Несколько дней назад историк Ирина Карацуба и филолог Елена Волкова провели в храме Христа Спасителя акцию, приуроченную к годовщине известного панк-молебна. Они зашли в храм с цветами, надели цветные балаклавы и попытались возложить букеты разноцветных тюльпанов на солею.
Обе участницы акции были задержаны, но вскоре отпущены, и в тот же день явились в эфире телеканала «Дождь» с рассказом о своем подвиге. Они выразили горячее одобрение «панк-молебну» и, помимо прочего, Ирина Карацуба, при полном согласии своей подруги, заметила, что декларация митрополита Сергия — это «очень важная веха в отступничестве нашей Церкви от Христа». При этом они подчеркнули свою церковность, а Елена Волкова сказала, что годами «учила священников».
Мне, в этой связи, представляется важным напомнить некоторые вещи.
На свете есть очень разные православные христиане, самого разного происхождения, темперамента, музыкальных вкусов и политических пристрастий. Это совершенно нормально, как неоднократно уже говорилось — в том числе, Патриархом — Церковь это не партия и не клуб по интересам, это Тело Христово. В нем есть место для обожателей Путина, для порицателей Путина, и для тех, у кого Путин просто очень далеко не самый важный человек в жизни. Ваши политические симпатии или антипатии просто не имеют отношения к Чаше. Но есть то, что имеет.
Когда Ирина Карацуба говорит о декларации митрополита Сергия, что это «очень важная веха в истории отступничества нашей Церкви от Христа» — это некоторое противоречие в определениях.
Каким образом можно считать Церковь «нашей» и в то же время «отступившей от Христа»?
Если она отступила от Христа, то почему Ирина Карацуба называет ее «нашей»? Если вы полагаете РПЦ МП отступившей от Христа, то почему вы не оставили ее и не присоединились к Церкви, которая, предположительно, еще не отступила? (Ведь должна же где-то быть «неотступившая» Церковь, которую, по обетованию Господа, врата адовы не одолели!)
Как это возможно, чтобы искренний христианин мог пребывать в общине, которая, по его убеждению, является отступившей, и не уходил в ту, которая, по его убеждению, является верной? И зачем идти совершать молитвы в культовое здание отпавшего от Христа сообщества? И зачем заявлять о своей принадлежности к сообществу, которое, как утверждается, является отступническим? Как можно учить священников, которые (если РПЦ отпала от Христа) никакие не священники? Ведь в таком случае они самозванцы, обманывают людей и ведут их в погибель — как можно поддерживать их в этом?
Я знаю сектантов и раскольников, которые всерьез верят, что они — это такое сверхмалое, зато верное стадо, в то время как все мировое Православие, включая Русскую Православную Церковь, пребывает в отпадении. Такое сектанство, несомненно, являет собой чрезвычайно бедственное состояние ума и духа, но в нем хотя бы есть некая серьезность — люди готовы практиковать свою негативную веру.
Они ни в коем случае не назовут себя членами Русской Православной Церкви и не будут приступать к Причастию в ее храмах — потому как если это действительно безблагодатное сборище, отпавшее от Христа, то пребывать в нем не только бесполезно, но и грех. Ведь войти в храм РПЦ МП и молиться там — значит свидетельствовать о том, что здесь пребывает Христос и совершаются Таинства, и делать это в убеждении, что «РПЦ МП отпала от Христа» значит лгать Богу и людям.
Ожесточенные раскольники, которые полагают, что верующий, который кается перед Христом, призвав в свидетели священника РПЦ МП, вовсе не кается и не обретает прощения, что Святые Тайны, которые он с верой, благоговением и страхом Божиим принимает в храме РПЦ МП, вовсе не Святые Тайны, что народ Божий, который собирается во имя Христово в храмах РПЦ МП, вовсе не народ Божий, находятся в опасной близости к хуле на Святого Духа; в особенно опасной из-за того, что Русская Православная Церковь — это неотъемлемая часть мирового Православия, признаваемая другими поместными Церквями, и отрицать ее значит отрицать вселенское Православие.
Но их мрачный, суровый, истинно фарисейский фанатизм — это в принципе иное явление, чем то, что мы видим в данном случае. Когда раскольник говорит, что РПЦ МП отпала от Христа, он именно это и имеет в виду. Он говорит страшную неправду, но он сам в нее верит.
Когда Ирина и Елена говорят, что РПЦ МП отпала от Христа… Они не то, чтобы не верят, они просто не понимают значения этой фразы.
Я боюсь, что они не одни такие, поэтому давайте вспомним некоторые базовые вещи.
Христиане отличаются от нехристиан не тем, как они относятся к кесарю, к тем или иным политическим движениям, к тем или иным законодательным инициативам, а тем, как они относятся к Иисусу Христу. Христиане верят свидетельству Иисуса о Себе Самом — что Он есть Бог и Спаситель, и что те, кто доверятся Ему и последуют за Ним, обретут вечную жизнь. Христос есть, прежде всего, Спаситель — и те, кто пребывают в Нем, являются наследниками спасения. Пребывание во Христе, согласно Его собственным словам, знаменуется Крещением (Мк.16:16) и Евхаристией (Ин.6:56); Церковь есть евхаристическое собрание.
Для христианина самое важное — пребывать во Христе, а самое ужасное — это отпасть от Него. Сказать о каком-то вероисповедном сообществе, что оно «отпало от Христа» значит сказать, что его члены лишены обетований вечного спасения. Это чрезвычайно ответственное заявление — потому, что если это правда, всякий член этого сообщества должен сию же минуту его покинуть, и бежать как от пожара туда, где Христос подлинно пребывает, а Евхаристия подлинно совершается. Нельзя обманывать людей в вопросах, касающихся их вечного спасения.
