Благодаря то ли жаркой погоде, не способствующей воинственному духу, то ли завершившемуся многодневному Апостольскому посту, в православной блогосфере царят летние каникулы. Не набирают популярность скандалы, а наибольший интерес представляют записи философского и дневникового характера.
Протоиерей Александр Авдюгин рассказывает и показывает, как он проводит отпуск в Крыму.
Протодиакон Андрей Кураев делится трогательными летними фотографиями: себя в Константинополе и себя с детьми в алтаре.
Пользовательница Живого Журнала tozhe_kot, проживающая в Израиле, сделала небольшой фоторепортаж с места Крещения Господня на границе Израиля и Иордании — святое место недавно было открыто для свободного посещения.
Нельзя сказать, что дискуссии вовсе прекратились — диспуты продолжаются, но носят теоретический характер. Вот жж-юзер ycnokoutellb начинает, вроде бы, жесткий разговор об антиклерикализме:
Критики христианства жуют десятилетиями одни и те же штампы, не замечая что они противоречат друг другу. …
За короткое время несколько представителей (или сочувствующих ей) партии «Правое дело» отметились антицерковными высказываниями. Правда настораживает не только это, но и то, что эти люди говорят ровно противоположные вещи.
Так новый лидер партии Михаил Прохоров заявил: «Пусть Церковь занимается тем, чем она должна заниматься, — духовной жизнью, а мирскими делами займемся мы сами»
Однако другой лидер партии Леонид Гозман призывает совсем к другому — к занятию мирскими делами:
«Я бы хотел, чтобы крупнейшая Церковь моей страны – Русская Православная Церковь — защищала слабых от произвола сильных, чтобы она реагировала на жестокость и несправедливость властей, чтобы в конфликте человека с государственной машиной она всегда была на стороне человека. Я бы хотел, чтобы Церковь не стояла в стороне от тех проблем, которые волнуют людей, от тех конфликтов, которые ставят – уже поставили – под угрозу мир в нашей стране».
Атмосфера в комментариях накалена. Но фактически спора не выходит: верующие и атеисты язвительно обмениваются мнениями и расходятся.
А вот священник Филипп Парфенов пытается найти в критике Церкви антиклерикалами рациональное зерно:
Классическая христианская аскеза в лице многих святых отцов учит, что если о тебе кто-то отозвался плохо, покритиковал, нанёс обиду, значит надо искать причину в себе. Это очень трудно, учитывая то, что мало какая критика является совсем уж беспристрастной и стопроцентно справедливой. Если же не можешь в данный момент исправить ситуацию и устранить причину для этой критики, то хотя бы стоит смиряться. Пример простого человеческого смирения явил, например, распятый рядом с Иисусом разбойник на кресте, признав: «Достойное по делам нашим принимаем»… «Постоянно обвинять и осуждать самого себя… действительно нет другого пути кроме сего» (Древний патерик 15, 29).
…Вообще, за критику стоило бы быть скорее благодарным! Ведь многие критикующие просто-напросто спрашивают с нас то, какими мы должны были бы быть; в этом есть мудрый Божий промысел, в конце концов. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). Пусть эти вопрошания могут быть отчасти наивными, отчасти по неведению, но отмахиваться от них – значит лишь больше умножать сомнения и недоумения вокруг.
Постоянный автор Правмира публицист Сергей Худиев тоже обсуждает атеистов, но в ироническом ключе. Сергей переводит почти анекдотическую историю из жизни американских атеистов: активиста Ричарда Докинза и феминистки Ребекки Уотсон.
