«Обучайте самую главную нейросеть — собственный мозг». Нейропикчер Евгений Мацкевич
— «Все, детям нет смысла учиться на диджитал-художников, потому что пока они доучатся, нейросети заменят их окончательно» — правда это или нет? Заменит ли искусственный интеллект (ИИ) человека?
— Не думаю, что нейросети когда-нибудь полностью заменят художников. Скорее они станут (уже становятся) незаменимым инструментом для любого человека, занимающегося творчеством. Нейросети упростят и обогатят творческий процесс, позволив экспериментировать и экономить время.
Например, можно обучить нейросеть на собственных работах и генерировать изображения в своем стиле. Это ускорит процесс рисования. Возможно, нейросеть даже подскажет художнику какие-то идеи.
ИИ во всех сферах избавит людей от механического труда. Поэтому он может лишить работы только низкоквалифицированных работников, настоящие профессионалы и эксперты никуда не денутся и станут цениться даже больше.
— Человек + нейросеть — расскажите о вашем творческом дуэте в этой области, как вообще это происходит?
— У каждого человека процесс взаимодействия с нейросетями уникален. Тут может быть множество подходов, которые зависят как от методов, так и от поставленных задач. Но в любом случае все всегда начинается с идеи.
Когда в СМИ появляются заголовки в стиле «Нейросеть нарисовала», это не совсем справедливо, так как творческий процесс не происходит без человека. Он выступает в качестве арт-директора, придумывает идеи, дает их нейросети (выступающей в роли дизайнера и художника) на отрисовку, выбирает подходящие варианты, вносит правки и так далее. За каждой картинкой стоят десятки и сотни проб и ошибок, множество вариантов промтов и неудачных генераций.
Идея первична, а нейросеть — просто очень продвинутый инструмент. Чтобы добиться результата, есть различные пути. Можно долго подбирать идеальный промт — запрос к нейросети (в случае генерации txt2img), использовать референсные изображения (img2img) и даже делать заранее макет или коллаж будущего изображения в фотошопе. Можно писать абстрактные промты и полагаться на креативный потенциал самой нейросети, в надежде, что она сгенерирует именно то, что нужно. Можно микшировать изображения или комбинировать все вышеперечисленные методы.
— Дорисовываете ли вы картинки после отбора лучших созданных: порой у нейросетей при генерации изображений бывают проблемы, допустим, на портретах глаза в кучку, пальцев больше шести?
— Да, постоянно. Так как я работаю в основном в Midjourney, то практически все изображения приходится потом ретушировать, закрашивая лишние пальцы и различные нейросетевые артефакты, или даже склеивать итоговое изображение из нескольких вариантов.
— С какими еще нейросетями работаете?
— В последнее время начал делать картинки в Stable Diffusion. Подходы там принципиально различаются, степень «соавторства» нейросети в Midjourney велика. Процесс генерации в SD гораздо ближе к чистому творчеству, практически все зависит от автора (выбор модели, расширений, эмбеддингов (результат процесса преобразования слова, предложения, параграфа или целого текста в набор чисел — числовой вектор. — Примеч. ред.) и методов, подбор оптимальных настроек, написание промтов).
— Мало создавать арты, нужно еще раскручивать в соцсетях. Вот вы это как делаете?
— Я практически ничего не делаю для продвижения, контент сам находит своего зрителя. Могу посоветовать выкладывать работы на максимальное количество площадок, во все соцсети. Сообщество нейросетевых художников сейчас растет как на дрожжах, взаиморепосты очень помогут набрать аудиторию.
— Чем руководствуетесь, выбирая темы?
— Я никогда заранее не анализирую, может контент стать виральным (распространяющимся в информационной среде с большой скоростью. — Примеч. ред.) или нет. Да и угадать, выстрелит ли что-то, практически невозможно. Я стараюсь делать в первую очередь то, что мне самому интересно, и то, что мне кажется смешным, красивым или парадоксальным. Мне хочется постоянно экспериментировать и делать максимально разнообразный контент, чтобы каждый подписчик смог увидеть что-то, что ему близко.
— Чему нужно учиться подросткам и студентам, чтобы стать художником, работающим с нейросетями?
— Кругозор и насмотренность — очень полезные качества в любом творчестве. Чтобы создавать что-то актуальное и интересное, нужно опираться на всю предыдущую историю мирового искусства и популярную культуру. Поэтому я бы посоветовал как можно больше читать, смотреть и изучать. Обучайте самую главную нейросеть — собственный мозг.
— Что посоветуете тем, кто только учится творить с помощью нейросети? Может, есть принципы работы с ней, которыми готовы делиться?
— Я бы посоветовал стараться придумывать новые оригинальные идеи, а не повторять чужие работы.
Ну и самое главное, нельзя останавливаться, если идею сразу не удалось воплотить. Требуется настойчивость и большое количество генераций, чтобы достигнуть желаемого результата.
Что касается технической части процесса, то в интернете множество руководств по написанию промтов и обучающих видео, здесь нет никаких секретов.
— Расскажите, какие ваши работы вам особенно нравятся, особенно дороги?
— Мне всегда интересна текущая задача, пока я над ней работаю. Мне быстро перестают нравиться мои картинки. Из старых работ я бы выделил «Звездные войны» в стиле Уэса Андерсона, потому что там соединились две вещи, которые я люблю: вселенная Star Wars и эстетика фильмов Уэса Андерсона.