О значении православного отделения на факультете богословия в Латвийском университете
В Евангелии от Иоанна говорится: Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин 12:35–36).
Религия — это свет, который озаряет тьму безбожия. Вера — это пламя науки, пылающее и не гаснущее во тьме”. С такими словами обратился однажды к студентам православного отделения Богословского факультета Латвийского университета мой дед, доцент ЛУ протоиерей Православного Рижского кафедрального Собора Иоанн Янсон.
Издавна люди сравнивали знания, остроту и глубину мысли, ее полет со светом. Таким светом несомненно является и богословское образование, которое долгие годы томилось в подполье. Наконец пришло время отворить окна и двери, чтобы вошло оно в нашу жизнь и начало исцелять души тех, кто так долго жаждал слова Божия, которое летит и доносится до всех, кто ждет правды
Богословское образование всегда было в центре внимания Православной Церкви Латвии. Приходские школы, духовные училища, семинарии и подобные им учебные заведения существовали всегда.
1 декабря 1926 г. благодаря заботе архиепископа Иоанна Поммера была основана Рижская Духовная Семинария, которая существовала с 1926 по 1936 год. Все 10 лет ректором Семинарии был доцент Иоанн Янсон. Заэти годы Духовную Семинарию окончили 80 человек. В 1936 году вместо Семинарии основали Богословский институт, который хранил ее лучшие традиции; обязанности ректора взял на себя митрополит Августин. Преподавателями были приглашены виднейшие латвийские богословы того времени — И. Давис, И. Янсон, П. Балодис, Д. Рудзитис, А. Поммер, И. Берзиньш, И. Зариньш, А. Карклиньш, А. Гуленс, Н. Виксниньш, И. Михельсон. В институт сразу было принято 34 человека — 17 мужчин и 17 женщин. Занятия проходили в зданииТретьей гимназии (ул. Валдемара 2). Институт был двухгодичный, обучение бесплатное. Заботясь о воспитании молодежи, Латвийская Православная Церковь в 1937 году основала по инициативе протоиерея И. Янсона Общество православной молодежи. Это Общество собирало молодежь, целью которой было бороться против безбожия словом Божиим. Общество имело подгруппы — литургическую, историческую, евангельскую и практическую; последняя в основном занималась делами милосердия. Центр находился в кафедральном Соборе, но при каждом приходе были отделения Общества. Лекции и беседы проводили преподаватели Богословского института И. Янсон, П. Балодис и др., а также впоследствии студенты Богословского факультета ЛУ
15 июня 1936 года в помещении Первой Рижской гимназии по инициативе Министерства образования начали свою работу летние курсы Закона Божия — оказалось, что не хватает образованных, опытных, знающих людей, способных преподавать Закон Божий в основных школах. На летних курсах изучали 4 предмета: латышский язык, историю Латвии, географию Латвии и методику преподавания Закона Божия. Курсы длились 1 месяц, занятия шли ежедневно, обучение бесплатное. В завершение был экзамен; выпускники получали удостоверение, дающее право преподавать Закон Божий в основной школе
Вскоре стало очевидно, что созрела необходимость получать высшее образование на месте в Латвии. До 1937 года латвийское православное духовенство получало высшее богословское образование в Петербургской, Московской, Киевской Духовных Академиях, а также за границей. Многие будущие священники в 30-егоды учились в Парижском Богословском институте.
15 сентября 1937 года в Рижском кафедральном Соборе совершалось торжественное богослужение по поводу открытия Православного отделения при Богословском факультете Латвийского университета. Благодарственный молебен совершал митрополит Августин в сослужении всего рижского духовенства. Присутствовали лютеранский архиепископ Т. Гринберг, ректор ЛУ М. Приманис, бывший ректор Ю. Аушкапс, при котором Совет ЛУ принял решение об устроении Православного отделения Богословского факультета ЛУ. Присутствовали проректоры Я. Карклиньш и А. Витолс, декан В. Малдонис, преподаватели других факультетов, рижский городской голова П. Лиепиньш, начальник управления духовных дел Э. Диминьш, члены Синода, поступившие студенты, слушатели Богословского института, а также представители общественности, верующие. Перед молебном митрополит Августин произнес речь, в которой подчеркнул, что открытие Православного отделения при Богословском факультете ЛУ является большим событием в истории Православной Латвийской Церкви и в жизни свободной Латвии. Это возлагает большие обязанности на студентов и преподавателей. Обращаясь к студентам, Владыка призвал их отдать свои силы служению избранным идеалам. Была высказана благодарность ректору ЛУ А. Приманису, Ю. Аушкапсу, а также министру образования А. Тентелису. В конце молебна Владыка прочитал молитву о даровании студентам-богословам духа премудрости и разума и о преуспеянии их в богословских и других науках на благо святой Православной Церкви и латвийского государства.
