Последние две недели прошли в православной блогосфере под знаменем церковных скандалов самого разного уровня.

В течение этого времени блогеры всех юрисдикций обсуждают извержение из сана и обвинение в педофилии бывшего секретаря Костромской епархии игумена Харитона (Просторова). Блогеры в большинстве  недоумевают относительно извержения из сана, которое произошло без присутствия отца Харитона и о котором епархия сообщила мало того, что спустя полгода, так еще и не называя канонических преступлений.

“Кто нибудь может мне объяснить, как стало возможным «осуждение» без личного присутствия обвиняемого?” — выказывает непонимание протоиерей Александр Авдюгин, лично знающий осужденного.

Максимально четко сформулировал вопросы по делу иерей Сергий Царев из Воронежа:

во-1, когда и где состоялся церковный суд, извергший из сана иг. Х., во-2, за что его лишили сана, в-3, когда это решение утвердил Патриарх.

Впрочем, вопросы попадаются разного толка.

Более осторожную позицию “не принимать и не отвергать” занял киевский священник Андрей Дудченко:

Касательно игумена Х., о котором бурлит и бушует орто-блого-сфера. Первой реакцией у меня, было, естественно, вступиться за него. Потом подумал: а ведь ничего, собственно, я не знаю об этой истории, кроме того, что написал сам о.Бытописатель. С одной стороны, у меня нет оснований подозревать его в каких-то ужасных грехах. Сегодня разговор с человеком, знающим о.Х. лично, меня укрепил в этой мысли. Кроме того, лучше погрешить в оправдании, чем в осуждении. И процедура суда, если он таки был, и при этом о.Х. не вызывали на него, говорит скорее в пользу неправомочности этого суда.
Более агрессивно высказал свою точку зрения блогер Игорь Гаслов, посвятив “делу игумена Икс” два десятка постов. Прямо он ничего не говорит, но решение о снятии сана не осуждает, комментарии официальных лиц считает справедливыми, а большинство сочувствующих отцу Харитону блогеров упрекает в некомпетентности.

Второй темой, хотя, конечно, с гораздо меньшей взрывной волной, стало обращение трех ижевских священников к Патриарху: иерей Александр Малых, клирик кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского, кандидат богословских наук, протоиерей Михаил, настоятель храма Преображения Господня села Ягул, настоятель храма святителя Василия Великого д. Хохряки, и протоиерей Сергий Кондаков, настоятеля Свято-Никольского храма села Завьялова, руководитель Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, член Общественной Палаты Удмуртской Республики.

Не разбирая самого обращения, хочется процитировать пост из блога Виктора Сударикова:

Там есть и правда, есть и какие-то притянутые за уши странности, ради которых и кашу заваривать никакого смысла, и довольно надменный призыв: «Вы должны покаяться!» и безусловный вред от ухода в раскол. Не удивлюсь, если завтра все трое будут лишены приходов и отправлены в запрет до покаяния.

Но вот что остается фактом — у нас нет ни механизма, ни культуры внутрицерковной дискуссии — чтобы говорить не на языке расколов, ультиматумов и прещений, а по-церковному…”

Иеромонах Феоктист (Игумнов) из Троице-Сергиевой Лавры сообщает, что все три священника — далеко не маргиналы, сумели восстановить приходы и собрать крепкие общины, которые, скорее всего, пойдут за своими пастырями. Тем печальнее звучит его признание, что никакой реакции со стороны духовенства на сложившуюся ситуацию нет:

В течение последних дней эти отцы сумели посеять довольно серьёзное смятение в душах верующих (сужу по количеству обращений ко мне из епархии с просьбой как-то прокомментировать ситуацию). И, насколько я могу судить отсюда, из Лавры, все остальные священники молчат и не предпринимают каких-либо действий для успокоения людей.

Третья тема появилась позже всех. Последние пару дней православные блогеры бурно обсуждают вышедший в “Русском Репортере” репортаж Дмитрия Соколова-Митрича “Очень маленькая вера. Почему второго крещения Руси нет и не будет” о печальном положении дел в Русской Православной Церкви на примере Белгородской епархии. Дмитрий предложил в своем Живом Журнале обсудить публикацию, и мнения блогеров разделились: одни нашли материал весьма метким и своевременным, другие с оценкой журналиста совершенно не согласен.

Интересно, что согласия не нашлось даже среди священников. Отец Феодор Людоговский отметил, что взгляд в репортаже очень важный, и к нему стоит прислушатся и задуматься. А протоиерей Димитрий Карпенко из той же Белгородской епархии заметил у Дмитрия ошибки и неточности:

о. Павел удивился, когда узнал что он «Жажду» успел откомментировать. Он еще даже не успел этой фильмы посмотреть.

Да и вообще показательно, что из достаточно продолжительной беседы с владыкой Вы почерпнули только то, что перепутали двух абсолютно разных людей. И кто Вам сказал, что владыка бывший рокер?

И еще интересно как Вы с таким «знанием» пишите о том где не были (социально-теологический ф-т), а о том где действительно были (дет. сад, гимназия) ни слова.

Приезжайте еще ) Будем ждать с нетерпением, дорогу Вы уже знаете )

Разделились мнения и мирян.

Анонимный блогер decalog считает репортаж неудачным:

Мне одному кажется что в этой статье Соколов-Митрич «дал петуха». Он сравнивает участников группы вконтакте «Против духовной безопасности» с количеством прихожан кафедрального собора. То есть людей нажавших трендовый лайк и людей собравшихся, и пришедших на трехчасовую службу в свой выходной день. Причем выступает на стороне первых.

Соколов Митрич хвалит о.Геннадия Фаста и ругает архиепископа Антония. Хотя о.Геннадий Фаст это как раз человек «патриархийного типа» настаивающий на сознательных усилиях по воцерковлению людей. Именно по его рекомендациям написаны патриархийные методички для штатных катехизаторов. А архиепископ Антоний как раз тот человек который настаивает на том что русские — генетические православные и учить их в вере не надо, сами придут. Батюшки именно такого типа больше всего озабочены тем что, цитирую Митрича «к функционерам люди не потянутся, исчезнут благотворители» И Митрич сочувствует горю батюшек, которых чрезмерное знание православия прихожанами лишит благотворителей.

Журналист Иван Семенов, напротив благодарит коллегу за честность:

Хочу выразить признательность своему френду  smitrich за честную статью , посвященную современным проблемам Русской Православной Церкви. Бесплатно.

Игорь Гаслов решил вступиться за упомянутого в репортаже в негативном ключе игумена Савву (Тутунова) и создал картинку-демотиватор:

Правда, диалог в его журнале, почему-то пошел в сторону: комментаторов больше заинтересовали цвета облачений на фотографии.

Вообще, надо отметить, что в течение поста количество скандалов и информационного шума в православной блогосфере многократно возрастает. То ли, ослабев от поста физического, блогеры пытаются расслабиться хотя бы духовно¸ то ли, напротив, свойственные посту глубокие духовные переживания заставляют бурно реагировать на церковные нестроения.

Мы продолжим держать руку на пульсе православной блогосферы.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.