Есть у меня давний знакомый, который всегда заканчивает любую нашу беседу, будь то лицом к лицу или телефонную, а в последнее время — интернетную, кратким пожеланием: «Удачи!». Отвечаю привычным и утверждающим: «Спаси, Господи!», но, признаюсь, что иное сказать хочется, что-то типа: «И тебе не болеть!»
Понимаю, что для священника даже желание подобного ответа — не украшение, но все же прощаю себя по причине совершенной уверенности, что в этом, казалось бы, безобидном призыве смысл далеко не христианский.
К словам придираюсь? Ищу черную кошку там, где ее отродясь не было?
Отнюдь.
«Пожелай мне удачи» — просьба, из собственной гордыни исходящая. Здесь только на собственные возможности упование и надежда на «благоприятные» обстоятельства, которые кто-то сложит должным и нужным образом.
Наверное, каждый из нас не один раз слышал предисловие: «Все получилось так удачно, что…»
После изложения твоей (и только твоей!) очередной победы будет похвала. От родителей, детей, сослуживцев или начальства – не имеет значения. Главное, ты сумел, ты победил, ты умница.
С пьедестала себя свергать не хочется и даже вспомнить, что без воли Божьей ничего не совершается, как-то забывается.
Плюс ко всему, «удача» всегда предполагает получение чего-либо случайно, задаром или бесплатно, что имеет хорошее русское определение – «халява».
Если ты профессионально делаешь свое дело и достигаешь мастерства и похвалы, это не удача. Это преумножение талантов, Богом данных. Это совершенствование и развитие личности. Нельзя удачно написать роман, как и удачно построить самолет не получится. Роман может быть хорошим или плохим, а самолет или будет летать, или разобьётся.
Так что никак понятие «удача» в парадигму православную не вписывается. Да и как она может у нас существовать, когда известно святоотеческое предупреждение: «Любое хорошее дело без искушений не бывает»? Для благополучного завершения задуманного нужно не только телесно потрудиться, но и духовно превозмочь.
Лукавый не суется туда, где делают не думая или думают не делая, надеясь на пресловутую «удачу», а вот там, где симфония телесного с духовным определяется, он тут как тут. Понимает, что ему еще одна досада достанется, вот и вредит.
Именно поэтому тот, кто на Бога надеется в делах своих, после их завершения в храм идет и благодарственный молебен служит, а те, кто во главе угла удачное сложение обстоятельств и условий ставит, о Боге вспоминают лишь тогда, когда эта пресловутая «удача» отворачивается. Вот тогда и ропот: «Почему мне Бог не помогает?..»
Как-то один священник на вопрос прихожанки: «Как добиться удачи в жизни?» — ответил следующим образом:
«Первая удача уже в том, что вы родились, то есть вышли из мрака небытия. Вторая удача – Господь создал вас человеком, а не каким-нибудь другим существом. Третья удача – что вы имеете религиозное чувство, хотя бы потому, что обратились к священнику. Четвертая удача – сколько людей каждый час и день уходит из этого мира, а мы с вами еще живы: так что мы — большие удачники. А самая большая удача – если мы будем спасены. Помоги вам Господи добиться этой удачи».
Не знаю, поняла ли священника прихожанка, но другу своему я недавно после очередного пожелания: «Удачи!» — евангельский эпизод рассказал, когда рыбаки-апостолы всю ночь тщетно в море трудились, но стоило им по слову Христа сеть закинуть, то «поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лук.5:6).
Благословения на то, чтобы его жизненные сети пустыми не были, друг пока не просит, но форма прощания у нас все же изменилась.
И слава Богу!
Читайте также:
Рецепт православного успеха: семья, профессия, Церковь
Успех в мирской карьере – это не зло