Чтобы быть принятым на Богословский факультет, будущий студент должен был представить аттестат зрелости с оценками по Закону Божию и латыни. Вступительные экзамены проходили в следующем порядке: латышский язык письменно и устно, контрольная работа по церковной истории, а также по одному из новых языков. Принимались желающие обоих полов. Итак, первым академическим годом Православного богословского отделения ЛУ стал 1937/38 учебный год. Студентами 1 курса стали: Николай Виеглайс, Алексей Ионов, Иоанн Легкий, Николай Трубецкой, Георгий Бениксен, Иосаф Добрецов, Николай Варфоломеев, Агафангел Арклонс, Петерис Бриедис, Августин Будовский, Димитрий Несадомов, Арий Янсон, Владимир Янсон, Ирина Васина, — всего 14 студентов. О громадном авторитете этого факультета, эрудиции преподавательского состава и яркости их личности свидетельствует факт, что в числе студентов были те, которые уже имели высшее образование по другим специальностям. Владимир Янсон и Димитрий Несадомов только что окончили юридический факультет ЛУ, Арий Янсон был студентом ветеринарного факультета ЛУ, Алексей Ионов, Николай Виеглайс, Иоанн Легкий и Николай Трубецкой недавно закончили Парижский Богословский институт.
Какова же судьба этого первого курса? Н. Виеглайс, А. Ионов, И. Легкий после 40-го года эмигрировали в Америку. Д. Несадомов до конца жизни был церковным псаломщиком и певцом, скончался в 1989 году. Владимир Янсон был священником латышских православных приходов, учителем Закона Божия. Арестован в 1949 году, осужден на 25 лет; вернулся в 1954 году. Служил в Александро-Невском храме, в Соборе. До самой смерти (в 1987 г.) исполнял обязанности бухгалтера в Епархиальном управлении. Его справедливо сравнивали с живой энциклопедией: другого столь опытного специалиста по истории Латвийской Православной Церкви у нас вряд ли можно найти. Владимир Янсон был племянником доцента И. Янсона.
Арий Янсон — родной сын И. Янсона, в 1940 году был арестован. О нем мы узнали только в 1945 году. Он был осужден на 10 лет и срок отбывал на тяжелых физических работах в карагандинских шахтах. В 1949 году, не дождавшись последнего года заключения, А. Янсон умер на 42 году жизни, замученный тяжелой болезнью. В моем семейном архиве хранится маленький чемоданчик, в котором находятся все письма Ария Янсона, собранные его вдовой. Тяжело читать орошенные слезами строки, в которых А. Янсон призывал близких несмотря ни на что не терять веру, надежду, любовь, во всем полагаться на волю Божию; он демонстрировал ко всему происходящему смиренное отношение глубоко верующего человека.
Николай Трубецкой — мой отец, зять И. Янсона — один из виднейших священников своего времени, незаурядный общественный деятель, учитель Закона Божия, сотрудник православного издательства. Арестован в 1944 году, осужден на 10 лет, срок отбывал в Инте, Коми АССР. Одиннадцатый год отбывал на поселении без права вернуться в Латвию. В 1955 году возвратился в Ригу. Служил в маленьких приходах — Икшкиле, Кемери. Последние 18 лет был настоятелем церкви Нерукотворенного Спаса в Торнякалнсе на улице Виенибас. Эрудиция, проповеднический талант и глубокие богословские знания, которые еще до поступления в ЛУ были накоплены в Парижском Богословском институте, во времена расцвета атеистической пропаганды не могли найти себе широкого применения. Психологические и правовые тиски медленно и целеустремленно творили свое разрушающее дело. Н. Трубецкой скончался в 1978 году в возрасте 70 лет, не дождавшись возрождения Латвии.
