Более 65 тысяч верующих пришли помолиться вместе с Патриархом к храму Христа Спасителя. Что заставило этих людей прийти? Как оценивать это необычное событие? Каковы результаты? Обо всем этом рассуждают участники молебна.
Протоиерей Владимир Вигилянский: Когда очень плохо — надо совместно молиться нашему Спасителю
Площадь у храма Христа Спасителя не вмещала всех пришедших. По некоторым подсчётам их было 60 000, по некоторым – 75 000 человек. Люди стояли на Волхонке до музея Изобразительных искусств, на Гоголевском бульваре, занимали все близлежащие дворы и переулки.
Мои дети и внуки рассказали, что, когда они пришли к 14.00, их уже не пустили внутрь огороженной территории – места не было, они смогли встать лишь там, куда уже не доносились слова из динамиков, и вокруг них – тысячи людей.
Люди, пришедшие на молитвенное стояние, предстояние перед Богом и поруганными святынями, были самыми разными – обычные прихожане храмов. Много пришло молодёжи, родителей с маленькими детьми, людей среднего возраста, пожилых…
Среди собравшихся — около 1000 человек священнослужителей из Москвы и Подмосковья, более 40 архиереев.
Началось всё с пасхального Крестного хода, с пасхальных песнопений. Потом выставили иконы, поруганные святыни и святыни храма Христа Спасителя. Перед ними и шёл молебен.
После того как Святейший Патриарх прочитал Евангелие, он произнес пространную, но очень важную проповедь. Сначала объяснил евангельский текст, а потом приложил этот текст к нынешним событиям. Я пересказывать проповедь не буду, чтобы не растерять в пересказе её значимый смысл, замечу только, что в ней было сказано и о том, что нельзя мерить политическими категориями то, что происходило около храма Христа Спасителя, что это – не митинг, а всеобщая молитва.
А молитва и есть истинное предназначение христианина.
После проповеди была прочитана проникновенная молитва, а потом Патриарх предложил спеть «Символ веры».
Я присутствовал при том, что происходило в 1993 году, когда страна находилась на грани гражданской войны, когда уже пролилась кровь. Тогда Патриарх Алексий попросил Третьяковскую галерею дать на время Владимирскую икону Божией Матери. Была служба в Богоявленском соборе (ещё тогда не было храма Христа Спасителя), и храм не вместил всех пришедших. Тогда икону вынесли на улицу. Патриарх прочитал пронзительную и очень важную молитву.
И гражданская война, по мнению многих людей, была остановлена.
У нас есть многовековой опыт общей молитвы, чтобы Господь смилостивился над нашим народом, нашей нацией, нашей Церковью. Молитвенное предстояние Богу – в традициях русского благочестия. Когда очень плохо — необходимо совместно молиться нашему Спасителю.
Войска татаро-монголов обходили русские города, которые поначалу планировали сжечь… Когда люди каялись в своих грехах и просили Бога о заступничестве, прекращались мор, засуха, голод.
Если люди вместе собираются во имя любви к Богу, то Господь отвечает на их просьбы и подает им благодать: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14, 21).
Андрей Золотов, главный редактор журнала «Russia Profile»: Произошедшее 22 апреля – новый жанр
Я пошёл к храму Христа Спасителя и как журналист: я наблюдаю за церковно-общественным процессом в России и за её пределами, и мне важно было увидеть лично, как всё будет происходить. Конечно, я был там как христианин, молился вместе со всеми. И когда Патриарх запел «Верую…» в конце молебна с собравшимися, к горлу подступил комок.
У меня возникали опасения, что люди принесут какие-то плакаты, будут в большом количестве ряженые и что общее настроение будет не мирным, не церковным по-настоящему. Слава Богу, ничего этого не произошло! Ряженых было немного, плакатов не было, за исключением одного, который вряд ли вызывал какое-то противоречие – «Встань за веру, Русская земля».
Подавляющее большинство людей — и из Москвы, и из регионов — собрались, чтобы вместе помолиться. Это вселяет надежду в то, что всё было проведено не зря.
Стояние у храма Христа Спасителя – свидетельство масштаба, силы и единства Православной Церкви, если рассматривать земную сторону события.
В какой-то степени это можно уложить в контекст происходившего в стране в последние месяцы, когда люди посчитали необходимым и возможным, с выходом на улицу, на площади, публичное выражение своих взглядов, чаяний, надежд и недовольств.
Принимая во внимание сказанное Патриархом, что происходящее – не митинг, можно сказать, что произошедшее 22 апреля – новый жанр. Это, действительно, не был митинг. Но это и не был рядовой молебен на улице. Единственный аналог можно привести – массовые молебны в Киеве на Владимирской горке.
