Образ Бога – в каждом человеке
День рождения в Вечность
С первых христианских, катакомбных времен, еще до утверждения на седьмом Вселенском соборе догмата об иконопочитании в Церкви жила жажда святого образа. Не только образа Спасителя, образа Божьей Матери, но и образа людей, живших рядом, на которых почил Святой Дух. Христиане знали, видели, что мученики, отдавшие за Христа свои жизни, стали обителью Благодати, стали Богоносцами. Вслед за апостолом Павлом, утверждавшим, что для него «…жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1.21), и другие христиане отдавали за Христа свои жизни. Как говорил третий епископ Антиохийский, священномученик Игнатий, прозванный Богоносцем: «Я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Так же мог сказать каждый мученик и исповедник за Христа. Каждая смерть мученика становилась победой, днем рождения в новую жизнь.
Мартиролог – новое измерение времени
Первые христиане, отмечая в римских календах дни мученической кончины святых, дни победы жизни над смертью, создавали новые календари — мартирологи, «мученикословия», а вслед за тем начали создавать и образы тех, кто были свидетелями и мучениками за Христа, собирая воедино знание об их жизни, об их подвиге, об их облике. Членам первых христианских общин хотелось больше узнать и больше передать самое для них важное, самое ценное новым поколениям христиан не только в текстах, не только в устных воспоминаниях, но и через образы. Не только о собственном поколении думали, но и заботились о том, чтобы память о людях, преданных Богу до конца, вслед за Христом победивших смертию смерть сохранялась народами и в будущем.
Тогда начали создаваться первые иконы, на которых святые изображались или в молении, или вместе со Спасителем, или портретно — лик, поясное или ростовое изображение. Важно подчеркнуть, что это были не просто посмертные изображения людей, как египетские Фаюмские портреты, рожденные, впрочем, исканием правды о жизни после смерти. Церковью создавались иконы тех людей, которые в жизни своей стали носителями Духа Святого, которые жили со Христом и во Христе.
Отобразившие Христа
Первых мучеников и подвижников чтили их современники, и передали это почитание в века. В течение всех двух тысяч лет жизни Церкви создаются иконы святых, запечатлевая их житие, их облик, их образ для назидания новых поколений. Через образы этих людей проявляется образ Христа. Своим обликом, житием, изречениями из творений, но и своим взглядом образ святого воздействуют на нас, открывая правду о сокрытой глубинной жизни в Боге. Не только он сам беседует с нами, призывает к молитве, но и Христос через святого снова и снова открывает перед молящимся евангельскую весть о Вечной жизни. Вот что самое главное в почитании икон святых, потому что через них, через их общение, соединение со Христом и нам передается благодать Духа Святого.
Это понимание раскрывается и в чинопоследовании освящения иконы единого или многих святых. Вот смотрите что сказано в этой молитве: «Господи, Боже наш, человека по образу и по подобию Своему создавый, преслушанием же первозданнаго, растленну бывшу, вочеловечением Христа Твоего, иже зрак раба приим, который стал подобный нам человекам. Образом обрелся как человек. И образ этот обновив в первое достояние Твоих времен. В то достояние, в котором первозданный Адам пребывал. Их изображение мы, благочестно чтуще, Твой образ и подобие Твое чтим». То есть, почитая изображение святого, на самом деле чтим в нем образ и подобие Бога. «Их изображение мы, благочестно чтуще, Твой образ и подобие Твое чтим, Тебя яко образного чтим и славим». То есть, прежде всего, чтим и славим Тебя, как Первообраз, а вслед за тем и тех, в ком Ты изобразился.
Толпа или сонм образов?
На иконе Всех святых мы видим выполненное в миниатюрной манере письма множество образов ликов святых их. Людей на иконе и сосчитать трудно, тем более — разглядеть. Но мы помним и верим, что каждый из них посвятил свою жизнь Богу, каждый из них соединился со Христом, уподобился Ему, стяжав своим подвигом, своей жизнью благодать Духа Святого. И, прикладываясь к этой иконе, важно осознавать и помнить о том, как провели свою жизнь эти люди, каждый из которых – уникальная личность, которая смогла воплотить в своей жизни волю Божию о себе. Вот почему в иконах недопустима никакая схематичность. На древних образах, даже самых миниатюрных, например, в Синайских минологах, мы видим не условный знак с подписью, а образ конкретного человека с его неповторимым обликом, с его неповторимой душой. Даже на многофигурных иконах, где мы видим множество святых, каждый человек неповторим и уникален.
Иногда на улице или даже стоя в храме за богослужением, мы видим, к сожалению, лишь толпу людей. Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый из тех, кто стоит рядом с нами, — это тоже икона Божья, создание, сотворенное по образу и подобию Божию. Вот в чем связь наших сообществ с иконой Всех святых. Каждый человек призван к святости, к соединению со Христом, к обожению. И на каждом из нас — пусть в малом залоге, пусть в малой частице — Дух Святой стремится почивать, войти в нас и стать нашей жизнью, нашим дыханием. И как важно открыть перед Ним путь в наши души, в наши сердца, дать Ему эту возможность, чтобы семя веры прорастало в нас, чтобы огонь разгорался. Как сказал Спаситель: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12.49). Это Его слова об огне Духа Святого.
Как важно видеть, что не толпа перед нами, а люди, которые призваны стать иконами Божьими. И это касается не только тех, кто сейчас рядом с нами в церкви, в семье, но людей, которых мы видим на улицах, площадях, в деревнях, селах — повсюду творение Божье. День воспоминания Всех святых объединяет всю вселенную, так же, как день сошествия Святого Духа. Неделя Всех святых – это продолжение праздника Пятидесятницы, плоды действия Духа святого на земле.