В журнале “Вера и Жизнь” в 1937 году доцент Берзиньш указывает, что священникам необходимо поднять ценз образования. Только всесторонне образованный священник может стать авторитетом в обществе. Основание Православного отделения в ЛУ даст возможность через несколько лет увидеть больше образованных личностей в кругу наших священнослужителей. Возникает необходимость материально поддержать молодых студентов. Для этой цели начиная с 1 августа 1937 года рижские и сельские приходы каждый месяц жертвуют от 20 до 50 лат на нужды учащихся. Александро-Невский приход предоставляет священнику-студенту трехкомнатную квартиру с отоплением, а также материальную помощь с условием — после окончания ЛУ он обязуется служить в этом храме вторым священником. На собрании рижского духовенства 29 октября 1937 года постановили:на 3–5% повысить доход от продажи свечей и от пожертвований, чтобы внести сумму нуждающимся студентам. Решили также установить всем приходам Латвии взносы в размере не менее 5 латов. Если сумма будет достаточно большая, то излишки можно передавать слушателям Богословского института
 1939 году Синод принял решение передать в распоряжение Покровского прихода часовню, построенную на месте захоронения архиепископа Иоанна (Поммера) на Покровском кладбище. Кроме ухода за часовней, приход обязан каждый годвносить 300 лат в фонд учрежденной “Стипендии архиепископа Иоанна (Поммера)”, которая будет выплачиваться способнейшим студентам, а также тем, кто будет командироваться за границу для усовершенствования знаний
В 1938/39 году на факультет были приняты 3оя Берзиня, Людмила Сингаевская, Никифор Цериньш, Николай Харитонов, Константин Кравченок, Владимир Михайлов, Леонид Начис, Георгий Тайлов, Михаил Шершунов и Виктор Войткевич, — всего 10 человек
Из упомянутых студентов мне известны судьбы следующих: Николай Харитонов был священником православной церкви в Дзинтари (Юрмала) до тех пор, пока местным строителям коммунизма не понадобилось разрушить эту уникальную жемчужину деревянной архитектуры, чтобы в конце улицы Иомас воздвигнуть никому не нужный глобус, а на месте самой церквушки устроить теннисную площадку для развлекающихся гостей Юрмалы. В последние годы отец Николай Харитонов служил в храмах Риги. Похоронен на Ивановском кладбище в Риге.
Константин Кравченок, участник Православной Миссии, священником не стал. Был арестован и осужден на 25 лет. После освобождения из лагеря тяжело болел. Скончался в 70-е годы.
Владимир Михайлов священником не был. Долгие годы работал учителем и директором школы в Каугури, ныне пенсионер.
Леонид Начис закончил Ленинградскую Духовную Академию. Живет и служит в Санкт-Петербурге.
Георгий Тайлов — священник, пенсионер, иногда служит в рижских храмах; занимается полезной общественной работой — несколько раз в неделю отвечает по телефону людям, нуждающимся в моральной поддержке, в духовном совете.
Михаил Шершунов умер в ссылке.
В следующем 1939/40 году в число студентов были зачислены Феодор Ягодкин (из Резекне), Владимир Толстоухов, Александр Киселев (из Эстонии), Константин Михайлов, Алексей Тихомиров (юрист). А. Киселев живет в Америке, служит в Нью-Йорке. В прошлом году был в Риге, навещал знакомых, посещал храмы1. Константин Михайлов был арестован, выслан; в страданиях, больной и измученный, умер в ссылке. Алексей Тихомиров после возвращения из ссылки был рукоположен в сан священника, служил в Соборе, работал в Епархиальном управлении.
А теперь о преподавателях Православного отделения. Старший доцент Э. Зицанс — история народов Израиля и всеобщая история религии. Доцент Алберт Фрейс — история философии, религии и этики. Доцент Павел Давис — введение в богословие Православной Церкви, теория морали. Доцент Феликс Ральф Троус — еврейский язык, проф. П. Дале — психология. А. Гуленс — русский язык, профессор Л. Адамович (декан факультета) — введение в богословие. Доцент Михаил Федоровский — Священное Писание Ветхого Завета, профессор Паул Саксе — Православное церковное пение. Доцент Иоанн Янсон — гомилетика, литургика, пастырское богословие.
О некоторых преподавателях — более подробно.
Михаил Федоровский родился 17 февраля 1879 г. в Воронежской губернии. Образование получил в Московской Духовной Академии и в московском техническом вузе. В 1921 году бежал из России, в 1927 году получил гражданство Латвии. В 1938 году стал доцентом ЛУ. Имел публикации в журнале “Вера и Жизнь” и др. Умер в 1959 г.