А то, что было в древности на Руси, – мы знаем из книжек. Сколько людей выходило молиться перед лицом опасности, как это было? Это всё из разряда преданий старины, красивые символы.
А вот такая акция, которую мы видели в Москве, на сегодняшний день для России уникальна.
Протодиакон Андрей Кураев: Библейская преемственность покаяния
Признаюсь, неожиданным был сам текст молитвы, которую зачитал Святейший Патриарх.
До этого в течение весенних, скажем так, «пиар-кризисов» церковные люди старались указать на кого-то пальцем, указать виноватых во всех проблемах. А в этой молитве с самого начала был библейско-пророческий, покаянный зачин.
Что это означает? Мы называем Ветхий Завет ветхим, но на самом деле в нём есть нечто очень новое. И одна из радикальных актуальностей Ветхого Завета – это восприятие истории как пространства теогонии, как пространства Откровения Божия.
В отличие от язычников, человек в Библии ищет Бога не в облаках, не в затмениях, не в феноменах космическо-природной жизни, а – в событиях истории: своей личной, семейной, национальной, всемирной…
История становится Книгой Откровения, и надо уметь её понимать. Задача любого библейского пророка — сделать любое историческое событие знанием.
Если я верю в единого Бога – это означает, что Бог, покровительствующий мне, моей общине, моему народу, моей Церкви, является и создателем моих недругов. И если мои недруги одержали надо мной победу, то это — проявление воли моего Бога. Но не знак симпатии Бога к моим врагам. Это знак проблем, которые возникли между мной и моим Богом. И поэтому пророки говорили всё время о том, что готовиться к грядущей войне надо не с помощью нанотехнологий и разработки нового поколения боевых колесниц, а через покаяние.
И эту библейскую интуицию усвоили средневековые византийские, а потом и древнерусские летописцы, священники, пастыри.
В этой же интонации обращался к народу Святейший Патриарх Тихон в страшные годы Гражданской войны и последующих гонений. И вот теперь эти слова Патриарха Тихона были вспомянуты, актуализированы Патриархом Кириллом. И тем самым была явлена драгоценная преемственность.
Диакон Александр Волков: У храма Христа Спасителя собралась вся Церковь
22 апреля у храма Христа Спасителя собралась вся Церковь. Придя туда, мы засвидетельствовали самое главное: то, что мы — Русская Православная Церковь, что мы – вместе, и вместе готовы, можем и умеем объединяться и собираться для главного, для основного, что нам завещал Господь: для молитвы.
Поэтому ничего неожиданного, ничего странного и ничего невероятного не было в том, что вся территория у Храма Христа Спасителя, близлежащие улицы и переулки были заполнены людьми, пришедшими на молитвенное стояние.
Нельзя говорить, что мы кому-то что-то здесь продемонстрировали, как-то вместе ухнули, напряглись и выдали на гора цифру в десятки тысяч людей. Неважно, сколько точно в десятках тысяч людей собралось у храма Христа Спасителя. Важно, что мы все были вместе и эти минуты совместной молитвы. Это стало важнейшим событием для самой Церкви.
Пасхальная радость, которая и без того переполняет наши сердца, была увеличена в этот день совместной молитвой, которую возглавил Патриарх.
Это неслучайно, и в этом нет никакой номинальной или иерархической составляющей. Мистически очень важно, что все те люди, которые собрались, молились словами и голосом своего Предстоятеля.
А все политические, общественные, ещё какие-нибудь выводы, которые наши оппоненты или те, кто нас поддерживают, могут из события 22 апреля сделать, уже второстепенны.
Чтобы сейчас ни начали говорить наши оппоненты, какие бы политические выдумки они бы ни предлагали для того, чтобы объяснить то огромное количество людей, которое собралось сегодня у храма Христа Спасителя, они никогда не поймут, зачем на самом деле пришли собравшиеся. Они пришли не ради политики, не ради каких-то внешних целей, а ради того, чтобы быть вместе, быть рядом, плечом к плечу. Невозможно понять нашу радость, наше желание быть вместе, смотря на это со стороны и давая всему теплохладные циничные оценки, которые не имеют никакого отношения к той сути, которая сегодня объединила людей.
Главное, что Церковь собралась на молитву, ведомая своим Предстоятелем. И люди засвидетельствовали, что для них очень важной является молитва вместе с Патриархом.
Протоиерей Димитрий Карпенко: Отрадно, что не было никакой политики
Отрадно, что мероприятие было исключительно церковным, в нём не было никакой политики, не было лозунгов. Люди пришли именно для совместной молитвы.
