За неосуждением скрывается страх
— Можем ли мы сказать ближним «живи как хочешь»?
— Господь говорит пророку Иезекиилю (Иез. 3, 18): «Когда Я скажу беззаконнику: “смертью умрешь!”, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих».
Таким образом мы видим, что мы не свободны от наших ближних. Мы не можем сказать им: «Живи как хочешь. Я тебя не осуждаю». Какая разница грешнику, если мы простим ему даже те согрешения, которые были совершены по отношению к нам. Это будет иметь значение только для нас. Господь обязательно взыщет даже то, что мы простили. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам» — говорит Господь.
— Получается, что мы обязаны оценивать не только свои поступки, но и наших ближних? Мало того, эту оценку нужно как-то показать?
— Так уж устроил Господь, что любой человек, будь то грешник или праведник, живет верою. Но для того, чтобы правильно веровать, нужны правильные знания, а не мнения прекраснодушной интуиции. Очень плохо, когда такая серьезная задача, как вера в Бога, складывается в легкомысленной атмосфере. Я думаю, что только легкомысленность может запутать человека так, что он перестает различать свой внутренний мир и мир, в котором происходят дела человеческие.
Мир человеческих дел неисправим. Все явления в нем непрозрачны и динамичны. Любое дело имеет как минимум две стороны. Если мы попытаемся расставить в нашей жизни все точки над «е», то у нас ничего не получится.
Мир побежден Христом, но не исправлен. Кто хочет, не увидит еще смерти, а уже увидит Царствие Небесное. Но всем тоже сказано, что в мире скорбны будете. Если бы мир был исцелен через закон, то мы бы смогли исправить все то, что здесь не так.
Мир спасен через веру, через праведность Божию, а не нашу. Поэтому область наших дел требует особого внимания и труда.
Реализуем мы грех обычно глупо и вяло, ввиду нашего всеобщего скудоумия, лени и лукавства. Лень работать. Страх брать на себя ответственность, привычка быть непоследовательными. Трусость, легкомысленность. Это на самом деле то, что скрывается за нашим неосуждением. Самого же неосуждения нет и в помине. Почему же так? А потому, что прощение, неосуждение, любовь, относятся исключительно к внутреннему человеку, и уже потом проявляются в его делах.
О притворной благости и всепрощении
— Однако очень сложно судить о поступках другого человека и не скатиться при этом в тенденциозность, не впасть в грех осуждения. Может, есть какие-то обходные пути или альтернативы?
— Обличение ближнего необходимо, как воздух. Потому что «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притч. 9, 5). Господь обязательно отомстит нам за наше желание духовно прелюбодействовать. Потому что наша притворная благость и всепрощение обычно являются просто элементарной торговлей. Кровавым бизнесом, который отравляет нашу жизнь.
Проблема даже не в том, нужно ли обличать, проблема в том, что такое обличать. Когда мы собираемся это сделать, мы должны обязательно вспомнить, что наш внутренний мир находится в ненормальном состоянии. Наши поступки в большинстве своем бывают звериными, потому что современный человек существует на основе разрозненных стереотипов, которые разными путями попали в его голову. Эти стереотипы необходимо переоценивать по-новому, иначе это коллаж, состоящий из разрозненных картинок, которые не в состоянии сложиться в полноценное видение мира.
Есть еще одна сложность по поводу обличения. И Священное Писание не умолчало о ней: «Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание» (Притч. 9, 7). И Спаситель говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7,6).
Христианин должен любить Свет
— Т.е. обличение далеко не всегда полезно обеим сторонам? Или это настолько тонкий процесс, что доступен лишь избранным?
— Милосердный Господь устроил наш мир именно для нас. Чтобы все могло служить нашей пользе. И если мы согрешаем, на месте нашего греха образуется страсть. Этакий синяк. Или опухоль. В этом проявляется благость Божия. Если бы так не происходило, нам было бы некуда вернуться. А так мы как цепной пес неотступно сидим на своей «блевотине». Именно поэтому я считаю иногда полезным, когда человек осуждает дела ближнего.
Невоспитанность в этом случае играет полезную роль. Такой человек выглядит глупцом перед ближними, становится в тягость самому себе. Исцеление или, точнее, отрезвление случается в результате быстрее.
Такое греховное поведение может оказаться гораздо продуктивнее, чем благодушная лживая поза «неосуждальщика».
Человек набьет себе лоб или получит подзатыльников от ближних, и таким образом может приобрести полезный опыт.
Такому человеку необходимо вернуться внутрь себя. И сделать хорошо там. Не наколдовать и представить, а сделать. А это легко тогда, когда человек знает одно важное правило: «идти туда, где больно». Боль указывает, где травма. И если намерение действительно исцелиться — все получится и принесет радость. Поэтому и обличение ближнего должно служить этой же цели и по той же схеме. Если люди не заключают между собой порочное соглашение молчать о боли, выясняется, что боль гораздо более здоровое переживание, чем глупость и связанная с этим ложь.
Христианин должен любить Свет. Не надо притворяться, что «он режет глаза». За это глупое кокетство придется дорого платить. Спасение человека находится слишком близко. Поэтому нам сложно его найти. Мы выдумываем слишком большие меры и вместилища для нашего спасения. Поэтому и сидим одинокие, как хулиган на могиле. Глупые, загадочные и с важным видом. Чтобы обратить внимание на себя. Человек сложное существо…
«Чтобы человек слушал — нужно его согласие»
— И все-таки что делать христианину, если он видит, что ближний поступает плохо?
— Так уж устроена наша жизнь, что все мы имеем абсолютно ничем не ограниченную свободу.
Вместо привычного нам «надо» Господь дал всем базовые потребности, из которых мы знаем «хочу», и оно нам служит вместо «надо». Все это устроено для того, чтобы мы могли проявить намерение нашего сердца, показать Богу и себе, кто мы на самом деле.
Для того, чтобы человек вас слушал, нужно его согласие, а оно, как известно, есть продукт полного непротивления сторон.
Как этого достичь, я не знаю. Наверное, действительно, молитесь. Что может быть лучше? Только молиться надо двоим: Господу, потому что только Он может решить нерешаемые вопросы, и самому обидчику, по слову Спасителя: «Если согрешит против тебя брат твой — запрети ему, и если покается — прости ему» (Лк. 17, 3).
— А как правильно поступать с людьми, которые всем указывают на их недостатки, режут правду-матку, делают окружающим больно своими словами?
— Всякое деяние исторически конкретно. Кто указывает, когда указывает, кому? Днем, ночью, в темноте, на свету? Без расспроса этого нельзя установить. Иногда такой человек прав. Это случается, если человек действительно хочет быть всегда прав, и каждое его мнение действительно является плодом его напряженной работы. Тогда уместен конструктивный диалог. И это хорошее явление.
Иногда, как в Апостоле: человек «ничего не делает, а суетится», иногда это бывает, когда человек старается хотя бы в чем-то разобраться, но делает это неорганизованно. И вообще, может быть бесконечное количество вариантов, и каждый отдельный случай требует внимательного рассмотрения. К этому нас обязывает любовь. Поскольку любовь есть сила познающая. Любовь заставляет человека пускать в свою душу любое «ядовитое насекомое» и находит ему правильное место в своей душе. И, таким образом, под видом «малых сих» приемлет Самого Христа. (Не путать с «пускает в свою жизнь».) Мир внутренний и мир внешний связаны между собой, но их нужно различать.