Об одной логической ошибке
Убийство сектантами юноши за отказ исповедоваться стало поводом для множества спекуляций. «Борцы с опиумом для народа выступили с предсказуемым “религия — яд, береги ребят“, кто-то решил несколько сузить зону поражения и поругать избирательно протестантов, кто-то настроить прицел еще точнее и обрушиться на харизматов, к которым принадлежала злосчастная община», — пишет Сергей Худиев и предупреждает об опасностях на этом пути.

Как сообщают новостные ленты, в штате Нью-Йорк члены общины «Слово жизни» убили юношу и чуть не довели до смерти его брата за то, что молодые люди отказывались исповедоваться. Говорят, что община представляла собой тоталитарный культ, другие это отрицают. Но с этим пускай разбираются тамошние правоохранительные органы.

Сергей Худиев

Сергей Худиев

Я бы обратил внимание на другое — реакцию на это сообщение. Множество комментаторов использовали это происшествие для того, чтобы атаковать своих идейных противников. Борцы с опиумом для народа выступили с предсказуемым «религия — яд, береги ребят», кто-то решил несколько сузить зону поражения и поругать избирательно протестантов, кто-то — настроить прицел еще точнее и обрушиться на харизматов, к которым принадлежала злосчастная община.

По-моему, это пример логической ошибки — причем достаточно распространенной. Она называется «склонность к подтверждению своей точки зрения». Она проявляется, в частности, в том, что если какие-то люди мне не нравятся — верующие вообще, протестанты, какие-то подвиды протестантов — я буду подхватывать любые данные, которые, как мне кажется, подтверждают эту мою неприязнь.

Но давайте для начала коротко вспомним, кто такие харизматы. Харизматические общины объединяет вера в то, что чудеса, описанные в Новом Завете — прежде всего, в книге Деяний Апостольских — должны проявляться в жизни современных христиан. Верующие должны искать говорения чужими языками, чудесных исцелений, пророческих откровении от Бога, и других сверхъестественных проявлений. За этим может стоять искреннее, ревностное желание близости Божией, явления Его силы — но настойчивое искание чудес имеет свои опасности, которые не замедлили и проявиться в харизматическом движении.

Харизматические общины могут сильно отличаться друг от друга — то, что вы скажете об одной, может быть несправедливо по отношению к другим. Но есть некие общие характерные проблемы — например, требование чудес и провозглашение того, что они происходят, даже когда на самом деле это не так.

Недавно я смотрел на ютюбе ролики американца, потерявшего веру после долгих лет, проведенных в такой общине. Частью его веры было то, что Бог обязательно творит чудеса по молитвам Своих верных, изливая обильные (и вполне ощутимые) благословения в виде, например, здоровья. Однако со временем он стал убеждаться, что многие члены общины годами страдают хроническими болезнями, несмотря на пламенные молитвы как «помазанных лидеров» (т. е. людей, которым приписывались особенные духовные дары), так и всего собрания об их исцелении. Когда этот человек уже терял веру и пребывал в глубоких метаниях и сомнениях, к нему подходили (не ведавшие об этом) другие члены общины и передавали ему «слово от Господа», в котором «Господь» выражал одобрение его… непоколебимой вере!

Ожидание чудес делает людей уязвимыми перед недобросовестными проповедниками, обещающими «излияние силы Божией» в ответ на щедрые пожертвования, что не раз приводило к безобразным скандалам, когда люди прекращали необходимое лечение, чтобы вложить все свои средства в ожидание «чудесного исцеления».

Атмосфера харизматического богослужения (по крайней мере, в некоторых общинах) напоминает атмосферу не то рок-концерта, не то политического митинга, и создает ощущение подмены духовного опыта чисто человеческой эмоциональной взвинченностью.

