Актуальные художники скачут без штанов, православные активисты срывают майки — скандал хорошо работает как средство привлечения внимания. Только вот возможно ли христианам прибегать к такому средству?

Христиане призваны быть солью, светом, закваской — теми, кто меняют окружающую их культуру. Но неизбежно и обратное влияние — мира на Церковь, внешних на христиан. Апостол говорит о том, что “наше жительство — на небесах”, мы странники и пришельцы в этом мире. Но любые странники и пришельцы сталкиваются с перспективой ассимиляции — они рискуют забыть свой язык и обычаи, забыть, что они вообще не отсюда, и полностью перенять образ жизни того мира, в котором они оказались.

"Православный активист" с сорванной с человека футболкой с символикой Pussy Riot

"Православный активист" с сорванной с человека футболкой с символикой Pussy Riot

Чаще всего это не является результатом сознательного выбора — как эмигранты в чужой стране сначала начинают добавлять в свою речь все больше чужих слов, смешно коверкая их по правилам родной грамматики, а потом приходят к естественному выводу, что проще полностью перейти на язык страны пребывания.

Верующим людям легко перенять некоторые особенности мира, его язык и жесты — в том числе такие, которые перенимать никоим образом не нужно. Они не просто бесполезны — они абсолютно негодны; есть языки, на которые Евангелие не переводится. Я как-то слышал человека, который пытался изложить Благую Весть воровским жаргоном — он обращался к соответствующей аудитории. Получалось, на мой взгляд, неважно. А вот матом изложить Евангелие невозможно — он для этого не годится абсолютно. Так не годятся и некоторые мирские приемы привлечения внимания. Мир охотно подхватывает скандалы — но вы не можете проповедовать Евангелие на языке скандала.

Мир масс-медиа обвиняли в скандальности задолго до появления интернета. Интернет бесконечно усилил эту тенденцию. Любой человек может забросить любую информацию во всемирную паутину. Он может вывесить свои фотографии, видеозаписи, он может поделиться своими мыслями — вот я, обратите на меня внимание! Вспомните — я существую! Потребность обратить на себя внимание может выглядеть болезненной — но самом деле мы все нуждаемся во внимании. Мы нуждаемся в том, чтобы другие люди признавали — да, мы существуем. Да, мы имеем значение. С тех пор, как мы отвернулись от взгляда Бога, нам хочется компенсировать это какими-то другими взглядами — хотя бы множеством просмотров на ютюбе. С другой стороны — известность, с некоторым основанием — видится как путь к процветанию.

И любой человек знает, что лучший способ привлечь к себе взгляды — это скандал. Масс-медиа — особенно определенного рода — обожают скандалы. Паппараци застали известную певицу вдребезги пьяной! Принца Гарри засняли в новом платье короля! Известный политик напился, ругался, сломал деревцо! Две телеведущие вцепились друг другу в парики! Православные активисты сорвали майку со сторонника [удалено цензурой]! Православные активисты со съемочной группой НТВ явились на спектакль в поддержку [удалено цензурой]! Современный художник снялся без штанов и в балаклаве в знак протеста! В Цюрихе протестующая молодежь вывесила огромный транспарант с матюгами с башни собора!

Входя в эту область показных безобразий, православные конкурируют с принцем без штанов и актуальным художником — который тоже без штанов, но зато в балаклаве, встраиваются в тот же ряд скандалистов, ищущих внимания. Что же, как средство привлечения внимания это работает — люди, которые почти ничего не знают о Христе и Святой Его Церкви, знают, что православные — это такие молодые люди, которые сдирают с людей майки.

Дмитрий Энтео и его друзья превратились в сетевых примадонн, подвиги Энтео у всех на устах. Человек, определенно, прославил свое имя. Еще какое-то время он будет знаменит — пока бедный принц Гарри не попадется на каких-нибудь еще молодецких развлечениях, актуальные художники не ухудожат еще чего-нибудь, кто-нибудь завизжит громче всех, или учинит какое-нибудь еще большее безобразие.

Но прославил ли он этим Господа? Ученики Христа — это те, кто срывают с людей майки? Он именно это заповедал делать? Вот чему, оказывается, учат в Святой Православной Церкви? Тогда зачем же вообще нужна Церковь — людям вполне удавалось (и удается) скандалить и хулиганить совершенно без ее помощи. Одни скачут голыми и в балаклавах в поддержку геройских пусь, другие сдирают с прохожих неприличные майки в борьбе за Святую Русь. Разница только в том, что актуальные художники обнажаются сами, а не сдирают одежду с других.

Будет ли детям и внукам Дмитрия — более того, будет ли ему самому через некоторое время — радостно знать, что он бегал по Москве и сдирал с других безобразников майки, и что в интернете эти подвиги запечатлены навеки? Возможно, в будущем это явится источником спасительного смирения; но хотелось бы, что это будущее настало поскорее.

Скандал — это не та атмосфера, в которой можно проповедовать. Более того, это именно та атмосфера, которая создается для того, чтобы сделать невозможным любой серьезный разговор. Обратись принц Гарри с самой проникновенной проповедью — ее сочтут за комический скетч, она будет воспринята как повод для веселого смеха.

Я не знаю, сколько людей Дмитрий обратил своей проповедью — Бог иногда творит чудеса в самых неожиданных местах. Но я боюсь, что он сам обратился: воспринял правила и принципы внешнего мира, где главное средство привлечь внимание — это скандал, а успех измеряется в количестве просмотров на ютюбе.

Надо признать, что имеет место обратная миссия — не Церковь меняет мир, а мирская культура скандала проникает в Церковь. И надо понять, что это неправильно. Христианин не ищет просмотров на ютюбе — он ищет послужить Богу. Да, хорошими делами прославиться нельзя. Православные люди, которые усердно исполняют свой долг, возводят храмы, помогают нуждающимся, научают интересующихся основам веры, кротко беседуют с заблуждающимися, являют миру образ Христа — редко попадают в новости, а их ролики на ютюбе собирают мало просмотров. Людям бывает интереснее посмотреть на непристойности и безобразия. Только вот никому в голову не придет искать у безобразников ответов на последние вопросы жизни и смерти.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.