Общее понятие о великопостном богослужении
В великопостный период Церковь отлагает в богослужении всякую торжественность, и, прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения — полной литургии — в седмичные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекращается в седмичные дни пение. Вместо пения, как выражения радостного состояния духа, отдается предпочтение чтению, содержание которого соответствует великопостным дням. Вместо радостного Евангелия Христова верующим предлагается чтение из ветхозаветных писаний. Особенно широко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятствует созиданию молитвенного и покаянного духа. Во все церковные службы вводится молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами. Наконец, дневные церковные службы — третий, шестой и девятый часы — Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.
Великий пост охватывает собою дни Св. Четыредесятницы и последующей за ней Страстной Седмицы.
Св. Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни сыропустной недели (воскресенья).
Чин прощения
После отпуста вечерни (в сыропустное воскресенье) совершается чин, или обряд, прощения. На аналоях перед солеей, с правой стороны кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем, обратясь к присутствующим, он обычно произносит слово (поучение) и испрашивает прощения своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и совершают лобзание. Потом подходят миряне, прикладываются ко Кресту и также испрашивают прощения у причта и друг у друга.
В древние времена египетские пустынники, сообразно со словами Евангелия, читаемого за Литургией в Прощеное воскресенье и призывающего простить ближним обиды и примириться со всеми, собирались в последний день сырной Недели для общей молитвы и, испросив друг у друга прощения и благословения, при пении пасхальных стихир (как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой) расходились по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжении Четыредесятницы (собирались же снова только в Неделю ваий). И теперь, следуя благочестивому обычаю, в сыропустное воскресенье за вечерним богослужением совершается обряд общего прощения и поются покаянные песнопения «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…», а также стихиры Пасхи в напоминание того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