На Докинза жестоко наехали феминистки. Обозвали старым богатым белым гетеросексуальным мужчиной (кто бы мог подумать! А с виду такой приличный человек!) и вообще он нарвался. Есть некая дама-активист, Ребекка Уотсон, атеистка и воинствующая феминистка, которая глубоко озабочена сексизмом и мизогинией в рядах атеистов. На одной из конференций в лифт с ней зашел один из участников-мужчин и сказал «не поймите меня неправильно, Вы мне очень интересны, я хотел бы с Вами поговорить, не зайдете ли ко мне на чашечку кофе?» Дама отказалась, на том разговор и кончился, но потом она пожаловалась в интернете на происшедшее как на пример «сексуальной объективации». (Ей, конечно, виднее, но что если бедный мужик действительно хотел именно интеллектуального общения?) На свою беду Докинз отозвался довольно язвительным комментарием, в котором заметил, что женщины, страдающие под гнетом религиозных фанатиков в исламских странах, будут очень впечатлены страданиями американки, которую — о ужас — злодейски пригласили на кофе.
Самое удивительное, что среди комментаторов находятся и те, кто согласились скорее с Ребеккой Уотсон.
Обсуждаются и чисто российские проблемы, как внутренние, так и теоретические.
Евгений Ройзман держит читателей своего блога в курсе по поводу расследования массовой драки в поселке Сагра. По версии Евгения, конфликт был связан в том числе и с распространением наркотиков цыганами.
Наша коллега по перу Ольга Гуманова вернулась из Греции с почти философским рассуждением о любви к родному народу:
Среди греков есть американофилы, которые считают, что Греции поможет Америка. Есть русофилы, которые считают, что Греции поможет Россия. Но есть и общая для первых и вторых черта — и греки-американофилы, и греки-русофилы в первую очередь любят себя. Они совершенно уверены, что греки — это достойный всяческого уважения народ с богатой историей и культурой, который, несомненно, заслуживает того, чтобы вкусно есть, пить хорошее вино, ездить на хороших машинах, жить в хороших домах, иметь высококачественную медицинскую помощь и т.д. То есть, то, что греки должны жить хорошо — это аксиома, принимаемая всеми и без доказательств, а уж кто им именно и по каким мотивам поможет им жить лучше, американцы, русские или еще кто-нибудь — это тема для долгих дискуссий.
У нас же, к сожалению, общее несомненное убеждение и патриотов, и либералов-западников — это то, что русские должны жить плохо, потому что лучшей жизни они не заслужили. Все очередные доктрины из серии «Как нам обустроить Россию» — это о том, какую бы такую идею бросить в массы, чтобы с ее помощью русских можно было бы заставить еще меньше есть, еще больше вкалывать, ну и, конечно, чтобы еще и русские бабы при этом рожали-рожали-рожали.
Ну и конечно, как в летние отпуска и каникулы обойтись без бесед о культуре? Иконописец, книгоиздатель и богослов Киприан Шахбазян предлагает своим читателям прочитать статью, написанную им в соавторстве с будущей супругой еще в 80-е годы, об режиссере Андрее Тарковском:
Слякотным серым зимним вечером шел я смотреть «Жертвоприношение».
Шел, уже зная, что Андрей Тарковский, исповедовавшийся и причащавшийся последний год жизни у православного священника, завершил свой земной путь, умер и отпет в далекой Франции по православному обряду. Шел на фильм, с которым он и должен был предстать пред очами Отца нашего Небесного.
Когда фильм закончился и мы с друзьями вышли на улицу, нас ожидало маленькое чудо. Все было покрыто только что выпавшим снегом. Не было видно ни машин, ни деревьев, ни улицы − одна белизна, чистота, свет.
И в моей душе сама собой сложилась вдруг молитва, которую я затем, оставшись один, произнес вслух: «Господи! прости ему грехи его, утешь его в страдании его, утоли его в жажде его! Господи! упокой душу раба Твоего Андрея».
Закончить сегодняшний обзор блогосферы хочется все же конкретикой и практикой.
Это лето почти не уступает прошлому в жаре, а следовательно, и в лесных пожарах. Грозы ситуацию не спасают.
Напоминаем нашим читателям, что в Живом Журнале действует сообщество добровольцев на пожарах: pozar_ru. Если вы хотите и можете помочь — советуем вам подписаться на эту страницу.