Точки кипения по всей видимости достигли отношения между Святой Горой Афон и правительством Греческой республики

В течение последних месяцев контакты между Священным Кинотом (управляющим органом) Афона и греческими правительственными чиновниками не только были практически заморожены, но и вступили в стадию опасной поляризации.

Последняя попытка наладить взаимопонимание между Святой Горой и правительством Греции была предпринята в апреле 2013 года. Тогда афонские монахи посетили резиденцию премьер-министра Греции Антониса Самараса и провели переговоры с чиновниками высокого ранга.

Делегация Святой Горы Афон состояла из представителей пяти монастырей: игумена монастыря Симонопетра Елисея, игумена обители Дионисиат Петра, иеромонаха Никодима из Великой Лавры, Монаха Никодима (монастырь Святого Павла) и иеромонаха Фотия (обитель Григориат). Греческое правительство на переговорах было представлено премьер-министром Антонисом Самарасом, заместителем министра иностранных дел К. Циарасом и вице-министром финансов Мавраганисом. Кроме того, на встрече присутствовал гражданский губернатор Афона А. Касмироглу. Официально главной темой переговоров стало обсуждение участие правительства Греции в праздновании столетия со дня вхождения Афона в состав Греции (которое состоится в октябре 2013 года). Однако на самом деле главным предметом переговоров были экономические проблемы (в том числе, налогообложение афонских монастырей) и сохранение культурного наследия Святой Горы Афон. Об итогах переговоров объявлено не было, но судя по тому, что отношения между Священным Кинотом и Правительством Греции были после этого практически заморожены, стороны не достигли компромиссов по обсуждаемым вопросам.

Журналист новостного портала amen.gr Антонис Триандафилидис сообщает, что «в дискуссиях между членами Священного Кинота в последнее время всё чаще звучит интенсивная критика греческого правительства (в том числе и самого премьер-министра Антониса Самараса)»1. По его словам, многие монахи напрямую говорят о том, что греческое государство не заинтересовано в развитии отношений со Святой Горой.

В интервью amen.gr член Священного Кинота так охарактеризовал позицию премьер-министра Греции: «Первоначально Антонис Самарас проявил особый интерес к Святой Горе, её многогранному духовному и культурному вкладу в жизнь современного общества. Но потом его отношение к Афону полностью изменилось (по каким причинам — до сих пор неясно)».

Некоторые аналитики в Греции отмечают, что изменение политики греческого правительства по отношению к Афону произошло отнюдь не по инициативе греческих чиновников. Дело в том, что опутанная долговыми обязательствами Греция фактически управляется Тройкой международных кредиторов (Еврокомиссией, Европейским центробанком и Международным Валютным Фондом). Именно под внешним давлением принимаются многие решения греческого правительства (в том числе и в отношении Святой Горы Афон).

Обострение в отношениях между Афоном и правительством Греции возможно приведёт к тому, что приглашение на торжества по случаю 100-летия со дня вхождения Святой Горы в состав Греции не получит премьер-министр Антонис Самарас.

Антонис Самарас

Антонис Самарас

В центре полемики между Священным Кинотом и правительственными чиновниками по-прежнему остаются два вопроса: налогообложение афонских монастырей и судьба центра по сохранению афонского наследия.

Вопрос налогообложения афонских монастырей

Причиной конфликта стало принятое в 2012 году правительством Греции новое налоговое законодательство. Cреди прочего оно предусматривает налогообложение подворий афонских монастырей (находящихся за пределами Святой Горы на территории Греции).

Стоимость этих активов оценивается в несколько миллионов евро, а значит выплата налогов за недвижимое имущество ляжет тяжёлым бременем на плечи братии афонских монастырей.

По словам журналиста Антониса Триандафилидиса, святогорские монахи утверждают, «что накануне принятия нового налогового законодательства им были предоставлены гарантии (в том числе от чиновников самого высокого ранга), что в отношении недвижимого имущества афонских монастырей правительство проявит особую заботу [и не обложит их высокими налоговыми ставками]. Однако их ожидания были обмануты».

Насельник одного из афонских монастырей в интервью amen.gr подчеркнул2, что «недвижимое имущество афонских обителей за пределами Афона является основным источником финансирования не только работ по реставрации монастырей и сохранению реликвий, но и даёт возможность ежегодно принимать тысячи паломников. Афон не курорт и не отель, но мы не можем не дать пищу и кров для посещающих Святую Гору паломников».

Вопрос о налоогооблажении афонских монастырей стал предметом обсуждения внеочередного собрания игуменов и представителей 20 афонских монастырей, состоявшегося 14 мая 2012 года. С тех пор позиция Святой Горы не изменилась и мы приведём некоторые выдержки из этого документа:

«Афон – это единый духовный организм, связанный тысячелетним неразрывным единством. Ктиторы святых афонских обителей наделили их земельными угодьями за пределами Святой Афонской Горы, чтобы она могла выжить и выполнить свою историческую и духовную миссию… Святая Гора с самопожертвованием помогала грекам в критические моменты их истории и участвовала в их борьбе за национальное возрождение. Святогорцы жертвовали людьми и бесценными реликвиями, помогали не только духовно, но и материально. В частности, в 1924 году Святая Гора Афон передала около 1200000 стремм3 сельскохозяйственных угодий для оказания помощи беженцам, изгнанным с родных земель в результате Малоазийской катастрофы»4… После освобождения Святой Горы от османского владычества греческое правительство по достоинству оценило значение Афона и признало его исторически сложившееся самоуправление в особой статье греческой Конституции и специальном заявлении, обращенном к Европейскому Союзу. Все эти правовые документы предусматривают сохранение особого режима налогообложения афонских земель».

Спор вокруг «Центра по сохранению афонского наследия» (КЕДАК)

Последний эпизод, вызвавший недовольство в среде афонских монахов, связан с закрытием КЕДАК (Центра по сохранению святогорского наследия) – специализированного государственного органа, ответственного за все реставрационные работы в афонских монастырях.

В данный момент правительство готовит законопроект, который предусматривает упразднение КЕДАКа как юридического лица публичного права и создание новой простой службы в подчинении министерства Македонии-Фракии, в ведении которой будет находиться проведение работ на Святой Горе Афон.

Двадцать представителей и предстоятелей афонских монастырей направили специальное послание премьер-министру Греции Антонису Самарасу, в котором попросили не только не ликвидировать КЕДАК, но, напротив, усилить его новыми кадрами.

Афонские монахи утверждают, что решение правительства о возможном закрытии КЕДАК неизбежно будет иметь негативные последствия для сохранения афонских монастырей и хранящихся в них реликвий.

Тасос Михаилидис специально для «Святой Горы Афон» (agionoros.ru)


1 http://www.zoiforos.gr/index.php?option=com_k2&view=item&id=9829:sto-nadir-oi-sxeseis-agiou-orous-kyvernisis&Itemid=241

2 http://www.amen.gr/?op=article&id=15296

3 Стремма – мера площади, равная 1000 кв.м.

4 Малоазийская катастрофа — геноцид и изгнание греческого населения из Малой Азии, учинённый турецким правительством в 1922 году.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.