Профессор Паул Саксе — известный латышский певец, родился в Видземе, Яунпилсской волости, хутор Пейлены. Сдевятилетнего возраста начал учиться в приходской школе Вознесенской церкви в Риге, затем в Духовном училище и в Духовной семинарии. П. Саксе писал: “Черной тенью в моей памяти залег один год семинарии, когда меня как отпрыска довольно зажиточных родителей лишили государственной поддержки, о чем я постеснялся сообщить родителям и познал первые горести — голодание. Но в это трудное для меня время я узнал и добрые сердца ближних. Если бы тогда у меня не было таких друзей, как ныне известный доцент протоиерей Иоанн Янсон и другие, вряд ли мне было бы суждено написать эти строки”.
После окончания Семинарии П. Саксе хотел пополнить свои знания более практичными науками. Он хотел посвятить себя медицине, но поступил в Политехникум и изучил агрономию, получив в 1911 году диплом агронома I степени. Вокальному искусству обучался в Италии, а в 1913 году по приглашению Паула Юрьяна вернулся в Латвию и с перерывами пел в Опере. С 1924 года деятельность П. Саксе связана с Латвийской Консерваторией; он был педагогом, руководителем вокального класса. Образованность в сфере музыки и богословия послужила поводом для приглашения его в ЛУ преподавателем церковного пения и музыки на Православном отделении. Тесная дружба, которая началась еще в молодости во времена учебы в Духовной семинарии, связывала Саксе с доцентом Иоанном Янсоном; неудивительно, что П. Саксе был крестным отцом его младшего сына — Павла, а Янсон венчал Ï. Ñàêñе в кафедральном Соборе с Марией Виксне, крестил дочерей Ариадну и Иогиту.
Будучи преподавателем, П. Саксе часто выступал в духовных концертах, пел на торжественных богослужениях. Об этом свидетельствуют многочисленные рецензии в журнале “Вера и Жизнь”. П. Саксе был одним из основателей студенческой корпорации “Талавия”. В юбилейном альбоме “Талавии” (1900–1925) он пишет: “Пусть песнь — чистая мысль латышского сердца, станет той силой, которая вечно соединяет и бодрит наш народ”.
И в заключение о Иоанне Янсоне. Родился 7 апреля 1878 года в видземском селе Карздаба, в семье латышского крестьянина. После окончания Рижской Духовной семинарии в 1900 году поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую закончил в 1905 году со степенью кандидата богословских наук. В том же году женился и был посвящен в сан священника. Вернувшись в Латвию, кроме служения в Рижской Вознесенской церкви, преподавал Закон Божий в Валмиерской Учительской семинарии и в женской гимназии. Во время Первой мировой войны вместе с Тукумсской женской гимназией эвакуировался в Гатчину, где до 1918 года был учителем в женской гимназии латышских беженцев, священником Царскосельского храма Знамения Божией Матери и 4-го полка латышских стрелков. В 1924 году Янсон вернулся в Ригу и служил в Петропавловском гарнизонном храме (ныне концертный зал Аве Сол), исполнял обязанности настоятеля кафедрального Собора. В это время И. Янсон ведет интенсивную педагогическую деятельность. Закон Божий он преподавал в гимназиях Малдона, Богоявленского и Бекер, в Рижском учительском институте, в 5, 8, 9 и 27-й латышских основных школах, во Французском лицее, в немецкой основной школе, вПервой гимназии и др. С 1926 по 1936 год был ректором Рижской Духовной семинарии, а с 1937 года — доцентом Православного отделения Богословского факультета ЛУ.
Отец Иоанн Янсон был всесторонне образованным богословом, глубоко верующим. Он был яркой личностью в обществе того времени. И. Янсона высоко ценили и уважали представители всех конфессий. Он знал иностранные языки, часто представлял Православную Церковь Латвии за границей на симпозиумах и конференциях: в Женеве, Лондоне, Эдинбурге.
Он имел тесные личные контакты с выдающимися богословами — со Святейшим Патриархом Сербским Петром Росичем (Варнавой), Фридрихом Пуллером — англичанином, выдающимся проповедником, философом, горячим пропагандистом и защитником идеи соединения Православной Церкви с Англиканской. Дружеский контакт был у И. Янсона с англиканским священником Харрисоном (в Риге). В 1930 году они вместе встречали англиканского епископа лорда Бетти, который прибыл знакомиться с положением Англиканской Церкви в Риге, присутствовал на конфирмации, посетил архиепископа Иоанна (Поммера) и был на совместном богослужении в Кафедральном Соборе. Сердечная переписка велась ñ православным архиепископом Финляндии Германом, с Софийским архиепископом Стефаном.
