Община Русской Православной Церкви в Вюрцбурге возникла примерно на 180 м2 жилой площади. В просторной квартире бывшего католического священника, который тогда перешел в Православие, встречались верующие.
Там же проводились и богослужения, и было это в 1992 г. “Вначале была лишь горсточка, а потом нас становилось все больше и больше”, — вспоминает священник доктор Петр Планк. Но нельзя было медлить с поиском более подходящего пристанища, потому что сам он мог жить только в крошечной комнатушке, да к тому же и дом принадлежал не ему, а домовладелец не был в особом восторге от того, что по воскресеньям через его садик проходило на службу до 60 человек, и его можно было понять.
Община обрела кров в Майнцкой части города. Сегодня она насчитывает около 500 членов, но активны из них всего 20%. “Многие заново открыли для себя религию только в Германии”, — говорит священник, основное место работы которого — университет Вюрцбурга1. Для взрослых он читает курс богословия, а для 22-х детей общины преподает основы религии. Поскольку сам отец Петр Планк не очень хорошо говорит по-русски, воскресную литургию он служит на двух языках. Но он надеется, что так будет не всегда; его воодушевляют примеры ситуации в Америке. Либо Православная Церковь в Германии через два поколения станет немецкоязычной, либо ее просто уже не будет, — заключает он свой тщательный анализ. “Если Церковь не в состоянии совершить культурный поворот, то у нее нет будущего”.
Тем, кто не принадлежит к Православной Церкви, при входе в храм тотчас же бросаются в глаза иконы. «Однако мы не “иконная церковь”», — поясняет отец Петр. Но по его мнению верующие не могут чувствовать себя на своем месте, если в храме нет икон.
Священник не скрывает своего сдержанного отношения к вюрцбургской рабочей группе христианских церквей (РХЦ), так как опасается, что эта группа может выродиться в формализованную структуру, работающую на холостом ходу. Поэтому ему все еще милее предшествовавшие формы общения — свободный круг собеседников. Однако чтобы его община не оказалась в изоляции, он все же вступил в РХЦ — последним из ее членов.
Политические катаклизмы 90-х годов в значительной степени повлияли на характер деятельности в диаспоре Русской Православной Церкви Московского Патриархата, в которую входит вюрцбургская община. Так, главная задача Берлинской епархии, охватывающей всю Германию, ныне состоит прежде всего в том, чтобы оказывать душепопечительскую поддержку православным, приехавшим в Германию из стран СНГ, и обеспечить им возможность и здесь сохранить свою православную идентичность. Однако, по словам отца Петра, для этого далеко не достаточно ни людей, которые могли бы вести эту работу, ни материальных возможностей, так что в Баварии до сих пор насчитывается всего-навсего четыре общины. К тому же деятельность Церкви осложняется еще и тем, что у очень многих в ней неправославные семьи; правда, это обстоятельство могло бы рассматриваться как возможность для диалога. Не следует путать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата с Русской Православной Зарубежной Церковью, которая возникла в среде изгнанников и не поддерживает официальных отношений с семьей православных Церквей. Русская Православная Церковь Московского Патриархата с ее более чем 100 миллионами верующих далеко превосходит по численности другие Церкви византийской традиции. Она находится в полном единении (как в том, что касается таинств, так и в вопросах догматики) с 14 другими православными поместными Церквами, придерживающимися той же традиции и следующими тому же церковному Преданию, и наряду с ними рассматривает себя как “воплощение святой, соборной и апостольской Церкви”.
За свою тысячелетнюю историю Русская Православная Церковь глубочайшим образом повлияла на общественную, культурную и частную жизнь восточных славян. Более того, она всегда стремилась передать свою христианскую веру другим народам вплоть до Аляски, Японии и Китая, и при этом принимала во внимание не просто наличие, но и все особенности национальных языков и специфику менталитета соответствующих народов. “Поэтому наша Церковь многонациональна, хотя центр ее — у восточных славян”, — говорит отец Петр Планк. Нынешнее церковное самосознание несет отпечаток опыта, пережитого Церковью в ХХ веке, когда она противостояла величайшим со времен античности гонениям на христиан и попытке их полного уничтожения со стороны военно-атеистической государственной власти.
Перевод с немецкого М. Журинской
Публикации работ священника Петра Планка
на русском языке
1. Две проповеди // Альфа и Омега. 1998.№ 2(16).
2. Душепопечительство и православное вероисповедание в диаспоре // Альфа и Омега. 1999. № 1(19).
3. Греческая церковная поэзия в славянской передаче // Альфа и Омега. 1999. № 4(22).
4. Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов // Альфа и Омега. 2000. № 4(26).
5. Проповеди // Альфа и Омега. 2003. № 2(36).
6. Является ли христианство монотеистической религией? Очерк по богословию Троицы // Богословские труды. Сб. 38. М., 2003.
7. Богословские и пастырские размышления о православной практике крещения // Богословские труды. Сб. 39. М., 2004.
1Такая ситуация вообще типична для стран Западной Европы. — Ред.