Какие образы в рекламных роликах и на рекламных плакатах мы видим чаще всего? Красивых женщин и радостных детей. Стратеги рекламы используют их снова и снова, потому что они «хорошо продаются», хорошо продвигают товар. Роскошное авто выгоднее смотрится, если в нем сидит соблазнительная красотка. Чудо-майонез завлекает покупателя, если его с аппетитом уплетает счастливая семья. Семья — вообще идеальный образ для рекламы. Улыбчивые, любящие друг друга — ну, кто, смотря на них, не захочет такой же замечательной жизни, сытой и беззаботной?
Как православному человеку относиться к использованию образа семьи в коммерческой рекламе? Первым на этот вопрос порталу «Правмир» ответил священник Феодор Людоговский.
Как и всем жителям нашего мегаполиса, мне регулярно приходится сталкиваться с рекламой — преимущественно в метро и на улицах, поскольку телевизор мы дома не смотрим. Конечно, приходилось задумываться и о том, как в рекламе представлена семья. Мы часто видим заботливую маму, которая купила своему чаду некий товар, продукт, и теперь оба они совершенно счастливы (часто декларируется уверенность матери в безопасности ребенка). Такой посыл не является чем-то исключительным — это абсолютно нормально для современной рекламы, являющейся важной составляющей нынешнего общества потребления.
Но вот как в рекламе представлена именно семья? Ребенок часто изображается вместе с мамой (гораздо реже — с папой). Иногда может изображаться семья целиком — как правило, папа, мама и двое детей (а то и один ребенок), иногда картину дополняют дедушка и бабушка. Понятно, что рекламщики не ставят своей целью пропаганду многодетности — они изображают среднестатистическую семью потенциальных покупателей. А это именно семьи с одним-двумя детьми.
Но поскольку реклама обладает колоссальным внушающим воздействием (не только в той части, которая непосредственно относится к продвигаемому продукту), то она, в свою очередь, вполне реально влияет на тот образ семьи, который складывается у потребителя.
Возникает уверенность, что если родить двоих детей и купить кока-колу, то у тебя в жизни всё будет хорошо. Лично у тебя (до поры до времени) — может быть. Ну а то, что коренное население вымирает, — это, скажем прямо, не является предметом заботы рекламных агентств и их клиентов.
Помимо количества детей обращает на себя внимание еще и другое обстоятельство. Нередко на рекламных плакатах мы видим детей 2-5-7 лет, а рядом — маму лет 35-38 и папу лет 40, а то и поболе. Тем самым подспудно навязывается мысль: не спеши, сначала сделай карьеру, заработай денег, а потом, когда сможешь позволить себе покупать наши товары, можно и детьми обзавестись. Понятно, что если женщина будет рожать первого ребенка в 30 или за 30 (как это и происходит всё чаще в Европе), то это тоже никак не будет способствовать решению демографической проблемы и укреплению семейных ценностей.
Читайте также: