Споры о православном телевидении ведутся давно и не умолкнут, по-видимому никогда. Но иногда простой ответ на вопрос можно обнаружить, что называется, прямо за портьерой.
В том, что качественное православное вещание не просто возможно, но уже создано и, можно сказать, под ключ, убедиться легко. Сходите на сайт священника Димитрия Смирнова – известного философа, публициста, литератора и настоятеля храма святителя Митрофана Воронежского в Петровском парке. Его программа «Под часами» заслуженно любима православным сетевым сообществом. Герои самые разные, от актера и музыканта Петра Мамонова до политика Дмитрия Рогозина.
В начале этой недели у отца Димитрия вышел выпуск «Русская патриотка Таня». Название само по себе не примечательно: сегодня только ленивый не записывается в русские патриоты. Но дело в том, что героиней отца Димитрия стала девушка португальско-африканского происхождения.
Беженка, дочь политика, спрятанная на территории России, выросшая в Ивановском детском доме. И вот уже не одно десятилетие (!) пытающаяся получить российское гражданство. Разумеется, безуспешно. Ведь за девушкой не стоят ни этнические кланы, ни богатые родственники, которые помогли бы ей гражданство попросту купить. Таня, как и большинство русских людей сегодня, абсолютно бесправна. Именно «русских», это не оговорка. Национальная принадлежность Татьяны (если не скатываться до узколобого этноцентризма) несомненна. Ее любовь к русской истории так же очевидна, как и ее православность. Девушка осознанно крестилась, причем рассказывая об этом, вновь и вновь переживает ту близость благодати, которую обрела в момент совершения Таинства…
…Жанр, в котором выступает Дмитрий Смирнов, на первый взгляд, узнаваем. Ток-шоу формата «двое в студии». Ведущий и Гость. Подобных явлений на ТВ хватало всегда. Можно вспомнить и передачу Александра Гордона «для высоколобых» в круге красного света. И программу Владимира Познера в аскетично-хайтековском студийном интерьере. Но Смирнов работает по-особенному. В его студии (кресло, диван, вазы с цветами – обстановка почти домашняя) «гостья» – не персонажный статус, а личность. Причем вопросы ведущего достойны отдельного описания.
Коренное отличие эфира Дмитрия Смирнова от того, что делают его коллеги – искренность и точность психологических штрихов. Он словно забывает о публике. У Познера, например, едва ли не каждая реплика направлена наполовину «в сторону», к публике. Звучит лобовой (а то и ломовой) вопрос к собеседнику. Этим самым вопросом «гостя» разворачивают в полуанфас к аудитории. В таком действе есть что-то от комедии дель арте. Отвечая, он вынужден играть и переигрывать.: «Я – бедный Пьеро, и мы сейчас разыграем для вас…». Далее по тексту.
У Смирнова совсем другая картина. Его тихая беседа вызывает такое доверие у Татьяны, что девушка открывает в душе все сокровенное и глубоко спрятанное. Любая ее черта отдана не публике на растерзание, но работает на ее неповторимость. Вот почему Танина привычка произносить в молитве русское слово «Богородица» как «Благо-родица», не столько удивляет, сколько трогает. Как и ее неподдельный интерес к личностям русских монархов.
«Да раздражу глубину сердечную» – может ли этот талант быть основой работы телеведущего? Оказывается, да. Может ли православное ТВ использовать те же жанры и сетку вещания, что и светское – например, вполне одиозный жанр ток-шоу? Оказывается, может. И даже куда более успешно, чем признанные зубры гостелевещания. Меняя смысл и тональность происходящего на экране до неузнаваемости.
Секрет отца Димитрия и тайна православного телеформата просты как заповедь. Хорошо все то, что сделано с любовью. Кажется, больше нечего и желать.
Александр Щипков