Нынешний обзор православной блогосферы будет мрачным. Наверное, наступление осени так воздействует на сердца и умы — за прошедшие недели у православных блогеров нашлось немало тем для обсуждения, но большинство из них невеселые.

Особенно активно обсуждались события в Боголюбово. Еще две недели назад, в начале “информационной войны”, священник Андрей Ефанов оставляет в своем живом журнале краткую запись: “Опять Боголюбово. Впрочем, я этого ожидал и даже рад. Если с Кучером не решить раз и навсегда, он не остановится”.

Что же надо решить раз и навсегда с духовником Боголюбовского монастыря архимандритом Петром (Кучером)?

Помимо, собственно, издевательств над детьми (или по меньшей мере создания в обители такой духовной обстановки, что эти издевательства стали возможными), архимандрита Петра обвиняют, в частности, в распространении ересей, в том числе и так называемой ереси царебожничества. В сообществе ustav начинается активное обсуждение этой темы (см. далее тег “ересь царебожничества”).

Библеист Андрей Десницкий предлагает воздержаться от каких бы то ни было суждений до тех пор, пока не закончено уголовное дело и суд не вынес приговор:

…судить да рядить в блогах и СМИ можно бесконечно, а на самом деле всё намного проще. Заведено, насколько я знаю, уголовное дело по факту истязания детей. Это дело должно быть тщательно расследовано и доведено до суда (если не развалится само на стадии следствия), виновные (если они есть) названы поименно и наказаны в соответствии с законом. Факт преступления, виновность конкретных лиц и меру наказания определяет только суд. Земной, ибо вердикт небесного нам пока неясен.  Вот после этого будет осмысленно давать и церковную, и общественную оценку произошедшему.

Нынешний наш треп на тему «а что должен сделать Патриарх» и «как нам к этому отнестись» довольно бессмыслен, потому что ни мы, ни даже Патриарх ничего толком пока не знает. В нашей стране есть законы, несовершенные, но достаточно хорошие, чтобы жить по ним. Есть следственный комитет, прокуратура, суд — тоже так себе, но иногда работу свою исполняют на твердую четверку. Вот и сейчас должны, а мы не должны на них давить ни в ту, ни в другую сторону. И главное, не должны дать «замотать» это дело втихую, как уже не одно громкое дело пытались спустить на тормозах.

Между тем некоторые православные блогеры, например руководитель Движения сопротивления убийству детей Андрей Хвесюк, считают, что главное обвинение в адрес монастыря — обвинение в издевательстве над детьми — несправедливо да и вообще судьба детей мало кого из обсуждающих беспокоит.

Иерей Георгий Белодуров также считает, что инкриминировать архимандриту Петру (Кучеру) можно ереси, а факты избиений детей ничем не подтверждены:

Я понимаю, что мы не любим отца Петра ибо он

царебожник

антиИННщик и противопаспортник

почитатель Распутина, Ивана Грозного и Сталина

Но эти пункты —  не вопрос светского суда, а суда церковного, или лучше специальной богословской комиссии, которая рассмотрев эти пункты объявит их ересью и предложит Синоду(или Собору) принять прещение на еретиков. Я первый буду аплодировать такому решению, как аплодировал решению о прещениях наложенных на раскольника и смутьяна Диомида Чукотского. Но то, что происходит сегодня, скорее клеймит позором тех, кто сегодня в этом «процессе» выступает против отца Петра, как участников в клевете и заказном гонении.

А другие православные блогеры, например, богослов и иконописец Киприан Шахбазян, считают, что телесные наказания в воспитании детей вполне допустимы и даже богоугодны. В комментариях можно найти массу соответствующих цитат из Святых Отцов и Священного Писания.

Тут уместно было бы напомнить о сделанном Иваном Семеновым наблюдении:

СВОИХ детей позволяет сильно наказывать Писание, Отцы и наблюдаемая традиция. Своих. Плоть от плоти. Тех, за которых ты безо всякой особенной христианской любви инстинктивно дашь себя порезать на части – если ты только не выродившееся животное, потому что родительский инстинкт свойствен и зверям. К своим детям у большинства из нас, млекопитающих, естественное чувство. Не знаю, всегда ли можно ли его назвать в полной мере любовью, но – желание защитить и дорастить.

Обращаю внимание читателей на то, что Киприан Шахбазян совершенно не похож на безумного полуграмотного фанатика или садиста-изувера. Он вообще значительно чаще пишет о богословии, чем о чем-то остросоциальном. Например, буквально несколько дней назад в его же журнале разгорается интереснейший спор о смертности Адама.

Перенесемся из России на далекий и загадочный восток, в Индию, на берега считающейся у индусов священной реки Ганг. Вернее, лучше не будем переноситься, а просто почитаем комментарии — хотя бы к записи в журнале протодиакона Андрея Кураева: “Как хорошо, что Днепр не стал Гангом”. Отец Андрей даже пощадил читателей и не стал выкладывать фотографии, а просто дал на них ссылку. Дело в том, что в густонаселенной Индии издревле наиболее распространено погребение по следующему ритуалу: тело кремируется, а прах развеивается над Гангом. Но дрова дороги, а большая часть населения бедна. Поэтому взор западных туристов нередко могут радовать (как рассказывают сведущие комментаторы исходной записи, в Индии встреча с покойником считается удачной приметой) пролывающие по реке, являющейся для жителей Индии источником пресной воды уже много тысячелетий, обгоревшие и не очень человеческие тела.

