Как и многие из его прихожан, отец Ричард Петранек пришел в Православие после многолетнего духовного поиска. Прослужив тридцать лет в качестве священника в епископальной церкви, Петранек перешел в Антиохийскую православную церковь. Сейчас он возглавляет молодой, но растущий приход на западной окраине Хьюстона, который состоит по большей части из новообращенных.

«Многие приходят к нам, потому что хотят постоянства», – говорит он. «Мы учим людей тому же, чему учила Православная церковь пятьсот, тысячу и полторы тысячи лет назад». В то время как большая часть христианских церквей Америки теряет своих прихожан, число членов Восточной Православной церкви растет, как в самом Хьюстоне, так и на всей территории США.

Однако их количество не так велико. Согласно переписи православного населения Америки 2010 г. в Хьюстоне насчитывается около 32 000 постоянных прихожан и чуть больше миллиона по всей стране. При этом количество православных приходов в США за последние десять лет увеличилось на 16%.

В Хьюстоне и его пригородах наблюдается резкий рост числа православных, чему способствуют притоки мигрантов из Восточной Европы, Ближнего Востока и других регионов, а так же большое число новообращенных. К Православным церквям помимо прочих относятся Греческая, Антиохийская, Русская и Американская православная церковь в Америке.

«Нас потрясло, что эта церковь все еще существовала, и ее учение сохранилось в неизменном виде », – говорят Лана Джобе и ее муж Ллойд, которые четыре года назад ушли из баптистской церкви, и присоединились к приходу отца Ричарда Петранека. «Для нас это стало решающим фактором».

Упор на традицию

Для сторонних наблюдателей архитектура – подсказка, по которой они могут отличить православный храм. Большинство церквей построено в неовизантийском стиле, с золотыми куполами и различными узорами, и резко выделяются на фоне блестящих небоскребов, торговых центров и пригородных домов в стиле ранчо.

Традиции меняются от прихода к приходу, но в основном молящиеся проводят всю службу стоя. Священник обращен лицом к престолу, спиной к народу. Во время службы люди крестятся, целуют иконы с изображением Христа и святых, чашу с Причастием, а иногда и священнические облачения.

«Для людей из нетрадиционных церквей все это кажется очень странным», – говорит отец Джон Салем, священник антиохийской церкви Святого Георгия в Западном университете. «Если у вас не было литургического опыта, для вас это будет шоком». Но для новообращенных традиции составляют особую привлекательность Православия.

«Люди устали от смеси богослужения и поп-концерта», – считает писатель Фрэнк Шеффер, перешедший в Православие двадцать лет назад из евангелической церкви, в которой воспитывался с детства. «Они устали от богослужений, которые больше напоминают MTV или канал Disney, чем то, что уходит корнями в далекое прошлое», – говорит Шеффер, сын христианского богослова Френсиса Шеффера и автор многих книг, в числе которых «Dancing alone: The Quest for Orthodox Faith in the Age of False Religion» («Танец в одиночестве: в поисках Православной веры в век ложных религий») и «Patience with God: Faith for People Who Don’t like Religion (or Atheism) » («Терпение в Боге: вера для тех, кто не любит религию (или атеизм»).

«В Православии, человек приходит в церковь не к священнику, а на литургию». Лана Джобе добавляет: «Сегодня церкви не могут сойтись во мнении по ряду богословских вопросов. В той же баптистской церкви есть южные и техасские баптисты. У них есть разногласия по толкованию Библии, вопросу непогрешимости и отношению к гомосексуализму. Проблемы появляются одна за другой, и церковь решает их голосованием. Нам же не нужно голосовать. Все было установлено еще в самом начале».

Духовное исцеление

Бен и Конни Харрисон всю жизнь были членами епископальной церкви. После того как в 2004 г. их церковь оказалась на грани раскола из-за рукоположения гомосексуалиста в сан епископа, супруги начали искать для себя что-то новое. По словам Бена Харрисона, узнав о Православии, они поняли, что для них «это будет шагом вперед. Мы чувствовали, что не ошибемся, если пойдем в древнейшую христианскую церковь». Своим ростом Православие в Америке обязано в первую очередь новообращенным, которые составляют более половины всех членов в некоторых общинах.