Слишком много в предшествующий период было разделений, слишком много высказанных противоположных точек зрения в церковной среде, что, конечно, вносит определённую напряжённость.
А 22 апреля была возможность всем вместе прийти, помолиться. Чувствовалась радость Пасхи, то, что это именно пасхальный молебен.
Замечательно, что молитвенное стояние совершилось в день, когда Церковь вспоминает уверение апостола Фомы. Предстояние, как сказал Святейший Патриарх, объединило всех нас, верующих людей, которые имели сегодня возможность прибыть в Москву к храму Христа Спасителя. Мы смогли помолиться Богу, чтобы Он управил все те разделения, все те кощунственные действия, которые явились поводом к тому, чтобы люди собрались, явили своё единстве в вере, единство в молитве, единство в любви.
Я надеюсь, что моя молитва присоединялась к соборной молитве всех собравшихся, через свою душу пропускавших все слова молитвенных прошений, которые были специально составлены к этому дню.
Лично я обращался ко Господу в своём сердце с тем, чтобы Он умирил всех нас, научил бы нас любить друг друга, чтобы не было у нас разделений. Очень прискорбно наблюдать, когда люди разделяются, являясь чадами одной Церкви, имея одну веру, причащаясь у одной Чаши.
Единственный ответ на все кощунственные деяния, которые случаются и, увы, видимо, буду случаться и в будущем – это наша молитва Богу. Потому что христиане по-другому не могут. Они не должны отвечать какой-то злобой, насилием, ненавистью. Наше неумение видеть в других образ Божий разрушает наши христианские чувства. И поэтому моя личная молитва была о том, чтобы мы оставались христианами прежде всего.
Протоиерей Максим Обухов: Общее впечатление, что народ несколько отрезвел
Не ожидал, что придёт так много народу. Думал, будет 10 000 человек, но никак не 60 000.
Правильное решение было принято Святейшим Патриархом о сохранении порубленных икон в том виде, в котором они сейчас находятся, чтобы это напоминало нам о случившемся. Это уже становится частью истории.
Патриарх сказал, на мой взгляд, важную вещь, что мы столкнулись с рядом антицерковных акций, взаимосвязанных между собой. И очень важно, когда происходят нападения на Церковь, сплотиться, объединиться.
От нескольких выступающих прозвучали слова, что те, кто совершает кощунства, не просят прощения. Церковь, конечно, может простить, но ведь речь идет об оскорблении миллионов людей, и то, что оскорбившие не просят прощения, является частью запланированной акции агрессии. С тем, чтобы выйти своего рода моральными победителями. Пока все надеются, что в этих людях всё-таки что-то проснётся, и они извинятся.
Странно, что люди, организовавшие, спланировавшие акцию оскорбления христиан посредством той же панк-группы, сейчас ходят среди нас, и мы не знаем, кто это, и есть все основания предполагать, что они продолжат своё дело.
Общее впечатление от молитвенного стояния: народ несколько отрезвел, развеялись некоторые иллюзии, которые возникли в период относительного спокойствия. Стало понятно, что силы, которые желают разрушения Церкви, никуда не делись. Было видно, как люди внутренне собрались, сосредоточились. Об этом говорит сам факт такого массового собрания, какого не было в новейшей церковной истории.
Мы вошли в иную эпоху. Сменилась ещё одна историческая веха. Сейчас почти открыто некоторые люди призывают к повторению гонений на Церковь. Те, кто призывают к этому, прибывают в том же духе, что и комсомольцы 20-х годов. Можно сказать, что участницы той самой панк-группы – это те самые комсомолки, бесноватые, бессовестные, отрекшиеся от веры и родины, своего народа и предков.
Ещё мне видится тесная связь: сатанисты пытались отомстить не только за привоз Пояса Пресвятой Богородицы в Россию, но и за тот подвиг, который явили люди, стоя часами на холоде в очередях, чтобы поклониться ему. В результате – получили ещё более очевидный ответ, что вера крепка в народе.
Алексей Вайц, байкер, клуб «Ночные волки»: Возродилась нация!
Шел я на стояние со смешанным чувством. Но с каждым словом Патриарха становилось ясно — пришел промыслительно: в этот момент я понял, что власть светская отступила — ушла куда-то на второй план, ибо в это стояние возродилась нация… Это как на Куликовом поле — брань нас всех объединила!
Подготовила Оксана Головко
Фото на главной странице — Илья Варламов — http://zyalt.livejournal.com/
Читайте также:
Слово Патриарха на молитвенном стоянии в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени.
Молебен у храма Христа Спасителя (+ 40 Фото)
Молебен за веру — лица (ФОТО)