«У вас плохие анализы»
Мошенники звонят вам от имени главного врача вашей поликлиники, сообщают о якобы плохих анализах. Вас уверяют, что нужно лечиться срочно!
Сразу же поступает звонок от другого «врача». Он говорит, что возможность вылечиться есть, существует лекарство и оно даже есть в наличии. Но надо заплатить. Разговор строится так, чтобы у вас не было времени подумать и принять взвешенное решение. Вас побуждают перечислить деньги как можно быстрее.
Если вам сообщили по телефону о плохих анализах, прекращайте телефонный разговор. Сами позвоните в поликлинику, в которой вы лечитесь, уточните, готовы ли результаты, получите их лично.
«Вы обновляли приложение банка?»
Знаете функцию трансляции экрана при видеозвонке в мессенджерах? С ее помощью теперь могут украсть ваши деньги.
Сначала мошенники создают фейковый аккаунт с логотипом банка. С этого аккаунта вам звонят с вопросом, обновляли ли вы банковское мобильное приложение. Если вы отвечаете «нет», то собеседник предлагает «дождаться звонка от профильного специалиста».
Затем вам звонят по видеосвязи — якобы «для идентификации клиента по биометрии», просят включить режим демонстрации экрана и открыть банковское приложение. Так мошенники видят номера карт, суммы на счетах и коды в СМС от банка. С этой информацией они похитят деньги за считанные минуты.
Если вам предлагают по телефону обновить приложение банка, не соглашайтесь. Сделайте это в отделении вашего банка, обратившись туда лично. Сотрудники вам помогут, это их работа.
«Спасите ваши деньги»
Вам звонят и сообщают, что ваши деньги вот-вот похитят мошенники. Чтобы этого избежать, нужно добраться до банкомата и ввести последовательность цифр — вывести ваши средства на «безопасный счет» (нет, на чужую карту или счет, привязанный к номеру телефона!). Иногда мошенники даже сами вызывают такси, чтобы человек не успел опомниться и перевел им все, что у него есть.
Если вам позвонили и сказали, что ваши деньги под угрозой, немедленно положите трубку, не продолжайте разговор.
Обратитесь лично в отделение вашего банка, проконсультируйтесь с его специалистами.
Звонок руководителя
Итак, вам написал начальник… Что может пойти не так? Мошенники часто представляются теми, кого мы хорошо знаем. Например, взламывают их аккаунты и отправляют сообщения от их имени, чтобы получить нужную информацию.
Например, вам приходит сообщение в социальной сети, мессенджере или по электронной почте якобы от вашего руководителя. «Данные сотрудников компании похитили хакеры, нужно срочно перевести деньги на безопасный счет». Аккаунт выглядит максимально достоверно, содержит реальные данные, а собеседник обращается к вам так, как и всегда — по имени и отчеству.
Что делать в такой ситуации? Поговорить с руководителем лично — созвониться, а еще лучше встретиться. Скорее всего, окажется, что он вам ничего не писал.
«Продлите договор с оператором связи!»
Вам звонит представитель оператора связи и говорит, что нужно приехать в офис и продлить договор. И отмечает, что есть возможность сделать все гораздо быстрее — продиктовать код, который придет по СМС. После этого вам приходит ссылка, по которой нужно пройти, чтобы «все окончательно оформить». Это и есть ловушка!
Так мошенники пытаются получить доступ к Госуслугам. Если им это удается, то меняют в аккаунте номер телефона и пароль, получают доступ ко всем персональным данным, чтобы оформлять кредиты и выводить деньги с банковских карт.
Как общаться с «представителем оператора связи»? Прекращать разговор, звонить оператору по номеру горячей линии или связываться с ним через официальное приложение. Возможно, договор продлять и не нужно.
Фото: freepik.com