Однако, по словам Алексея Криндача, исследователя и консультанта при Постоянной конференции канонических епископов в Америке, большую роль в этом процессе играет иммиграция и тот факт, что дети мигрантов, воспитанные в Православии, как правило, не меняют своей веры в течение жизни, в отличие от детей, воспитанных в других церквях.

Отец Джон Уайтфорд, священник в Церкви святого Ионы в г. Спринге, говорит, что новообращенные составляют половину его прихода. Сам Уайтфорд перешел в Православие после встречи с православным священником в то время, когда он готовился стать пастором в Церкви Назарянина. Большинство новых членов приходит из евангелических церквей, в которых они разочаровываются. «Все, чему учит эта церковь, придумано совсем недавно», – говорит Уайтфорд об одной из евангелических церквей. «Это чувство оторванности оставляет людей неудовлетворенными».

Хотя, конечно, далеко не все согласятся с ним. Такие мегацеркви, как «Церковь Лейквуда» и «Братство Вудлэндс», с помощью высокотехнологичных проповедей и изощренных музыкальных богослужений привлекают все больше новых членов. В евангелических церквях наблюдается самый активный рост числа прихожан по сравнению с другими деноминациями. Но, по словам отца Джона Салема, Православная церковь с ее обрядами, иконами и таинствами предлагает духовное исцеление тем, кто его ищет.

«Красота  церкви тоже играет роль», – говорит он. «Человек впервые заходит в храм и говорит: «Wow!».

Данные исторической переписи православных в Америке

 Перевод из HOUSTON CHRONICLE: Евгений Ким, специально для портала «Правмир«

Американский журналист Род Дриэр

Мы с женой поняли, что происходит: мы стали влюбляться в православие. Несколько раз мы делали, скажем так, остановку, чтобы проверить себя. Но каждый раз не могли найти причин, чтобы покинуть это место, где мы имели общение с Самим Христом, где мы учились служить ему, куда мы вернулись из духовной пустыни…

 Православная монашеская обитель среди пустынных холмов Аризоны

Однажды в воскресной школе при греческом Успенском соборе города Денвера я услышал о монастыре, основанном афонским старцем архимандритом Ефремом. Рассказывали, что как-то раз, проезжая со своими спутниками по пустынным районам Аризоны, он попросил остановить машину в совершенно безлюдном месте. Вышел и как будто прислушался. «Слышите, — спросил он через какое-то время, — монахи поют?» Никто ничего не слышал. «Монастырь будет здесь»

Отец Фома Диц: путь из немецкого католичества в русское православие

Отец Фома Диц (Foma Diez) поистине удивительный человек с очень необычной судьбой. Каждый прихожанин обязательно спрашивает об отце диаконе – человеке с красивейшим голосом, прекрасным слухом и чуть заметным акцентом, который кому-то кажется похожим на греческий, кому-то на сербский.

Протестантский пастор из США Джон Фентон принял православие

Лютеранский пастор Джон Фентон, бывший пастор евангелически-лютеранской церкви «Сион» в Детройте, перешел в православие. В письме письме к бывшим единоверцам он так объяснил причины своего решения

 

Люди забыли, что в Церкви есть красота

На торжествах, посвященных 10-летию возрождения Белгородской Православной Духовной семинарии, среди гостей был также Максимус Урбанович, православный миссионер из Соединенных Штатов Америки. Максимус в прошлом англиканский священник, а теперь истовый проповедник Православия. Со своими проповедями он уже посетил множество стран и континентов

Я видел мусульман, которые больше жаждали слышать о Христе, чем многие христиане

Священник Максим Урбанович родился в 1963 году в пригороде Питтсбурга, штат Пенсильвания.Был рукоположен во диакона, а затем пастора англиканской (епископальной) церкви. Общаясь с представителями разных христианских деноминаций, Максим углубился в изучение литургической церковной традиции, а также учения о таинствах. Так он познакомился с учением Православной Церкви. После нескольких поездок в Белоруссию в 2001-2004 годах Максим принял решение перейти в Православие.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.