Об образе Божием в больном и сюрпризах в Вечной Жизни (+Видео)
Наделены ли умственно неполноценные люди образом Божиим? Если да, то как его в них разглядеть? Размышляет священник Димитрий Агеев.
Современные люди все чаще задают себе вопрос: «Как же так происходит? Почему Господь посылает этих людей нам навстречу? Как же увидеть в них образ Божий и подобие?». Мне кажется, что этот важный вопрос, который задает себе человек, является одновременно и началом ответа.
Потому что даже у самого закоренелого атеиста закрадывается сомнение. Ум и сердце говорят: «Что-то здесь не так. Не совсем все просто и понятно, почему же так происходит? Почему все эти вещи нельзя объяснить с точки зрения обычной человеческой логики?». Наша человеческая логика, наше человеческое представление о справедливости, о правде, о какой-то целесообразности полностью разбивается после встречи с этими людьми.
Наверное, те из нас, кто застал в своей жизни советский период, помнит о том, что в советские годы очень мало говорилось о больных детях, очень мало показывалось больных людей, и порой создавалось впечатление, что этих людей нет в нашей жизни. Но, в то же время, совершенно очевидно, что для их спасения и помощи делалось гораздо больше, чем делается сейчас. Нынче же, картина, можно сказать, диаметрально противоположная.
О больных очень много говорится, их очень часто показывают по телевизору, мы прекрасно знаем об их трудностях, хорошо осведомлены о проблемах, стоящих перед государством, перед этими людьми, перед их родителями и близкими. Но, в тоже время, делается гораздо меньше, чем делалось в советские годы.
И получается, что советское общество в каком-то смысле было намного гуманнее и человечнее, чем наше современное общество, которое очень часто называет себя христианским. Если мы стали христианами, если мы воцерковились, и при этом поступаем в сто раз хуже, чем поступали люди, которые не были христианами, то значит, что в нас что-то не так. Что-то мы не так восприняли в христианстве, мы не так его поняли. Потому что невозможно такое жестокое отношение к человеку, к больным детям, которое мы видим в современном обществе.
Христианство и человечность измеряется не количеством людей, пошедших на те или иные митинги, не тоннами сгоревших свечей, а, прежде всего, отношением к человеку, отношением к больным детям. Мне кажется, что больные дети, которых мы встречаем в своей жизни, посланы нам Богом, чтобы достучаться до наших сердец. Великий русский философ Бердяев говорил: «Человек бесчеловечен, а Бог человечен». Это как раз проявление человечности Бога, который посылает нам такие встречи для того, чтобы, глядя на больных людей в нас пробудился образ Божий, который очень часто бывает помутнен и бывает невидим.
Образ Божий в этих людях, порой для кого-то невидимый, открывается в том, что сердце наше ёкает и начинает учащенно биться. Потому что в душе происходят какие-то странные волнения и метания, какая-то боль, неспокойность. Это как раз есть пробуждение в нас образа Божия при встрече с таким человеком. Потому что сердце наше реагирует на Бога, потому что Бог встречается с нами в глазах этого человека, в его поступках, в каких-то его движениях, для нас совершенно необъяснимых и непонятных. Это Бог говорит с нами через этого человека. Господь всякий раз отвечает на все наши вопрошания через человека.
Еще раз повторюсь, что эти люди на Земле посланы Богом для того, чтобы в нас не помутился Образ Божий. Очень важно это понять, очень важно раскрыть сердце для встречи с Богом. Очень важно посвятить хотя бы немножко, часть своего времени этим людям. Им очень нужно наше внимание.
Оказывается, что мы часто бываем неспособными уделить внимание больному ребенку, больному человеку. Почему? Потому что мы готовы оказывать внимание тому, от кого мы взамен получаем какой-то комфорт. Мы можем провести час — полтора с обычным ребенком, занимаясь с ним, улыбаясь ему, потому что в ответ он нам улыбается. Мы отходим от него спустя час, пусть и уставшие, но удовлетворенные, получившие какой-то обратный поток радости, энергии. По нашим человеческим меркам — равноценный обмен. Но очень сложно отдавать, ничего не ожидая взамен.
Я не хочу сказать, что это ноша — общение с больными людьми и помощь больным людям под силу каждому. Это очень сложно, я знаю на собственном опыте. Так получилось, что небольшая группа молодежи из нашего храма на протяжении уже нескольких лет посещает один из психоневрологических интернатов города Москвы и занимается общением и посильной помощью больным людям. Я несколько раз был на этих встречах, на этих занятиях и прекрасно отдаю себе отчет, что это не просто тяжело, это безумно тяжело! Наверное, не каждый может это сделать и не каждый должен. Потому что нужно соизмерять собственные силы и понимать, что порой ты можешь навредить.