У И. Янсона была обширная библиотека — духовная и светская. Мировых классиков он читал в оригинале; одно произведение часто читал одновременно на двух-трех языках. Его любимыми писателями были Достоевский, Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон, Аспазия2. У И. Янсона всегда было слабое зрение; в последние годы он совсем ослеп. Нам, внукам, приходилось ему много читать вслух, писать письма, размышления, наброски проповедей. Жизнь И. Янсона была тяжелой. Вместе с супругой, которую он привез из Петербурга, они вырастили троих сыновей и одну дочь — мою маму. Все дети получили хорошее образование, но тяжкие военные годы, послевоенный период не щадили никого. О сыне Арии Янсоне и зяте Николае Трубецком — моем отце, я уже говорила. Тяжелая судьба выпала и на долю остальных сыновей. От себя хочу добавить, что моя мать и мы — трое малых детей были свидетелями всех унижений и насмешек, которые пришлось перенести деду в 1944 году и позже, когда арестовали нашего отца: бесконечные обыски в квартире, где перетряхивались все дорогие дедушке книги, рукописи, фотографии; допросы, длящиеся по несколько часов, издевательства над старым больным человеком.
И. Янсон умер в 1954 году на 77 году жизни, похоронен на Вознесенском кладбище в Риге. До конца жизни он оставался верен идеалам своей жизни, верил в добро и торжество справедливости, утешал обиженных, убеждал сомневающихся, укреплял души страждущих, молился за людей.
Жаль, что осталось так мало свидетелей тех лет. Война и трудности послевоенного периода разрушили все, что таким трудом и надеждой создавалось и лелеялось. С печалью надо отметить, что большая часть богословов ЛУ была уничтожена в сталинских лагерях, а те, кто вернулся, не имели права и возможности для самоопределения.
Говоря о Православной Церкви в Латвии вообще, хочу добавить, что почти вымерло то поколение, которое родилось, росло, зрело и становилось священнослужителями здесь, в Латвии.
Православию в Латвии всегда была присуща особая культура, которая глубоко коренилась в традициях латвийской земли и в народе. Мы можем гордиться богословами и священниками, известными и за границей. К сожалению, большинство нашего духовенства не знакомо с историей Православия Латвии, с судьбами храмов, мало понятен язык, обычаи, традиции, с которыми надо бы считаться. Но где им все это узнать? Кто научит? Кто возьмет на себя сию святую и благородную миссию? Именно в этом я вижу огромное поле деятельности для тех, кому предстоит принимать решение и заботиться о возможности возобновления Православного отделения на Богословском факультете ЛУ.
Решать такие вопросы я не имею права, это и не являлось моей задачей. Я не богослов, не философ, а просто человек, верующий в Бога и бесконечно любящий духовное наследие своих предков, душой и сердцем болеющий за судьбы наших храмов. Кто может пройти без слез мимо нашего бедного униженного, осмеянного Православного кафедрального Собора, который ждет не дождется своей реанимации?
15 мая 1939 года на торжественном богослужении в этом великолепном и в то же время бесконечно уютном Соборе мой дедушка доцент И. Янсон обратился к студентам и преподавателям ЛУ со следующими словами: “Когда крепка вера и религия, тогда крепка и вся страна, весь народ. Пусть же эта духовная и телесная сила, несущая всему миру мир и благополучие, живет бесконечно и во веки! Боже, освяти Латвию!”.
1Жизнь и личность протоиерея Александра Киселева представляет особый интерес для всех, интересующихся историей Русской Церкви XX века. По окончании Латвийского университета он был рукоположен и служил в Эстонии; Алексей Ридигер в отроческие годы был его алтарником. После 1945 — в эмиграции, служит в Зарубежной Церкви. После Собора 1990 г. (то есть уже после написания текста статьи) и избрания Святейшего Патриарха Алексия отец Александр сослужил с Патриархом и был в Зарубежной Церкви запрещен в служении. Последние годы живет на покое в московском Донском монастыре. — Ред.
2Аспазия — псевдоним латвийской писательницы Эльзы Розенберг (1868–1943). — Ред.