Архимандрит Василий (в миру – Михаил Гондикакис) – известный во всём православном мире греческий богослов и духовный писатель. Родился в феврале 1936 года в Ираклионе на острове Крит в Греции, где получил среднее образование. Закончил Богословский факультет Афинского университета и в течение трёх лет обучался во Франции, где написал свой первый труд «Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви».
С 1965 году поселился на Афоне, где принял монашеский постриг. С 1968 года был настоятелем монастыря Ставроникита.
С 2005 года был настоятелем Иверского монастыря на Афоне. В качестве игумена Иверского монастыря неоднократно посещал Россию.
С 2005 года проживает в скиту (келье) Иверского монастыря на Афоне.
В 2010 году по дороге в обитель автомобиль отца Василия упал в пропасть глубиной в 10 метров. Отец Василий повредил плечо и ребра. Хотя последствия тяжелой травмы преодолеть до сих пор не удалось, старец продолжает участвовать в жизни своей обители и издавать новые статьи и книги. Отец Василий не отказал в беседе корреспонденту AgionOros.ru, несмотря на то, что перед этим присутствовал на многочасовой ночной службе.
— Сегодня во многих православных монастырях наблюдается отход от Предания. Устанавливается ежегодный отпуск для монахов, иноки, приняв постриг, не отказываются от части своего имущества…
— В основе подвижнической жизни лежит пламенная любовь человека к Богу – Божественный эрос1. Если такой жажды быть вместе с Богом у человека нет – он неизбежно ищет утешения в земном. Стремление монаха выехать в мир, навестить родственников, жить среди мирян свидетельствует об отсутствии у него желания быть вместе с Богом.
Если монах будет с любочестием следовать Уставу своей обители (посещать Богослужения, поститься и т.д.) – он заложит в своей жизни правильные духовные основы. Иноческие правила и уставы были написаны подвижниками, которые понимали красоту и смысл монашеской жизни. Монашество – это целый мир, это таинство, это жизнь в Духе Святом.
В прежние времена в жизни крестьянина была гармония: время отдыха (зима) дополняло время напряженного труда (лето). Такая же полнота есть и в жизни монаха: в ней есть свои радости, свои испытания и свои труды. Иноческая жизнь — это полноценная духовная трапеза, где есть и «первое» и «второе» и «третье» блюда. У монаха нет нужды в отпуске, он получает всё, что ему нужно, в своём монастыре.
— Что Вы можете сказать о монашеской традиции в России?
В России традиция в значительной степени была прервана в советское время, но несмотря на все трудности, всё же осталась жива. Мы и сегодня можем найти подвижников, подобных тем, которые были описаны Достоевским в его сочинениях (например, старцу Зосиме из «Братьев Карамазовых»). Но несомненно существуют и свои трудности, связанные с отрывом от Православного Предания.
Мы не можем строить с нуля своё собственное модернизированное монашество, единственный путь – это опора на Предание.
Очень поможет чтение классических произведений православной монашеской традиции: «Отечника», «Лавсаика», «Лествицы»…
Огромное значение имеют произведения преподобного Исаака Сирина. На мой взгляд, дух аввы Исаака чувствуется в произведениях Федора Михайловича Достоевского.
Нельзя переоценить значение наследия преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы.
В многих произведениях современных авторов можно прочитать откровенную нелепицу. К выбору литературы для чтения надо относиться очень осторожно. Я всем настоятельно рекомендую творения афонского старца Порфирия Кавсокаливита. Его книги основаны на огромном личном духовном опыте. В них чувствуется любовь ко всем людям, но при этом даётся трезвая оценка каждому духовному состоянию и содержатся надежные духовные ориентиры.
— Что главное в духовной жизни?
Молитва и покаяние помогают стяжать духовное здоровье и радость. Если человек в своей духовной жизни встанет на неверную дорогу и будет руководствоваться ложными ориентирами – он начнёт с духовной нищеты и злополучия и в конце жизни закончит тем же, с чего начал. Он останется у разбитого корыта и всю жизнь будет чувствовать только пустоту и тоску, а не радость о Господе.
Отец Георгий Флоровский стал великим богословом современности, так как прочувствовал и понял, что такое Святоотеческое Предание. Будучи человеком с прекрасным образованием, он тем не менее понимал, что богословие это не умственная дисциплина, а исповедание веры. Ему можно научиться в Церкви и на Богослужении, а не путем рационального познания. Вера – это центр всего. Она сопряжена с Божественным эросом – пламенной любовью к Богу, которая есть результат Божественной любви. Поэтому перед тем, как причаститься, мы произносим молитву, в которой говорим: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением»2.
Продолжение следует.
1 В творениях преподобного Симеона Нового Богослова, старца Паисия Святогорца и других древних и современных подвижников довольно часто встречается слово «эрос» (έρως), обычно переводимое на церковно-славянский язык словом «рачение». Так как слово «рачение» в русском языке малопонятно и почти не употребляется, отец Василий (Кривошеин) предлагает переводить его как «Божественный эрос». Старец Паисий Святогорец говорит, что «Божественный эрос» — это «великая любовь к Богу, соединённая с жертвой» и с сожалением констатирует, что«есть духовные люди, которые не понимают, что такое «Божественный эрос», и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает». (Старец Паисий Святогорец «Слова». Том V. «Страсти и Добродетели»).