Лидерские позиции в общинах могут захватывать откровенные манипуляторы и психопаты (этот феномен подробно описан в превосходной книге норвежского протестантского служителя Эдина Ловаса «Люди Власти»). Такое возможно, разумеется, не только у харизматов (у нас в православии есть феномен «младостарчества»), но упор на личную харизму делает общины особенно уязвимыми для тех, кто умеет имитировать «духовные дары».

Короче говоря, харизматическое движение можно упрекнуть в ошибочном богословии, а также ошибочных и, временами, опасных, духовных практиках — на что им постоянно указывают, в первую очередь, их собратья — протестанты.

Но вот в чем харизматов я бы упрекать не стал — так это в склонности к совершению насильственных преступлений. Убийство в Нью-Йорке не стоит использовать для каких-либо обобщающих обвинений.

Прежде всего, такие обобщения неверны по существу. Судя по криминальной хронике, в наибольшей опасности быть убитым вы находитесь отнюдь не на еретическом сборище, а на дружеской вечеринке. Как пишут в протоколах, «после совместного распития спиртных напитков… на почве внезапно возникших неприязненных отношений». Кто-то шатаясь, опрокинул бутылку, товарищи в связи с этим громко сопричислили его к лицам нетрадиционной ориентации, он счел это нестерпимой обидой, и понеслось… а на столе лежал нож, которым резали закуску…

Это, увы, происходит чуть не каждый день — и это ничуть не сектанты, а люди вполне чуждые религии, как правой, так и ложной. Но люди, убитые в пьяной драке, не попадают в международные новости. Именно потому, что это — дело обыкновенное. Вот когда сектанты кого-нибудь убьют… Ну, рано или поздно убьют.

В любом большом городе — Нью-Йорке, Москве, Берлине, Варшаве — совершается много преступлений. В любой большой группе людей — Католиков, Православных, Иудеев, Велосипедистов, Вегетарианцев, Харизматов, кого угодно еще, будет находится всякой твари по паре — в том числе люди душевнобольные или преступные. Проведя разыскания в архивах, можно найти примеры преступлений, совершенных кем угодно. Характеризуют ли эти преступления саму группу? Только в случае, если мы сможем установить статистическую корреляцию, например, «вегетарианцы, особенно если они велосипедисты, совершают убийства чаще, чем не-вегетарианцы».

Харизматов можно (и, думаю, нужно) критиковать за их вероучение и практику — постольку то и другое для них типично. Но вот критиковать их за убийства можно было бы в случае, если бы они были для них типичны — и это был бы такой харизматический обычай, наряду с говорением языками, колотить людей смертным боем. Пока у нас нет оснований полагать, что это так, нам лучше воздержаться от вменения этого преступления каким-то большим группам людей — харизматам вообще, протестантам вообще, верующим вообще.

Почему важно проявлять такую щепетильность? Ну, мы же хотим, чтобы люди шли в Церковь, а в харизматические общины не шли, почему бы не использовать этот случай, чтобы сказать «ересь — яд, береги ребят?»

По ряду причин. Во-первых, нам запрещено возводить ложное свидетельство на ближнего. Говорить, что протестанты вообще или харизматы вообще склонны к совершению убийств — значит делать именно это.

Во-вторых, это будет неверно с миссионерской точки зрения — член харизматической общины, который услышит «а вы там друг друга бьете смертным боем» возмутится такой неправдой и утратит к нам всякое доверие — а миссия предполагает сохранение доверия как свое необходимое условие.

В-третьих, потому что завтра же этот прием будет употреблен уже против нас — впрочем, он уже и употребляется. Вот, было дело, писали что в православном приюте забили 13-летнюю сироту. Правда, это были какие-то довольно странные православные, скорее даже околоправославный культ, но кто будет выяснять подробности? Все, кому интересно, с радостью заклеймят враждебную группу.

Важно всё же проявлять интеллектуальную честность — при всех наших решительных несогласиях с харизматами лучше не вешать на них в целом, как на течение, это убийство. Лучше уж обличать по существу.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.