Наш постоянный автор Сергей Худиев поднимает в своем живом журнале еще более жизнеутверждающую тему — атеизм и каннибализм. Тема не только собирает больше двухсот комментариев, но и через несколько дней получает продолжение:

Если Бог прикажет вам есть людей — поедание людей будет самым благим делом, а отказ от людоедства — наихудшим беззаконием. Вы будете есть людей, если пророк скажет вам «по слову Господа, ешь человечину»?

Меня несколько огорчает, когда люди задают вопросы, ответ на которые им заранее известен; меня еще более огорчает, когда я вижу, как угас в наше время дух интеллектуальной смелости и научного энтузиазма. Что мешает найти экспериментальный ответ на этот вопрос? Я думаю, что дорогостоящего оборудования этот эксперимент не потребует; можно будет даже обойтись без накладной бороды, квазиантичной простыни и посоха; просто посещайте различные благочестивые собрания и возвещайте там такое пророчество; сообщите, что у Вас получилось. Возможно, православные попросят уточнить, можно ли вкушать мясо раскольников и еретиков, а баптисты — предоставить им точный текст Вашего пророчества на древнееврейском. Но я думаю, что пытливые умы не решаются на такой эксперимент, потому что результат его прекрасно известен — церковники передадут отважного ученого в руки светских властей, а те ввергнут его в темницу и начнут расспрашивать относительно имеющихся за отчетный период висяков.

В связи с тем, что Страсбургский суд недавно принял решение о неправомерности запрета гей-парадов в Москве, в блогосфере ведутся активные дискуссии. Вот краткое изложение одной из них:

Подиспутировал тут с одним любителем нежной мужской «дружбы» на тему гей-парадов. Товарищ сильно расстраивался, тем, что РПЦ такая-нехорошая не одобряет этих парадов, и нарушает тем самым Конституцию. На мою реплику, что верующих у нас раз-два и обчелся, а гей-парады не поддерживает и значительное количество нерелигиозных людей, мне было сказано, что мнение «блеющего грязного быдла» его не интересует.

Вот так вот. Кто против геев — тот быдло. Они, видимо, голубая кровь. Выражение приобретает двоякий смысл:). Ушел думать — как теперь поддерживать свое реноме. Вымазаться в грязи и набить кому-нибудь морду, что ли?:))

UPD. В конце концов поборники толерантности назвали меня мразью и забанили. Вот куда только толерантность девается?:)

В последние дни в православной блогосфере активно обсуждается крайне сложная ситуация, в которой оказалась многодетная московская семья. У супругов Кузнецовых сотрудники соц.служб забрали пятерых детей.

Следует оговориться, что условия в которых живет эта семья, далеки от образцово-показательных, и в общем-то поведение органов опеки можно понять — в квартире давно не было ремонта, даже косметического, и она запущена настолько, что обвинения в антисанитарии могут выглядеть не безосновательными, отец совсем недавно вышел на работу после длительного перерыва, мать безработная. Возмущение вызывает, как справедливо отметили в комментарии к одной из записей с обсуждением проблемы, тот факт, что “органы опеки ведут себя абсолютно преступно, полностью забыв о своих профессиональных задачах”.

По последним данным, матери даже не разрешили увидеться с детьми, которых доставили в 21 инфекционную больницу в карантин. Помещение изъятых детей, а также беспризорников, детей-бомжей и т.д.  в эту больницу — обычная практика, поэтому длительное пребывание хорошо социализованных “домашних” ребят там — далеко не полезно, контингент в больнице подобрался крайне тяжелый.

Мы постараемся следить за этой ситуацией, а пока напомним родителям (особенно многодетным!) несовершеннолетних детей: все переговоры с сотрудниками любых социальных служб, милицей и т. д. следует вести за пределами своей квартиры.

Никто не имеет права войти в ваше жилище, пока вы сами его туда не пустили (несовершеннолетний ребенок пустить не может). В противном случае это называется нарушением неприкосновенности жилища и карается по закону.

Подробнее о взаимоотношениях с органами опеки читайте:

Что делать, если органы опеки «отбирают» ребенка

Чтобы не заканчивать наш обзор блогов на столь печальной ноте, процитируем получившую справедливую популярность запись одного не афиширующего свою личность клирика:

Кое-что о народном литургическом творчестве.

Кто-то рассказал, как семинаристы спели одному митрополиту «Исполла» на мотив «Имперского марша» из «Звездных войн». Не знаю, правда или нет, но смешно, если представить.

А вот что ещё было на самом деле, мне рассказал хороший знакомый: когда он приехал на какой-то далёкий приход, хор местных бабушек, не знавший нот (да и вообще ничего не знавший), пел «Иже херувимы» на мотив «Ой цветёт калина».

Иже херувимы

Херувимы

Тайно образующе

Образующе

(и т.д.)

Мы продолжим держать руку на пульсе православной блогосферы. Оставайтесь с нами.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.