Об обиженом Ионе и милосердии Божьем
Зачем в Великую Субботу мы вспоминаем пророка Иону? Почему священники переодеваются из темных одежд в светлые? Где и когда начинается путь к Воскресению? О Великой Субботе рассказывает иеромонах Димитрий (Першин).
Съемки осуществлены при поддержке благочинного Успенского округа города Москвы настоятеля храма Троицы Живоначальной в Троице-Лыково протоиерея Стефана Пристая.
«Царствует ад, но не веченствует, — говорит нам Церковь словами этого канона. — Ибо Ты положил Себя во гробе, Державне». Смерть умерла, потому что Ты умер, но если Ты умер, значит, Ты соприкоснулся со смертью, но ведь Ты – Жизнь – значит, смерть умрет, значит, все мы воскреснем.
И этим предожиданием Пасхи исполнена служба Великой Страстной Субботы, когда в Древней Церкви священники крестили оглашенных, а в церквях вспоминали те Ветхозаветные пророчества, которые говорили о Воскресении.
Вот эти паремии Великой Субботы, куда входит много разных текстов из Ветхого Завета, в том числе удивительная книга пророка Иона, читаются в храмах.
Книга пророка Иона замечательна тем, что там пророк был послан провозвестить гибель города Ниневия, но, зная, что Бог милосерден, он не пошел, потому что решил: «Я пойду, скажу, что город погибнет, а он не погибнет. Как же так?» Но Господь его направил все-таки в этот город, и Иона проповедовал покаяние, народ начал каяться, а Иона очень хотел, чтобы произошло землетрясение и город погиб. Он забрался на близлежащий холм, чтобы увидеть, как город Ниневии будет стерт с лица Земли, а этого не происходит, и он страшно обиделся, надулся, а Господь его вразумил.
Рядом с ним выросла тыква за одну ночь, и он очень обрадовался этому растению, спрятался под его листочками от палящего солнца, а потом, на другую ночь, это растение засохло, потому что червяк подгрыз его корни. Господь послал червячка, и Иона страшно обиделся, страшно расстроился, даже хотел жизнь свою оборвать в связи с этим.
Тогда Господь сказал ему: «Иона, вот ты оскорбился о тыкве, которую ты не сеял и о которой ты не заботился, неужели Мне не пощадить город, в котором 120 тысяч малышей, которые не могут отличить левой руки от правой?»
Это Протоевангелие Ветхого Завета – а таких эпизодов много в Ветхом Завете, — читается во время Великой Субботы, чтобы мы поняли, что Господь заботится обо всех, не только об иудеях, обо всех людях, обращен ко всем.
И в это время совершалось в Древней Церкви крещение оглашенных, которые потом входят в Церковь, и входят они в тот момент, когда поются слова: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекохтеся». В белых одеждах новокрещенные входят в Церковь, и мы вместе с ними, если бы мы жили тысячу лет назад, участвуем в Божественной литургии, приобщаемся к святым Христовым Тайнам.
И в момент входа новокрещенных в храм, меняется цвет облачений – черные облачения исчезают, и священники очень быстро переоблачаются в белое – потому что начинается движение души Спасителя из ада к Воскресению, к Пасхе.
Читайте также: