Главная Новости

Общественные организации просят прокуратуру проверить законность нового строительства в Кадашах

Ряд общественных организаций обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность предполагаемого строительства офисно-жилого комплекса «Пять столиц» вблизи памятника русской культуры — храма Воскресения Христова в Кадашах.

Ряд общественных организаций обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность предполагаемого строительства офисно-жилого комплекса  «Пять столиц» вблизи  памятника русской культуры —  храма Воскресения Христова в Кадашах. Среди подписавших обращение — депутат муниципального собрания района «Пресня» Елена Ткач, член комиссии «Старая Москва» Владимир Муравьев, сопредседатель социально-культурного фонда «Созидание» Ирина Дружинина.

Настоятель храма Воскресения  Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков прокомментировал готовящееся строительство:

— К сожалению, культура по сути никого не волнует — все решают деньги. Но потери в культуре невозвратимы. Исторически окончательную победу одерживают более высокие культуры. Пока европейская культура была высокой христианской культурой, она побеждала весь мир. Теперь ситуация меняется. Европейская культура находится в упадке, вместе с развалом элементарной морали и падают силы Европы. Силы России также снижаются с утратой элементарной морали и исторической памяти, которая живет в культуре. Особенно ценна, как все понимают, церковная культура.

Разгром охранной зоны Кадашей, предпринятый три года назад — только прелюдия к тому, что  нам готовит день грядущий, если никто не воспрепятствует современным  капиталистам преуспеть в зловещем замысле строительства пресловутых «Пяти столиц» в Кадашах.

Нас бессовестно обманывают какими-то «регламентами», умалчивая о законе. Даже есть специалисты, которые услужливо готовят решения, имеющие как бы профессиональный вид, но на самом деле направленные на разрушение, добитие остатков историко-градостроительной среды, защищенной законом.

Следует понять, что каждый раз нарушение закона есть шаг в пропасть. Если это строительство будет допущено, это будет означать, что историческое наследие и впредь будет беспощадно уничтожаться ради денег. А вместе с тем будет уничтожаться и историческая память.

Народ, не имеющий  исторической памяти, есть то же самое, что и человек, не имеющий памяти. Без памяти о прошлом нет будущего. И нельзя эту память сохранять  выборочно, как пытались это делать в советский период, уничтожая церковные памятники. Уничтожение охранной зоны в Кадашах будет также жестоким ударом по духовному наследию.

Содержание письма в Прокуратуру следующее:

Обращаемся к Вам  с просьбой осуществить меры прокурорского  реагирования для защиты законных интересов государства и неопределенного круга граждан по недопущению создания угрозы повреждения заповедной зоны Кремля и памятника федерального значения Храма Воскресения Христова в Кадашах, расположенных квартале № 401 по адресу: г. Москва, 2-й Кадашевский пер. д.7/4.

Храм Воскресения  Христова в Кадашах:

1) поставлен под государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 (республиканская категория охраны, охранный №8);

2) в 1995 году  отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения;

3) границы  охранной зоны которого утверждены  постановлением Правительства Москвы  № 881, охранная зона № 85, куда  вошла территория храма Воскресения  Христова в Кадашах, так в  исторических границах территорий объектов культурного наследия — усадьбы Курдюмова – Григорьева (2 Кадашевский пер. 3), усадьба (Б. Ордынка д. 14), объект ценной исторической среды первой половины 19 века – «дом дьякона» (Кадашевский туп 3).

В 1992 г. силами Моспроекта-2 (мастерская 17) было проведено научное обследование квартала 401, которое показало достаточно хорошее состояние зданий и их историческую ценность, а также было указано, что «квартал №401 входит в состав заповедной зоны Замоскворечья», а его ансамбли домовладений «рекомендуются к постановке на Государственную охрану». Территория церкви Воскресения в Кадашах (2-йКадашевский пер. д.7/4.)». В 2000 г. материал обследования был согласован «Москомнаследием», которым также даны рекомендации по восстановлению исторической застройки квартала.

Вместе с тем, 29 октября 2002 года Правительство Москвы издало постановление № 889-ППМ, санкционировавшее в заповедном квартале № 401 отвод участка под новое строительство офисно-жилого комплекса «Пять столиц» по адресу: г. Москва, Б.Ордынка, вл.8-14, которым также предусматривается устройство подземной парковки на 200 машиномест.

Границы предполагаемого  капитального строительства офисно-жилого комплекса находятся в нескольких метрах от самого храма Воскресения  Христова в Кадашах.

На протяжении 2003-2010 гг., несмотря на активное сопротивление  общественности и специалистов, тем  не менее был произведен снос исторической застройки в зоне примыкания к памятнику и этими действиями нанесен значительный ущерб историческому наследию в данном квартале.

Однако, такая деятельность прямо нарушает следующие законодательные акты Российской Федерации и Москвы:

1) Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – закон № 73-ФЗ);

2) Закон города  Москвы от 14 июля 2000 года № 26 «Об  охране и использовании недвижимых  памятников истории и культуры»  (далее – закон № 26);

3) Закон города Москвы от 9 июня 2004 года № 40 «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» (далее – закон № 40).

Статьей 34 закона № 73-ФЗ предусмотрено  установление охранных зон в целях  обеспечения сохранности объекта  культурного наследия, как-то, охранная зона, зона регулирования застройки  и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон  охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта  культурного наследия.

В соответствии с законом № 73-ФЗ «Охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона  регулирования застройки и хозяйственной  деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

В силу статьи 35 закона № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

В силу статьи 49 закона № 26 «целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них (в них) недвижимых памятников истории и культуры, объектов исторической застройки, городского и природного ландшафта.

Хозяйственная, строительная и иная деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель историко-культурного  назначения, запрещается».

В соответствии со статьей 8 закона № 40 «На территориях памятников, ансамблей строительство, реконструкция градостроительных объектов запрещаются. На указанных территориях разрешаются проектирование и проведение реставрационных работ и иных работ по сохранению памятников или ансамблей и (или) их территорий, а также воссоздание утраченных объектов культурного наследия в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия.

На  территориях охранных зон строительство, реконструкция градостроительных объектов запрещаются, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия.

Со всей очевидностью мы видим, что проект застройки охранной зоны вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах, который в настоящее  время подготовлен к осуществлению, совершенно не подходит под это определение, поскольку в нем грубо нарушен  принцип сохранения историко-градостроительной среды.

Новое строительство  именуется «регенерацией», но не ясно, как употребляется этот термин, то есть что подразумевается под ним: если это регенерация исторической среды, то почему она снесена, несмотря на рекомендации к госохране, и почему не соответствует исторической застройке и ее планировке. Если это не восстановление исторической среды, то причем термин «регенерация», если это новое строительство.

Согласно  определению термина «регенерация»  в законе № 26 «регенерация – восстановление утраченных элементов архитектурных или градостроительных ансамблей».

Однако, мы видим, что предложенный проект не восстанавливает какие-либо утраченные элементы, что и невозможно, поскольку уничтожены не элементы, а почти весь ансамбль, а представляет собой полностью новое строительство, что прямо запрещено в указанной формулировке закона № 73-ФЗ, законов города Москвы №№ 26 и 40.

19 декабря  2012 года Правительство Москвы  издало объемное (81 стр.) постановление  № 775-ПП «Об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территории объединенной охранной зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) № 85 в границах квартала 401, ограниченного ул. Б.Ордынка, 1-м Кадашевским, 2-м Кадашевским, 3-м Кадашевским переулками».

Установленные в порядке подготовки строительства  режимы, указав на необходимость «обеспечения сохранности объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) в их исторической среде». Новые  «режимы использования земель и градостроительные регламенты» устанавливаются без учета недавно произведенного сноса ряда зданий историко-градостроительной среды на территории статусной охранной зоны. Однако такие события не могут быть преданы забвению. Поэтому: реализация проекта строительства офисно-жилого комплекса в охранной зоне памятника архитектуры федерального значения не соответствует букве и духу закона и едва ли подпадает под определение «особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство…» (ФЗ-73, стр. 34, п.2). Согласно законодательству, сперва устанавливается охранная зона памятника, а затем разрабатываются регламенты.

Ситуация в Кадашах  вызвала также однозначную негативную оценку Межрегиональной общественной организации «Союз Московских Архитекторов», осудившей строительство на заседании своего Совета по градостроительному развитию Москвы.

Ситуация в Кадашах  относится к незаконным стройкам вокруг Кремля, о которых год назад на заседании Правительства Москвы 6 марта 2012 года говорил руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы г-н А.В. Кибовский (доклад опубликован в газете «Вечерняя Москва», 7 марта 2012г.). В своем выступлении г-н А.В. Кибовский, критикуя создавшееся положение, справедливо отметил, что незаконная «стройка подчас велась на территории охранных зон и даже в кварталах возле Кремля». Мы имеем основания полагать, что имелась в виду, в частности, именно ситуация вокруг храма Воскресения Христова в Кадашах, поскольку этот храм расположен непосредственно против Кремля и входит в его охранную зону. Но «несмотря на чуть ли не самое строгое в Европе федеральное региональное законодательство», как упомянуто в отчёте, строительство в охранной зоне данного памятника до сих пор не запрещено, и не отменено противозаконное постановление бывшего мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова ППМ- 889.

По заявлению г-на Кибовского, незаконным «стройкам в центре города пора положить конец». Однако, к сожалению, события пошли по пути дальнейшего нарушения законодательства.

При осуществлении данного строительства, застройщик не просто нарушил границы памятника архитектуры федерального назначения, но прилагает усилия и по физическому его уничтожению.

В настоящее время идет подготовка к началу строительных работ — заканчиваются согласования проекта с целью получения разрешения на производство строительных работ, а также учитывая недопустимость уничтожения объектов, входящих в состав охранной зоны и границ памятника федерального значения просим:

1) провести соответствующую  проверку на предмет наличия в действиях застройщика, осуществившего снос указанных объектов, состава преступления;

2) потребовать отмены  постановления Правительства Москвы  от 29 октября 2002 года № 889-ПП как противоречащего действующему законодательству.

 

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.