Я понимаю, что, вероятно, Ирина и Елена имели в виду нечто другое — скорее всего то, что Русская Православная Церковь не соответствует их возвышенному представлению о евангельском идеале. Но тут нужно отметить две проблемы — вероучительную и этическую. Такие выражения как «пребывать во Христе» или «отпасть от Христа» встречаются уже в Священном Писании и обозначают весьма конкретные реалии с весьма конкретными сотериологическими последствиями. Если мы принимаем священное Писание сколько-нибудь всерьез, мы обязаны — перед Богом и ради вечного спасения нас и наших ближних — употреблять эти слова в том значении, в котором их употребляют Господь и Апостолы. Это послание вверено нам, чтобы его возвещать, а не чтобы его редактировать.
К сожалению, люди любых политических взглядов склонны употреблять имя Христово как символ того, что именно они считают правильным и хорошим — либералы и государственники, традиционалисты и прогрессисты, все готовы ссылаться на Христа как на члена своей партии. Следующий этап развития болезни — вера в то, что те, кто не разделяют соответствующих партийных пристрастий, не во Христе.
Для некоторых людей, увы, выражение «отступить от Христа» означает «разойтись во мнениях со мной и теми, кто со мной полностью согласен».
Но слова Христа и Его Апостолов находятся в Писании, и критерии пребывания в Нем Он ставит вероисповедные и нравственные, но уж никак не политические. Он горько разочаровал тех, кто желал использовать Его в качестве супероружия против Кесаря. Его вообще нельзя использовать. Ему можно только покориться.
Вторая проблема — этическая. Вот есть лично знакомые мне члены РПЦ МП, миряне и клирики, которые совершают Литургию, помогают нуждающимся, собирают помощь для больных и погорельцев, помогают алкоголикам и преступникам вернуться к человеческой жизни, утешают скорбящих и напутствуют умирающих. РПЦ МП — это и есть эти люди. От них я узнал о Христе, от них принял святое Крещение, из их рук принимаю Святые Тайны, от них видел утешение в скорби и поддержку в беде — и после этого сказать, что «Церковь отступила от Христа» было бы просто по-человечески свинской неблагодарностью.
Я видел в Церкви милость Бога и доброту людей — и я бы лгал, если бы пытался этого не заметить. Люди, знакомство которых с Русской Православной Церковью ограничивается их тщательно подобранной френдлентой с тщательно подобранными в ней утками и скандалами, были бы менее виновны. Но для меня-то (а Ирина с Еленой утверждают, что и для них тоже) РПЦ МП — это живые, лично знакомые люди. И бросать этим людям в лицо, что они находятся в «отступничестве от Христа», потому как несообразны идеалу — это, скажем так, этически сомнительный поступок.
Христианство, особенно, когда мы уточняем, православное христианство, это традиция, которая возникла не вчера. У этой традиции есть определенные догматические и этические рамки. В этих рамках невозможно утверждать, что вероисповедное сообщество отпало от Христа и продолжать оставаться в этом сообществе. Также невозможно рассматривать обсценную брань в местах поклонения как что-то одобряемое. Можно считать «двучшечку» чрезмерным наказанием — я, например, считаю — но одобрять саму свистопляску невозможно.
Всякий человек, хотя бы раз в жизни бывавший на православном богослужении, наверняка знает, что во время него весь собравшийся народ Божий, среди других прошений, возносит Богу молитву о «великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе Кирилле». Одобрить, вместе со звездами «Дождя», публичную обсценную брань в адрес Патриарха значит немедленно вызывать вопрос о том, а когда мы говорим неправду — на Литургии или сейчас? Когда исповедуем Патриарха отцом или когда поддерживаем именование его совсем другим словом? Или мы просто не в курсе содержания православной Литургии и тогда неправдой надо считать наши слова о нашей церковности?
Можно иметь самые разные мнения о политике, о тех или иных персоналиях, но есть вещи для православных христиан обязательные. Чтобы быть православным христианином, надо принадлежать к вселенской Православной Церкви, частью которой является Русская Церковь, признавать ее верной Церковью Христовой, разделять ее вероучение и участвовать в ее литургической жизни, то есть рассматривать храм как место поклонения, а не матерщины и богохульства.
Возможно полагать Патриарха плохим человеком, которого правильно публично поносить. Но тогда довольно странно пытаться заявлять себя членами сообщества, которое исповедует его своим Предстоятелем. Возможно объявлять Русскую Православную Церковь «отступившей от Христа»; но тогда довольно странно претендовать на принадлежность к этой самой Церкви.
Я попробую привести несколько грубый, но, думаю, довольно точный пример. Если я ворвусь в студию «дождя» и исполню песню, в которой наименую уважаемых участниц передачи «свиньями», меня вряд ли причислят к приличному обществу вообще и к сообществу поклонников «дождя» в особенности. Как и тех, кто станет горячо одобрять мой поступок.
Если я начну уверять, что я эксперт по дождизму, и истинный дождист — это я, а дирекция, сотрудники и верные зрители канала «дождь» давно отпали от истинного дождизма, меня вряд ли примут всерьез.
Точно так же не стоит ожидать, что ваши слова о принадлежности к Русской Православной Церкви будут восприняты всерьез, если вы объявляете ее отпавшей от Христа и горячо солидаризируетесь с обсценной руганью в адрес ее Предстоятеля, священников и прихожан.
Читайте также:
Свято-Филаретовский институт прокомментировал участие сотрудницы в акции в поддержку Pussy Riot
Православие благословляет отсталость?