Сегодняшний обзор блогов мы начнем с того, что присоединимся к просьбе о помощи (тем более, что эта запись, к сожалению, не получила очень большой популярности).
“В Ульяновской области сгорел дом отца Игоря Ваховского со всем имуществом. Люди не пострадали. …Денежные переводы и посылки можно отправлять по адресу: 433720 Ульяновская область г.Барыш ул.Ломоносова, дом 3 Ваховская Светлана Гелиевна”, — пишет в своем блоге писательница Лилия Малахова.
Все присланное будет передано семье отца Игоря.
Почти двести комментариев собрала ироническая запись протодиакона Андрея Кураева об инициативе липецкого представителя движения “Наши”: молодой человек обратился в православные фонды с просьбой выделить ему 24 миллиона рублей на миссионерскую деятельность. “Эх, умеют же люди не стесняться в средствах!“.
Вообще в последние дни многие миссионерские инициативы вызывают бурную полемику. Например, обозреватель сайта Правда.ru Ольга Курова в своем живом журнале жестко критикует православную социальную рекламу против абортов. На постере изображены две женщины: одна, одинокая в узких джинсах и обтягивающей футболке, садится в пустую машину, в которой видны тени мужчины и детей, а другая идет от храма с четырьмя детьми. Ольга отмечает, что мать семейства идет без мужа, т.е. из изображения можно сделать только один вывод: “Будешь делать карьеру — останешься без мужа и детей, будешь рожать детей — останешься с детьми без мужика и в нищете”.
Еще большее обсуждение вызвало креативное предложение Ольги: Я бы изобразила следующее: хорошо одетая пара на дорогом автомобиле с завистью смотрит вслед хорошо одетой паре на еще более крутом автомобиле, из окон которого машет куча детей. И жена мужу бросает что-то вроде: «А ты говорил, или ребенок, или новая машина…».
Впрочем, данный конкретный “антиабортный” постер не понравился многим православным блоггерам.
Проживающий в Москве клирик Северодонецкой епархии иеродиакон Феодорит начинает рассматривать картинку в гротескном стиле, но постепенно приходит к очень серьезным и невеселым выводам: Над городом нависает сталинский небоскреб. Может быть это и МГУ, может МИД, или еще что-то. Только видно, что именно это – идейный центр картины. Вотужо – придет товарищ Сталин – и хана и вашему сексу, и вашим храмам.
Постепенно переходим к обсуждению самой острой в многодневные посты темы (кто читает блоги, тот оценит иронию — остальных прошу поверить на слово): брак и монашество.
Вот отец Сергий Лепин из Беларуси вступает в полемику с иеромонахом Иоанном (Каплуном) из Биробиджанской епархии, недавно пошутившем в своем Живом Журнале: «Многодетные матери — это замечательная часть человечества. Но монахини – лучшая». На популярную тему для обсуждения в православной блогосфере, что выше — брак или монашество, отец Сергий предлагает посмотреть с такой точки зрения: Люди, одумайтесь! Сравнивать монашество и «мирскую» жизнь сами по себе – то же, что сравнивать по признаку «круче» водное поло и бег на 400 метров с барьерами. Теплое с мягким. Имеет смысл, ИМХО, взять отдельных спортсменов и посмотреть, кто чего именно достиг, кто какие медали завоевал, на каких соревнованиях участвовал. Можно сравнивать, конечно, и, например, по характеру травматизма, по степени развитости тех или иных групп мышц, по влиянию на определенные физиологические параметры и пр. Но сравнивать вообще и безотносительно к чему либо конкретному – идиотизм, извините. «Я круче, потому что я ватерполист!!!»
Заканчивая разговор о христианском понимании брака, позволю себе выйти за пределы православной блогосферы. Киевский музыкант Сергей Нагорный (кажется, относящий себя к одной из протестантских церквей) проанализировал библейские тексты, говорящие о браке и блуде, и сделал из них важный вывод:
Пост собрал больше тысячи комментариев; в отдельных ветках завязалась бурная полемика между людьми традиционных и секулярных взглядов. Однако отрадно, что среди даже неправославных и просто нерелигиозных комментаторов попадались те, кто согласились с автором записи.
В ином, богословско-каноническом ключе гендерный вопрос поднят в одном из наиболее популярных православных сообществ Устав. Среди многочисленных записей об экуменизме, канонах о допустимости игры в шахматы для клириков и хиротессии для церковнослужителей, смотритель сообщества и наш автор Игорь Гаслов предложил опрос: Возможна ли принципиально для женщин хиротессия в определенные чины церковнослужителей?
Интересно, что наибольшее число голосов получил вариант ответа: “Принципиально возможна, но после разрешения этого вопроса Всеправославным Собором”. Что ж, подождем Всеправославного Собора… Может быть, мы еще увидим восстановление чина диаконисс, кто знает?
От внутренних православных тем перейдем ко взаимоотношениям с миром сим. А они в последнее время не складываются.
ЖЖ-юзер dekalog републикует в своем блоге статью Дарьи Асламовой “ Почему Европе не нужен Бог? ” о том, как в Европе под видом защиты прав и свобод представителей различных религиозных конфессий и атеистов грубо попираются права и свободы христиан. О том же беспокоится митрополит Киевский Владимир: новость о его обращении в Европейский суд по правам человека мы недавно публиковали.
Наш постоянный автор Сергей Худиев также выражает неудовлетворение явным и агрессивным вмешательством секулярных сил в частную религиозную жизнь. Недавно Международная футбольная федерация FIFА рекомендовала футболистам отказаться от молитв на футбольном поле до и после матча, а также строго запретила демонстрацию и распространение религиозных символов среди коллег-футболистов и зрителей. Мне всегда казалось спорной практика молитв о победе в состязательных видах спорта — хотя с другой стороны, если для людей это важная область жизни, для кого-то профессия, то было бы странно, если бы люди не молились. Вопрос, в общем, для меня не вполне ясный. Но когда какая-та фифа начинает указывать людям, могут они молиться или нет, ей надлежит разъяснять в краткой и доходчивой форме, что она явно превышает свои полномочия.
Чтобы не заканчивать наш обзор на столь пессимистичной ноте, присоединимся к поздравлениям северному миссионеру игумену Агафангелу (Белых), известному православным читателям в том числе и по публикациям на нашем портале , с десятилетием служения в священном сане. 25 июня 2000 года отец Агафангел был рукоположен во диакона.
Мы продолжим держать руку на пульсе православной блогосферы.