Отвечая на вопрос, как относится к детям «маугли», которые в силу тех или иных обстоятельств оказались оторванными от общества и воспитывались в среде животных. Такие случаи бывают в Индии, и, возвращаясь назад в человеческое общество, они оказываются неспособными жить, общаться, социализироваться, и очень трудно другим людям видеть в них образ Божий, потому что в своем поведении они очень мало похожи на людей.
Я считаю, что гораздо чаще в своей жизни мы можем встретить человека, выросшего среди людей, ходящего на двух ногах и обучающегося в университете, у которого человечности осталось гораздо меньше, чем у детей «маугли». Это гораздо более страшная проблема. Кажется, нужно задаваться вопросом, как же нам социализировать таких людей, которые в своем поведении, получив все достаточное и нужное для того, чтобы стать настоящим человеком, им не стали.
Мы не можем ответить на вопрос, почему Господь посылает те или иные обстоятельства каждому человеку. Почему человек погружается в какую-то скорбь, а другой человек получает все то потребное, по человеческим меркам, все нормальное и необходимое для человеческой жизни. Я думаю, что таков промысел Божий о каждом из нас на этой земле.
Господь благословляет всякую жизнь. Встречаясь с таким ребенком «маугли», нам нужно, прежде всего, думать не о том как же его социализировать, как его посадить за стол и научить его читать газету «Известия», смотреть телевизор и пользоваться Интернетом. Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ему было в этой жизни комфортно и хорошо, чтобы ему было радостно и спокойно — это будет настоящая жизнь. Потому что наши представления о нормальности, о цивилизации и человечности очень сильно извращены.
Мы любим рассуждать о нормальности, о человечности, о справедливости, о правде, забывая о том, что все это наши человеческие представления об этих понятиях и качествах. Мне кажется, что нужно просто любить каждого человека, в независимости от того, в каких обстоятельствах он оказался. Просто нужно постараться его полюбить так, как нас любят другие люди.
Я думаю, что в глазах некоторых людей каждый из нас порой выглядит и как Маугли, и еще более странным человеком. Однако находятся люди, которые нас любят. Быть может, это нас спасает от скатывания в то состояние, которое будет отпугивать других людей. Важно полюбить того другого, которого ты встречаешь на своем пути.
Что противопоставить атеистам, как им ответить, когда они нас вопрошают: «Где же Образ Божий в детях, лишенных разума?». Мой ответ на это таков — ничего атеистам противопоставлять не нужно. Не нужно им ничего отвечать, как вообще никогда не нужно ни перед кем оправдываться и тратить свою жизнь на какие-то доказательства, не способные ничего изменить. Хотя бы десятую часть той энергии, которую в жизни мы тратим на споры и убеждение других людей, нужно потратить просто на то, чтобы подарить этим людям любовь. Это будет самым главным доказательством.
Еще лучше, если мы будем дарить эту любовь, не желая что-либо доказать, а просто потому, что мы не можем поступать иначе. Просто потому, что мы люди, а люди поступают именно так. Христианин не может поступать иначе, христианин поступает так же, как Христос. Не потому, что он что-то получит в награду, а просто потому, что не может поступать иначе.
Я еще раз повторю, что в этих людях к нам приходит Бог. В больных людях, в больных детях — прежде всего. Господь говорит с нами через них, через их боль, через их печаль, через их глаза, движение рук или головы — к нам обращается Бог. Нужно все забыть и ответить на этот призыв Божий. Пускай атеисты думают, что хотят, пускай мучаются вопросами — не тратьте на это время! К вам пришел Господь. Пожалуйста, все забудьте, все двери закройте, отошлите подальше и поговорите с Богом, ведь это так редко случается. Неизвестно, когда вы в следующий раз встретите Бога.
Я считаю, что то, что в нашей жизни сейчас появилось видимым образом больше больных людей и больных детей, это какой-то знак времени. Не просто так мы сегодня видим нищих на улице, больных людей, обездоленных — это Господь стучится в наше сердце.
Спасутся ли больные люди, которые в глазах нашего цивилизованного, современного общества выглядят не как люди? Мой ответ однозначный — конечно же спасутся! Потому что Господь пришел в этот мир не для того, чтобы напугать нас или их, а для того, чтобы спасти! Господь спасает всякого человека. Это мое личное мнение. Они не противятся спасению, они ломают какие-то наши представления о взаимоотношениях людей между собой, людей и Бога. Так и должно быть.
Это какая-то простота, как-то по-другому. Я думаю, что все в отношениях человека и Бога немножко по-другому, чем мы это себе представляем, пытаясь эти отношения построить по принципу отношений человека и человека.По-другому смотрит Господь,по-другому отвечает Господь,по-другому решает. И нас ждет очень-очень много сюрпризов в Вечной Жизни.
Читайте также:
В психоневрологических интернатах все хорошо? — Общественность обратилась к министру труда
Давыдово: где много любви (+Фото)