожденные церковным расколом на Украине. Раздоры и смущения, распри и обиды, которые он принес с собой, не могут не сказываться на жизни украинского Православия и общества в целом. Раскол прошел через судьбы людей, нарушил семейное и общественное согласие. Но самым страшным его итогом стало то, что немалая часть верующих и по сей день пребывает вне общения с благодатной полнотой Вселенского Православия. Они лишены возможности поклоняться общим святыням Единой Церкви, молиться со своими единоверцами, приобщаться Пречистых Тела и Крови Христовых из единой Чаши. Ибо главное бедствие, к которому неминуемо приводит раскол, есть оскудение божественной благодати. Согласно первому правилу святого Василия Великого, несомненно, что в обществах, отделившихся от церковного общения, оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо… отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали.
В последнее время мы получаем все больше свидетельств о том, что многих ушедших из церковной ограды тяготит их нынешнее положение. Еще более горестно оно для нас, по слову Апостола: Уста наши отверсты к вам,… сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно (2 Кор. 6, 11-12). Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой! Мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви; о том, чтобы настал этот долгожданный день, который принесет мир и спасение многим измученным душам. И мы верим, что он непременно настанет.
Жить в расколе – греховно и пагубно для души. Но нет ничего страшнее для христианина, чем умереть вне Церкви. Многие из тех, кто задумывался о возвращении, до конца своей жизни не нашли в себе к этому сил; некоторых удерживали внешние обстоятельства. Но обстоятельства эти уходят в прошлое. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6, 2). Дверь в Церковь открыта. И мы готовы встретить всех возвращающихся под ее кров. Ибо, по слову святителя Григория Богослова, мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас.
Нет ничего унизительного в покаянии, к которому всех ведут благость Божия, Его кротость и долготерпение. И нет преград, не позволяющих вернуться к церковному общению; вернуться туда, где, как и на небесах, будет больше радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).
Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи. По слову святителя Киприана Карфагенского, вне Церкви нет спасения. Но именно Церковь, и лишь она одна, может наполнить благодатью и подлинным смыслом то, что происходило вне ее спасительной ограды. Водимая Духом Божиим, она рассудит о способах принятия своих чад.
Мы скорбим о расторгнутом церковном единстве и молимся о возвращении всех, кто пребывает вне общения с Украинской Православной Церковью. Просим всемилостивого Бога, дабы Христос, Который один есть путь, истина и жизнь (Ин. 14, 6), направил всех на стезю любви и единомыслия.