Середина осени проходит в блогосфере ровно. Скандалов нет. Даже просто бурных обсуждений немного. Может быть сказывается стремительное сокращение блогов в пользу фейсбука и прочих социальных сетей?
Задело блогеров обсуждение журналистами А. Невзоровым и А. Никоновым «педофилов в рясах». А. Невзоров, как мы помним, обещал протоиерею Всеволоду Чаплину даже список их выслать, но так и не выслал. А А. Никонов и рад был бы опубликовать такой список, да вот беда — администрация Живого журнала заморозила его блог. Антеклерикалы уверены: постарались адепты Русской Православной Церкви! Православный публицист Сергей Худиев недоумевает, почему список педофилов до сих пор не в прокуратуре?
Если у вас есть реальные сведения о преступлениях против половой неприкосновенности детей … — это к прокурору. Я хочу, чтобы педофилы сидели, я хочу, чтобы педофилы, использующие сан, сидели тем более. Но когда то Никонов, то Невзоров, то другие деятели нас уверяют, что у них есть сведения о тяжких преступлениях, которые они, однако, не хотят ни опубликовать, ни передавать в правоохранительные органы — это наводит на большие сомнения… Было бы ужасно подозревать этих чистейших людей во лжи — но трудно избежать таких ужасных мыслей, когда честные граждане, переживающие за детей, … отказываются выдать правоохранительным органам известных им, по их уверениям, растлителей.
Другой горячей темой в православной блогосфере неожиданно стала встреча председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона с Римским папой. Некоторых блогеров факт встречи православного иерарха с католиками сильно страшит.
А москвичка Юлия (в блоге можно прочесть ее стихи — талантливые и светлые) поздравляет читателей с днем памяти католического святого Францисска Ассизского и принимает поздравления с годовщиной своего православного крещения.
В сообществе Устав факт «благословения у еретика» удостоился активного обсуждения (многие комментаторы, правда, отнеслись к экуменической встрече недостаточно серьезно).
Протодиакон Андрей Кураев как бы совершенно случайно подлил масла в огонь, приведя простой исторический факт:
В истории России весьма памятен антиохийский патриарх Макарий 3-й (1647-1672).
В 1650-м он приезжал в Москву и во многом спровоцировал Никона на его реформы. Потом приезжал вновь уже для суда над самим Никоном…
И вот, оказывается, еще в 1662 году Макарий отправил в Рим признание своего тайного подчинении Риму, а в 1663 году публично приветствовал папу как своего святого отца на обеде во французском консульстве Дамаска
(Рансимен С. Великая Церковь в пленении, с. 241).
Комментаторы заинтересовались и задумались: «Может, лучше старообрядцами станем?», «Интересно, а сколько сейчас «православных» иерархов тайно присягнули Риму?» и даже: «Есть надежда на повторение истории?».
По мнению других комментаторов, на сегодняшний день экуменический диалог находится в тупике.
К сожалению, католики как желали, так и желают не воссоединения, а присоединения православных Церквей :(
… На момент публикации нашего обзора запись отца Андрея собрала больше трех с половиной сотен комментариев.
Экскурсы в историю стали в этом сезоне особо популярны.
Диакон Андрей Белоус из Ангарска стал вспоминать мировую историю: как империи теряли провинции. Отец Андрей доказывает бесперспективность модного у современных русских националистов тезиса «хватит кормить Кавказ». Вывод из этого исторического наблюдения довольно неожиданный: «Не с Кавказом нужно бороться, а с абортами». Поспорить трудно.
Иерей Антоний Скрынников, служащий в Ставрополе, предлагает читателям посетить новый миссионерский сайт http://dia-logos.ru/, который будет рассказывать об истории православного Кавказа.
Блогер bizantinum порадовал прекрасным религиоведческим исследованием о языческих корнях почитания земли со святых мест. Приведем наиболее интересные цитаты:
Приписывание земле свойства освобождать от грехов отразилось и в обычае «прощаться» с землей — просить прощения у земли перед смертью [5]. В ряде местностей ходили «прощаться» с землей, чтобы излечиться от болезни, приставшей где-нибудь в дороге, или от ушиба. Заболевший отправлялся на перекресток или на то место, где случилось несчастье, и говорил: «Прости, матушка сырая земля, раба Божия такого-то!» или «Прости, мать-сыра земля, в чем я тебе досадил!» [6].
…
Земля с могилы повсеместно применялась в магии. Согласно фольклорным представлениям, эта земля несет заряд смертной силы, поэтому ее используют как средство, которое дает забвение, помогает побороть страх, тоску и болезнь [14]. В народном похоронном обряде земля с могилы до сих пор используется в качестве очистительного и охранительного средства. Очень распространен обычай брать землю с могилы домой, чтобы не бояться покойника и не тосковать по нему. Чтобы покойник не снился, берут горсть земли с могилы в мешочек и кладут его себе под подушку. С этой же целью поят водой, в которую кладут землю с могилы, разбрасывают эту землю по полу в доме, бросают ее через плечо, уходя с кладбища. Разбрасывая землю с могилы у дверей и окон, родственники умершего стремятся также защититься от «ходячего» покойника [15]. Таким образом, «чтобы предотвратить появление мертвеца, живым делают своеобразную “прививку” смерти… Небольшая “доза” смерти, содержащаяся в земле с могилы, способна вытеснить значительно бóльшую — визиты мертвеца» [16].
Хочется вспомнить забавный совет, данный одним добрым священником с естественным образованием благочестивой прихожанке, мучившейся вопросом, что делать со «святой земелькой»: «Засыпай в горшки с цветами — цветы будут питаться этой землей, будет происходить фотосинтез, вырабатываться кислород, и будет у тебя в доме святой воздух».
Ну и напоследок шуточная идея в блоге диакона Святослава Шевченко из Благовещенска:
Всем известна проблема, когда молитвенную тишину храма взрывает гулкое цоканье женских каблуков. В связи с этим предлагаю запустить в ХПП «Софрино» производственную линию по выпуску универсальных резиновых глушителей для дамских каблуков. Рабочее название продукции «Антицок».
Перед входом в храм, там где по обычаю для невоцерковленных посетителей организована выдача косынок и юбок на запах — установить коробку с глушителями «Антицок». Над коробкой прикрепить табличку с инструкцией пользования. Вернем тишину в наши храмы!
Мы продолжим держать руку на пульсе православной блогосферы!