В начале учебного года мне чем дальше, тем больше хочется пожелать всем участникам образовательного процесса тихой, мирной жизни. Мне кажется, это именно то, чего нам всем не хватает.
Каждое первое сентября, приходя в школу, мы – как правило, с испугом – узнаем, что изменилось в школе за лето. В соответствии с законами жанра в некоторых школах все самое интересно происходит на собраниях и педсоветах прямо накануне 1 сентября, в идеале – 31 августа. За ночь информация успевает распространиться по всем активным родителям, и наутро родители – на линейке или в ожившем школьном чате – приветствуют друг друга фразой: «А вы слышали?..»
При этом школа часто совершенно ни при чем, и главный драматург этой трагикомической постановки – местный департамент. У которого, увы, часто, видимо, большой штат, множество людей с представлением о том, что еще надо улучшить в образовании, чтобы оно наконец стало идеальным, поэтому все это со стороны выглядит как непрерывный процесс ремонта на ходу. А давайте снимем колесо и поменяем на другое? А почему бы нам не поковыряться в тормозной системе? Давайте зальем не бензин, а сахарный сироп, и посмотрим, что получится?
Беда только в том, что в этом транспортном средстве, из которого пытаются сделать то ультрасовременную «теслу», то старый добрый «ВАЗ-2101», едут наши дети. Еще большой вопрос, куда и зачем они вообще едут на этой конструкции, но то, что им приходится постоянно адаптироваться под новые условия эксплуатации, не прибавляет спокойствия ни им, ни их учителям, ни, естественно, нам, родителям.
Отсюда – так называемый образовательный невроз у родителей – логичная реакция на ситуацию нестабильности. Если механизм под тобой то ли собирается развалиться, то ли внезапно взлететь, вполне нормально обежать двадцать школ, прежде чем отвести туда своего драгоценного ребенка, собрать о них сто пятьдесят мнений, сходить во все школы на подготовку, везде сдать экзамены и пройти собеседования, и потом еще раз собрать мнения, теперь уже – чтобы определиться окончательно и убедиться, что ничего не изменилось, пока вы ходили на подготовку.
Звучит шизофренически, но мы в этом живем. Страдаем от этого сами (поди организуй логистику с несколькими подготовками и кружками!), мучаем детей (вы же помните эти истории о школьниках, которых зимой вынимают из кровати, вставляют в валенки, выводят на улицу, и они падают в сугроб и там спят?), заставляем всю семью вращаться вокруг школы и связанных с ней мероприятий, и в итоге вся школьная жизнь превращается в сплошную нервотрепку.
А ведь это чудесное время, когда дети растут на глазах, когда они из малышей превращаются сначала в детей, а потом в юношей и девушек, ведь это их радость познания и счастье первых успехов, это бесконечное открытие мира, первые друзья и настоящие первые наставники… Но все это – где-то на заднем плане, а на переднем – ЕГЭ, ОГЭ, репетитор по английскому, домашнее задание, которое можно сделать только всей семьей, и прочее из той же серии.
Очень обидно. Точнее, обидно будет потом, через много лет, когда они уже давным-давно будут жить отдельно от нас, а мы будем вспоминать, и ведь не вспомним, что там было, а ощущение, что жили как на вулкане, вместо того чтобы радоваться совместному детству, останется.
Нам по вполне понятным причинам не хочется, чтобы на наших детях оттачивали и выстраивали некую модель – может, и идеальную, но нацеленную в какое-то прекрасное далеко. Нам хочется простой и понятной вещи – чтобы наши дети спокойно учились, чтобы мы пришли в школу 1 сентября – и там было бы все примерно так же, как и раньше, чтобы остались те же учителя, потому что у них нет причин уходить, чтобы дети там ели нормальную еду, а не ту бурду, которую возит поставщик, выигравший тендер по непонятной (или понятной) причине, чтобы в школе было чисто и красиво, а не так, как нравится СЭС, чтобы… чтобы… Простые, понятные, вроде бы очевидные вещи.
Очень хочется, чтобы учителя тоже могли спокойно работать, чтобы над ними не висел дамоклов меч объединения или замены директора (и последующего объединения), чтобы они не получали раз в неделю новые требования немедленно и срочно предоставить информацию о…, чтобы им не сваливались на голову внезапные указания поменять программу, ввести/убрать предмет, отказаться от одних пособий и начать работать по другим, чтобы они могли сосредоточиться на наших детях и своем предмете, а не на защите собственных прав или отстаивании заработанных ими же денег…
Хочется, чтобы снизился общий идиотизм требований к школе. В частности, мне очень жалко детей, которых теперь почти невозможно повести в поход из-за требований безопасности. Мне жалко учителей, которые часто поневоле ежедневно нарушают те или иные нормы СанПинов и могут быть при желании родителей на этом пойманы и подвергнуты карам разной степени тяжести.
Мы живем все время как на войне: все вокруг взрывается и взлетает на воздух, над головой время от времени проносятся снаряды, и нам надо то бежать в укрытие, то наоборот хватать шашку или идти врукопашную. Это очень тяжело и утомительно. Нам правда хватает боев на других фронтах. Про русских говорят, что они умеют прекрасно выживать, но не умеют жить. Мы бы, как в стихотворении Наума Коржавина, жить рады иначе, носить драгоценный наряд, но “кони все скачут и скачут, но избы горят и горят”.
Как бы было здорово, если бы те, кто заботится о нашем же благе, с утра до вечера улучшая систему школьного образования, предоставили нам возможность просто пожить спокойно! Уверена – многие проблемы решились бы, если бы органы управления начали бы доверять тем, кто этого заслуживает, и дали бы им возможность самим делать то, что они умеют и любят делать (когда им не мешают этим заниматься). Просто оставили бы их в покое.
Не так много для этого нужно. Доверие. Доброжелательность. Взаимное уважение. Умение слышать. Готовность принимать точку зрения профессионалов. Вот и все.
Просто? Может, выполнимо?