Вспоминается несколько евангельских событий… Вот апостолы, устами Петра, исповедуют Иисуса Христа Сыном Бога живого (Мф. 16, 16). А Он после этого начал открывать ученикам Своим, что Ему должно… пострадать от старейшин… и быть убиту… (Мф. 16, 21). Не могут принять этого избранные ученики. Отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: «Да не будет этого с Тобою, Господи!» И Спаситель, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты — Мне соблазн; потому что ты думаешь не о том что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 23). Апостол не хотел воспринять пути креста, страдания; и в этом сказался «человек», обычно не любящий страданий. Но сзади человека стоял соблазнитель — сатана… Да! трудно нам всем принять учение о кресте… Но что еще больше удивительно, по-видимому, это поразительное равнодушие и сердца, и ума к другим словам Христа, сказанным вместе с мыслью о смерти: и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21). Как мог Петр пропустить эти потрясающие слова?! Точно он и не слышал их… Воскреснуть через три дня… Как это возможно?! Для чего это?! А если воскреснет, то чего бояться и смерти? Но не «услышал» душою этого невероятного благовестия и лучший из апостолов…
Вот пришли и страдные дни.. Осталось до смерти Господа несколько последних, можно сказать, часов… Вот, мы восходим в Иерусалим…— говорит Он.—Я Сын Человеческий предай будет… на… распятие; и в третий день воскреснет (Мф, 20, 18—19). И опять: тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых… кланяясь… и вместе с сыновьями своими, Иаковом и Иоанном, возлюбленным учеником, просит у Христа высших мест «в Царствии» Его: одному по правую сторону, другому по левую [Мф. 20, 20]. И их осудил Господь; а вместо первенства обещал «чашу страданий» в этом мире, награду же — в будущем. И эти не услышали душою слов Господа ни о распятии, ни о воскресении. Иначе бы и не просили ничего в мире сем.
Или еще факт. Два ученика, Лука и Клеопа, разочарованные во Христе, идут после Его смерти домой в Еммаус. Их догоняет «Путник», Воскресший, и начинает беседу. Те говорят, что вот мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24, 21). Не спасти мир от диавола и греха, а восстановить политическое благоденствие евреев… И приходится удивляться опять, что и они не изумились вести о воскресении Христа. Сами же говорят: но и некоторые женщины… сказывали, что видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив (Лк. 24, 22). Казалось бы, нужно не уходить после такой потрясающей вести из Иерусалима, а остаться обследовать, узнать досконально; а их точно не захватило и это событие. И они не воспринимают, почти не интересуются воскресением. Вот их занимало земное восстановление «Израиля»…
После этого хладнокровия близких чего же удивляться небрежности врагов Христовых, первосвященников. Когда стража объявила им о всем бывшем при гробе, о воскресении Стрегомого, то они с необычайной легкостью, после недолгого совещания, дали стражам-воинам довольно денег, велели им повторять выдуманную тут же ложь, что ученики ночью украли Его, и… на том успокоились (Мф. 28, 12 — 13).
Еще менее удивительно полное равнодушие к мысли о воскресении у язычников. Когда апостол Павел, сам видевший не менее шести раз при жизни своей Воскресшего, потом проповедовал об этом афинским ученым в ареопаге, те, услышав о воскресении, ему не поверили…
Радость, которую мы все ощущаем в Пасху, особенно во храме, во время утреннего богослужения… Как радостно тогда мы откликаемся на зов священников: «Христос воскресе» — словами твердой, зрячей веры—видения: «Воистину воскресе!»
И в этой таинственной радости мы ликуем в такой степени, что Церковь повелела даже целоваться всем чадам Божиим в храме!
И есть отчего радоваться и веселиться! Началось блаженное преображение человека и мира… Стоит в этот день, хоть на время богослужения, всею душою отдаться этому новому миру, этому счастью, этому бессмертию, этой вечной жизни, которая совершенно явно открылась ныне во Христе.
Публикуется по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). Пасха. М., 2007 г.